Водители-дальнобойщики попадают в список самых востребованных профессий в Литве, однако, сами утверждают, что вынуждены сидеть без работы, так как фирмы не хотят их нанимать. Другие уверяют, что просто не хотят работать в тех условиях, которые предлагаются на данный момент. По словам руководителя Профессионального союза водителей Рамунаса Нарбутаса, «есть много водителей, которые ищут работу, но мало рабов».
Он говорит, что работа водителя-дальнобойщика всегда была тяжёлой, а во время кризиса стала еще и низкооплачиваемой. «Человек, работая в Европе третью неделю без возможности отдохнуть, едет за договорную вещь – так называемый километр. На данный момент за один километр работодатели платят от 19 до 30 центов», — рассказывает Р. Нарбутас. Так же существует юридическая возможность до 50% уменьшать суточные деньги, что по мнению собеседника несправедливо в отношении работников.
AETR конвенция запрещает выплачивать зарплату, зависящую от пройденного расстояния, однако, предусматривает оговорку. 3 ч. 11 ст. AETR конвенции: "Запрещается выплачивать водителям зарплату в зависимости от пройденного расстояния и (или) количества грузов даже в качестве премий или прибавок к зарплате, кроме тех случаев, когда такая зарплата не опасна для дорожного движения».
Возможности трудоустройства – малы
«Большая часть водителей в Литве работает за 1041 лт «на бумаге». Системы оплаты разные. Работодатели больше всего злоупотребляют суточными деньгами, так как после выплаты 1041 лт, оставшаяся часть – суточные деньги – не облагаются налогом, а порядок их выплаты не регламентирован», – говорит Рамунас Нарбутас о порядке расчета с водителями. По его словам, официальная часть зарплаты всегда была такого же размера, однако, во времена процветания суточные деньги составляли другую, большую часть зарплаты. В нынешних условиях водители зарабатывают гораздо меньше, часто с ними опаздывают рассчитаться.
Водитель Римантас Забараускас утверждает, что именно создание профсоюза стало причиной его увольнения. По его словам, квалифицированные и опытные работники не хотят мириться с плохими условиям работы и оплаты, поэтому хороших водителей может не хватать. «Работодатели говорят, что им не хватает водителей. Их и будет не хватать, если работодатели не будут обращать на них внимания», – возмущается Р. Забараускас. Он рассказывает, что 2 месяца назад отправил своё резюме в фирму, которая утверждает, что не находит водителей, однако, ему ответили, что его резюме работодателей не интересует.
«Позвонил напрямую – ответили, что перезвонят, потому что еще выбирают людей. Так зачем тогда объявляют, что им очень нужны водители, если на самом деле не нужны?», – говорит так и не дождавшийся звонка Р. Забараускас. В то же время работодатели утверждают, что поиск водителей – непростое занятие, хотя они и используют разные каналы, в том числе и возможности Трудовой биржи. Однако, Р. Забараускас скептически относится к трудовым ярмаркам – встречам потенциальных работников и работодателей, которые организует Трудовая биржа. «Мы расцениваем, это как настоящую торговлю рабами. Приходит безработный водитель «со стажем» и работодатели, которые предлагают свои цены за этого "раба". Выходит, что от человека ничего не зависит», – говорит мужчина.
Работодатели ждут иностранцев
У опытного водителя Видаса Станкявичюса другое мнение о сотрудничестве работодателей с Трудовой биржей. Он считает, что фирмы говорят о нехватке водителей для того, чтобы принять на работу иностранцев. «Работодатели идут на Трудовую биржу для того, чтобы показать, что в Литве не хватает водителей . Они хотят, чтобы на наш рынок разрешили прийти белорусам, россиянам и т.д. А ведь деньги за рейсы в таком случае остаются не в Литве, они уходят в другие страны. Белорусам и россиянам достаточно того, что они зарабатывают, поскольку у них совсем другой прожиточный уровень», – говорит В. Станкявичюс. По его словам, когда фирмам разрешат свободно нанимать иностранцев, они хлынут в Литву, так как заработок, который не устраивает литовских водителей, им кажется нормальным.
Председатель профсоюза водителей так же признаёт, что иностранцы работодателям более выгодны, так как они работают в худших условиях, чем литовцы. «C них требуют залог 3000 литов, хотя законы этого и не позволяют. За каждую царапину на машине и прочее – высчитываются деньги», – рассказывает Р. Нарбутас. По его словам, работодатели утверждают, что ищут опытных и квалифицированных работников, однако, некоторые их требования удивляют. «Странно, когда, например, от водителя требуют знание украинского языка. Ведь все в Украине знают русский язык и этого достаточно. Или придумывают, что надо знать грузинский язык. Иностранцев нанимать проще, поскольку отпадают расходы на визу. У них они уже есть, поэтому иностранцы могут ехать», — о пользе таких работников рассказывает председатель.
Р. Забараускас так же считает, что фирмы лишь говорят о том, что им нужны квалифицированные работники, а на самом деле склонны нанимать молодых и неопытных водителей: «Приходит в фирму молодой водитель и отправляется в так называемую «каденцию». Три месяца проводит там, а по возвращению узнаёт, что ему за что-нибудь будут высчитаны деньги. Он уходит с работы и ищет другую, таким образом набираясь опыта. Работодателю, который так поступает, это выгодно еще и из-за испытательного срока: за водителя не надо платить налогов, хотя работу он выполняет точно такую же», – говорит он.
Опыт других стран
Р. Нарбутас утверждает, что Профсоюз водителей Литвы сотрудничает с профсоюзами других стран и видит в этих странах иную ситуацию. «В Западных странах во время кризиса оплата за километр или выполненную работу даже увеличилась, так как уменьшился объём работ. Для того, чтобы люди не пострадали, им платят примерно так же, хотя работают они меньше. В то же время нашим водителям зарплаты срезали до минимального уровня. Если какая-то фирма предлагает больше, чем 1041 лт, то точно находит работников», – утверждает он.
Видас Станкявичюс говорит, что общается с водителями из стран Западной Европы и знает, что у них ситуация гораздо лучше: «Практически во всей Европе существует почасовая оплата – фиксируется начало и конец работы, выводится сумма и тогда считается зарплата. Такая система действует в Англии, Германии, Италии… А у нас минимум или ставка за километр. Я разговаривал с итальянскими водителями – они не представляют, как зарплата может снизиться на 50%. Они говорят, что объявили бы забастовку».
По словам председателя профсоюза, проблему нехватки водителей можно было бы решить с помощью улучшения условий оплаты. На данный момент случается и так, что водители свои деньги получают только после обращения в Трудовую инспекцию. «Есть множество случаев, когда водителей обманывают, им не выплачивается то, что было обещано. Тогда водитель обращается в Трудовую инспекцию, делается проверка и деньги возвращаются. Конечно, если фирма не успевает объявить себя банкротом», — говорит Р. Нарбутас.
Очевидно, что во время экономического кризиса и изменений на рынке, а порой и потому, что работодатели злоупотребляют создавшимся положением, не во всех фирмах водителям создаются благоприятные условия. В то же время работодатели уверяют, что ищут квалифицированных и ответственных работников и в такие времена.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.