У перевозчиков пока нет денег для инноваций в бизнесе (часть 1)

12519
В последнее время всё чаще слышны разговоры о применении современных информационных технологий (ИТ) в транспортном секторе. Хотя расширение и применение таких систем уже давно не новинка, всё-таки представители бизнеса возмущаются, что перевозчики не всегда могут указать точное время прибытия и доставки товара, а электронные связи работают достаточно ограниченно – о заказах приходится договариваться по факсу или по электронной почте. Создатели логистических систем ИТ подтверждают, что предприниматели Литвы на эти системы часто смотрят скептически и примитивно – лучше дополнительно нанимают нескольких человек, чем инвестируют.
 
Планирование и руководство транспортом, заказами и запасами, складами – повседневность специалистов транспортной сферы. Если бы в ХХI веке это делалось без инновационных технологий, скорее всего, уровень безработицы в Литве снизился бы до минимального, так как для этого понадобилось бы в несколько раз больше работников. Примеры всегда говорят сами за себя. Случай компании “Tromina”, представляющий комплексные логистические услуги: после внедрения системы, предназначенной для дистрибуции, количество работников уменьшилось в два раза. «Система не заменяет человека полностью, но позволяет сильно уменьшить количество человек, составляющих маршруты. Это очень ускоряет работу. По сути, если используется система, предназначенная для дистрибуции, достаточно и одного человека», — объясняет представитель компании ИТ UAB “Tieto Lietuva” Гинтаутас Савицкас.
 
Вокруг не ездят
 
Гитнарас Савицкас, отвечая на вопрос, как система помогает экономить, говорит, что больше всего удаётся сэкономить из-за того, что она позволяет сильно уменьшить километраж: «Человек не может так эффективно оценить все ограничения, а система делает это математически, ищет лучшие комбинации. Заказы распределяются таким образом, чтобы километраж был как можно меньше. Оптимально распределив маршруты, можно сэкономить около 15% средств от общих расходов на транспорт».
 
Транспортный директор логистической компании “Trominа” Паулюс Бацюшка подтверждает, что после того, как компания начала использовать транспортную систему планирования, предназначенную для дистрибуции, её транспортный парк был уменьшен на 20%, а транспортные средства начали загружать больше грузов. «При подсчёте километров система делает очень маленькую погрешность. Если в черте города автомобиль проезжает 50 км, то погрешность обычно составляет 2-3 км. Так происходит из-за того, что система считает путь к объекту от улицы, а ведь часто приходится и во дворы заезжать. Это немного увеличивает километраж», — объясняет Т. Бацюшка.
 
Рыночная стоимость систем, предназначенных для дистрибуции, колеблется от 150 до 300 тыс. лт. Гинтаутас Савицкас рассказывает, что предприниматели Литвы не спешат инвестировать: «Такие системы в Литве устанавливаем уже 4 года. Они становятся всё более популярными, однако надо признать, что литовцы очень консервативные, жалеют денег на инвестиции, не верят, что они быстро окупятся, хотя практика показывает другое. Гораздо более гибкие – международные компании». По словам собеседника, в этом году уже есть новые заказы, но их немного, так как транспортные компании еще только вылезают из кризисной ямы. В соседних странах процессы ИТ движутся быстрее. «Латыши и эстонцы более восприимчивы к новшествам. Там другая культура ИТ. Пока жизнь литовцев не прижимает к стенке, они не предпринимают действий, считают, что лучше нанять больше людей. Часто в современные системы инвестируют только тогда, когда узнают, что и конкурент делает то же самое», — ситуацию на рынке анализирует Г. Савицкас. По его словам, представители транспортного бизнеса всё еще слишком много времени уделяют рутинной работе, например, планированию маршрутов, а не улучшению процессов бизнеса.
 
По словам предпринимателей, современные системы транспортного планирования (СТП) не только позволяют сэкономить, но и уменьшают погрешности маршрутов. «Ранее большинство клиентов позволяли водителям отклониться от плана до 15%, а сейчас только до 1-2%, так как точность системы практически 100%», — рассказывает Г. Савицкас.
 
Несмотря на то, что современные системы работают достаточно точно, всё-таки недовольные есть. На недавно прошедшем форуме компании “Norfos mažmena” председатель правления Дайнюс Дундулис высказал немало претензий перевозчикам, перевозящим пищевые продукты. По его словам, перевозчики не могут точно установить, когда привезут товар, так как большинство работает без систем ИТ, поэтому возникает угроза для качества перевозимой продукции: «Порой овощи из Испании перевозятся до 10 дней без каких-либо объяснений».
 
За границей уже сейчас применяется практика, что если перевозчик опаздывает доставить товар, заказчик от его услуг отказывается. Д. Дундулис уверен, что Ассоциация перевозчиков Литвы “Linava” должна присоединиться к расширению электронных систем в сфере транспорта и логистики: «Расширения электронных систем в транспортной сфере нет, есть только управляющие грузовиками», — говорит Д. Дундулис.
 
По подсчётам создателей СТП, такие системы окупаются через несколько месяцев, если расходы на транспорт достигают десятки миллионов литов в год. На сегодняшний день СТП в Литве чаще всего используют производители алкоголя и мороженного, логистические компании и некоторые предприятия, изготавливающие технику сельского хозяйства. СТП очень популярны в странах Скандинавии.
 
Предприниматели, использующие СТП, акцентируют их основные аспекты: автоматическое планирование маршрутов, возможность максимально заполнить транспортные средства, уменьшение пустого пробега. Помимо всего этого, такие проекты позволяют выполнить стратегическое планирование, например, моделировать ситуацию, что бы было, если бы транспортный парк увеличился еще на несколько тягачей, как это повлияло бы на весь процесс логистики.
 
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0