На данный момент на Бирже труда Литвы зарегистрировано более 275 тыс. безработных, в стране не работает более 13% людей трудоспособного возраста, однако, представителей некоторых профессий на рынке труда постоянно не хватает, среди них – водители транспортных средств международных грузовых перевозок и водители экспедиторы. Барометр возможностей трудоустройства 2009 года, составленный Биржой труда Литвы показывает, что эти работники входят в 9-ку наиболее востребованных, этот факт подтверждает и то, что в предложениях Биржи труда им уделяется особое внимание. На сайте внимание привлекает яркое рекламное объявление, в котором предлагается работа для водителей. Рабочих предложений представителям этой профессии хватает и на других сайтах объявлений о работе, а так же в газетах.
Работадатели уверяют, что найти квалифицированного работника в Литве на самом деле не очень просто, а гражданам из третьих стран, не входящим в Евросоюз, с марта 2009 г разрешения работать водителями транспортных средств международных грузовых перевозок не выдаются. Среди всех разрешений выданных гражданам третьих стран в транспортном секторе в 2007 было выдано – 41%, в 2008 – 35%. В то же время Биржа труда сообщает, что если работадателю не будут предоставлены водители из Литвы, соответсвующие обязательным и обоснованным требованиям, Биржа труда продлит разрешение на работу ранее принятому на работу иностранцу.
Хотя Биржа труда побуждает работадателей нанимать работников из Литвы и не продлевать договора с иностранцами, работадатели уверяют, что найти профессионального водителя в Литве достаточно сложно. Директор ЗАО „Sėkmingas reisas” Серго Амиргулашвили говорит, что не раз обращался в Трудовую биржу, в поисках водителей, но они не могли ничего предложить. Причина этому – выбранное фирмой направление, дальние рейсы: «Мы ездим в Турцию, Грузию, Армению, Азербайджан, местные не хотят ездить в этом направлении. Почти всех водителей нахожу самостоятельно, половину парка составляют работники из Грузии. Я совсем не против нанимать водителей литовцев, но они ко мне не обращаются», — констатировал С. Амиргулашвили.
Говоря об иностранцах, работадатели подчеркнули, что нанимают их именно по той причине, что литовцы не хотят не только ездить в дальние рейсы, но и вообще в восточном направлении: «Водители из Литвы отказываются ехать в Казахстан,Белоруссию, Россию, а приняв на работу иностранца, отпадает и визовый вопрос, поэтому договоры с ними пока что продлеваем»,- говорил представитель ЗАО „Vilniaus dobilas“ Вайдотас Григялюнас. Ему вторила и представительница ЗАО „Transmėja” Оринта Янкаускене: «Иностранным водителям продлеваем договоры именно по тому условию, что не находим квалифицированных работников в Литве».
Большинство работадателей, ищущих работников на сайте Биржи труда, утверждают, что он не является основным источником получения кандидатов. «Начала пользоваться 3 – 4 месяца назад, но не могу сказать, что получила очень много ответов. Размещаем объявления и в газетах, и на других сайтах рабочих объявлений, что тоже дало результаты», — результатами различных поисков делилась предствительница ЗАО „Transmėja“. Кроме того, некоторые работадатели уверяют, что кандидаты Биржи труда отличаются от других: «Кандидаты Биржи труда являются специфическими. Когда люди сами находят объявление, они бывают мотивированы, хотят работать, а из биржи таких кандидатов лишь один другой, нескольких мы приняли на работу», — рассказывала представительница ЗАО „Transekspedicija“ Рената Маркевич. Такое мнение разделяет и ЗАО „Girteka“ менеджер по персоналу Виктория Томашявичене, которая говорит, что кандидаты Биржи труда не являются самыми сильными. В то же время часть работадателей, которые ищут работников, совершенно не обращают внимания на то, откуда они узнали о свободном рабочем месте. «Когда я нахожу водителя или он меня находит, зачастую не знаю, откуда он – Биржи труда, газеты или пришёл «через знакомых», для меня важно, какой человек», -рассказывал директор ЗАО „Keltra“ Римас Ширка.
Он утверждал, что в его фирме не работают иностранные работники, так как хватает литовцев, которым больше доверяет. Другого мнения придерживается Р. Маркевич, которая убеждена, что нет основания иностранцев выделять из других: «Если человек хочет работать, всё в порядке, мы получаем для иностранцев продления договоров, однако, с Нового года мы так же устроили на работу очень много литовцев». Отвечая на вопрос о том, как узнали о странице объявлений Биржи труда, одни работадатели утверждали, что нашли его просто интересуясь возможностями размещения объявлений о работе, другие получили инструкции, посетив ярмарку, которую организовала Биржа труда. Некоторые работадатели ярмарки посещают постоянно, другим хватает и других возможностей поиска, а кто-то разочаровавшись в одной встрече, всё равно ждёт другую: «Участвовали в одной ярмарке, но, наверное, нужно будет участвовать еще раз, почему-то в прошлый раз было очень мало водителей»,- рассказывал представитель ЗАО „Vilniaus dobilas“.
Бизнесмены утверждают, что поиски новых водителей гораздо сложнее, чем думают чиновники, защищающие рынок труда страны. Зачастую считается, что если у человека есть водительское удостоверение нужной категории, он может везти грузы по международным маршрутам. Увы… Ответ на вопрос, кто и как будет решать вопрос трудоустройства водителей, когда кризис закончиться, только один – это будущая головная боль лишь работодателя.
Аналитика
В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.
2024-11-07 33
Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).
2024-11-07 1 391
Здесь и здесь – основные мировые тенденции сектора логистики от DHL (всё на одном графике).
2024-09-18 222
Здесь — можно найти интервью водителя (на английском языке), который рассказывает о специфике работы на электрическом грузовике.
2024-07-25 49
Ниже представлена запись семинара IRU о введении новых — экологичных — дорожных сборов в Европе.
2024-05-06 42
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.