В экспедиции нет людей «с улицы»?

ekspeditor

Экспедиция – это интересная сфера деятельности, имеющая свои взлёты и падения. Ещё совсем недавно экспедитором мог стать чуть ли не каждый, кто захочет: низкие барьеры для входа на рынок, отсутствие лицензирование деятельности, небольшая финансовая ответственность – идеальные условия для открытия предприятия! Но ждёт ли рынок новичков или они только и делают, что нарушают правила рынка, предлагая низкие ставки за перевозку грузы?

Новые фирмы – не растут, как грибы после дождя

Бум создания логистических компаний пришёлся на 2006 г. и только в последние годы он начал спадать. На создание столь большого количества фирм повлияли низкие барьеры для входа на рынок. Нередко приходится слышать, что менеджер уходит из экспедиторской компании, забирает свою записную книжку с контактами и основывает свою компанию. Кроме того, в случае банкрота экспедитор отвечает только своим офисом и несколькими компьютерами, поэтому создать свою фирму спешил кто угодно. По мнению многолетних профессионалов в сфере экспедирования грузов, такие «случайные» фирмы имеют мало перспектив выжить на рынке. «Я не верю в экспедиторов-дилетантов, т.е. я не думаю, что у таких компаний есть долгосрочная перспектива», — говорит Томас Бркшайтис, создавший свою логистическую компанию «Lautoma» в 2004 г.

По данным компании «Creditreform Lietuva, оценивающей риск компаний, больше всего логистических компаний было открыто в 2009 г. – 166 (10,7% всех компаний), свыше 100 фирм открывалось в 2007-2008 г. и в 2010-2011 г.

Заместитель директора ЗАО «Creditreform Lietuva» Ромуалдас Трумпа говорит: «Экспедиция – одна из областей, в которой очень активно открываются новые компании. Открытые за последние 5 лет логистические фирмы составили половину всех предприятий этой отрасли, а открытые в 2010-2011 г. логистические компании составили пятую часть всех компаний. Немало этих фирм получили статус средних и крупных, однако новичкам всё труднее и труднее расти на рынке.

Недолговечность новых экспедиторских компаний прекрасно иллюстрирует количество банкротств. В секторе складирования и услуг, связанных с перевозками количество банкротов возросло с 14 до 24 (среди экспедиторов – с 11 до 22). Тем не менее, в секторе логистики конкуренция не уменьшилась, а компаний всё также много.

Для открытия экспедиторской фирмы необходимы: деньги, знакомства, информация

Наш собеседник-экспедитор, работающий в этой сфере уже 8 лет и не пожелавший представиться, рассказал редакции Cargonews об особенностях экспедиторского дела. Для тех кто думает об открытии своей фирмы, важным аргументом является минимальная ответственность. Именно поэтому больше всего страдают заказчики, так как соотношение собственности-имущества в таких экспедиторских фирмах низкое, а законы слишком мягкие.

Говоря об открытии своего дела, экспедитор рассказал, что это задача не из лёгких: «На рынке существует огромная конкуренция, а новичкам не доверяют ни заказчики, ни перевозчики. Также для того, чтобы получить преимущество, надо иметь немалые оборотные средства, чтобы оплачивать услуги перевозчика быстрее конкурентов. Поэтому вначале приходится рассчитываться своими деньгами, пока с тобой не рассчитается грузоотправитель». По мнению собеседника, здесь и кроется наибольший финансовый риск. «Перевозчик может испортить груз, а убытки придётся возмещать экспедитору. С другой стороны, эти же самые убытки могут перейти к заказчику перевозки, которым может быть другой экспедитор. Другой немаловажный аспект для открытия своей компании является информация о надёжных и ненадёжных перевозчиках и экспедиторах. По его мнению, важно заранее собрать детальную информацию, чтобы не попасть в ловушку ненадёжного партнёра.

Экспедитор безжалостен по поводу тех, кто мечтает об открытии экспедиторского дела. «Сегодня на местном рынке прибыльность экспедиторов составляет 0-15%, поэтому нетрудно посчитать, какие нужно иметь обороты, чтобы хотя бы не войти в минус. Мне кажется, для новых экспедиторов эта миссия не выполнима», — говорит собеседник с немалым опытом работы на рынке.

Когда новички в логистике начинают получать прибыль?

Слова предыдущего собеседника были подтверждены цифрами анализа, представленного Р. Трумпой. Р. Трумпа замечает, что сегодня ситуация на рынке кардинально изменилась: «Никто не ждёт на рынке новых экспедиторов. Фирму открыть легко, однако возможностей для того, чтобы успешно работать и быстро расти, гораздо меньше. Новички лишь пополняют ряды мелких фирм».

По сравнению с 2011 г., кривая прибыли логистических компаний в текущем году растёт медленнее. В первом полугодии 2011 г. рост доходов увеличивался вдвое, а в том году – лишь в 1,5 раз. новички не внесли значительного вклада в рост данной отрасли.

По оценке ЗАО «Creditreform Lietuva», сегодня в логистике (деятельности, характерной для складирования и транспортировки) формально работает 1463 предприятия, из которых в 2011 г. прибыльными было лишь 1300 фирм. В 2011 г. прибыль 77 фирм превышала 25 млн. литов. Прибыль 244 фирмы была в районе 5-25 млн. литов, 339 фирм – 1-5 млн литов, 135 фирм — 0,5-1,0 млн. литов, 493 фирмы – 0,5 млн. литов.

С первого взгляда кажется, что процент новых компаний уменьшился незначительно – с 22,3% до 20,3%. Однако если посмотреть глубже, то можно увидеть, что значительно уменьшилось количество новичков среди тех фирм, доходы которых превышали 1 млн. литов, однако их количество заметно возросло среди мелких компаний, чью доходы не достигли и 1 млн. литов.

Среди компаний разных размеров процентная часть новых предприятий менялась по-разному:

— Среди крупных компаний (прибыль свыше 25 млн. литов) в 2009 г. было 2, в 2011 г. – 3 фирмы. В прошлом году новичками в основном были давно работающие компании, реорганизовавшие свою деятельность.

— Среди фирм с прибылью 5-25 млн. литов количество новичков с 2009 по 2011 г. уменьшилось с 20 до 15, а их часть упала с10,4% до 6,1%.

— Количество новых компаний, достигших прибыли размером 1-5 млн. литов, уменьшилось с 67 до 48, т.е. с 22,0% до 14,2%.

— Количество компаний с прибылью 0,5-1,0 млн. литов увеличилось с 29 до 41, т.е. с 23,0% до 30,4%.

— Число фирм, доход которых не достиг и 0,5 млн. литов, увеличилось с 140 до 155, т.е. с 28,5% до 31,4%.

Анализируя тенденции последних лет, можно утверждать, что в последние годы новички более осторожно входят на рынок, чем это было 4 годы назад, и не доверяют свою деятельность людям «с улицы». Концентрация действующих сегодня компаний увеличивается и небольшим новым фирмам остаётся всё меньше и меньше рыночного «пирога». Всё большая часть новых фирм так и остаются в рядах мелких предприятий.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0