Трудовая инспекция Литвы: в транспортном секторе не хватает порядка

volvo-199x149

Государственная трудовая инспекция (ГТИ) Литвы подытожила результаты прошедшего года и представила статистику о совершаемых перевозчиками нарушениях, а также о поступивших жалобах касательно несоблюдений трудового законодательства в транспортных компаниях.

Руководитель Отдела коммуникаций ГТИ Габриэле Банайтите, говоря о совершаемых перевозчиками нарушениях, отмечает, что в этой конкретной сфере требования безопасности чрезвычайно важны и не стоит их разделять на более или менее грубые: „Сложно разделить, какие нарушения грубые, а какие нет. Фактически каждое нарушение (например, необучение правилам безопасности во время погрузочных работ, отсутствие контроля за здоровьем, работа в сверхурочные) могут вызвать травму работника или даже его смерть».

Г. Банайтите поделилась информацией о том, насколько успешно в прошлом году ГТИ удавалось контролировать транспортный сектор.

Наиболее частые нарушения

Одно из основных, но наименее заметных, нарушений — это оплата водителю по договорённости, т.е. за проеханные километры (что не отражается в трудовом договоре).

В 2012 году ГТИ провела плановую проверку (на соответствие регламентам ЕС; при сотрудничестве и обмениваясь информацией с Дорожно-транспортной инспекцией) 4,6 тыс. дорожных транспортных средств в 217 фирмах, а также проконтролировала соблюдение водителями режима работы и отдыха. В ходе проверки было установлено 4340 нарушений.

Большинство проверенных компаний – фирмы, занимающиеся грузоперевозками. Наиболее распространённые в них нарушения:

непредставление данных о длительности вождения и листов регистрации рабочих дней водителя (1823);

длительность отдыха: ежедневного (838), недельного (325);

длительность вождения: ежедневного (482) каждые 2 недели (152);

перерывы: вождение без перерыва более 4,5 часов (299).

Здоровье и охрана

О нарушениях правил безопасности и здоровья водителей можно судить по количеству несчастных случаев на работе.

По предварительным данным, в прошлом году наибольшее число смертельных и тяжёлых несчастных случаев произошло на строительных работах – 12 и 40 случаев соответственно (в 2011 г. – 13 и 33), на втором месте стоят транспортные компании, в которых зафиксировано 14 и 32 случая смертельных и несчастных случаев соответственно.

Водители зачастую получают тяжёлые повреждения от самого транспортного средства или в результате падения с высоты (с кузова автомобиля, с полуприцепа тягача) при разгрузочных и погрузочных работах. Отсутствие обучения безопасности проведения данных работ может привести к трагическим последствиям на рабочем месте.

После оценки различных показателей транспорт был причислен к тем секторам экономической деятельности, в которых наблюдается наибольший риск безопасности и здоровью работников, а также риск нарушения требований правовых актов о труде. Также в этом секторе широко применялись плановые превентивные меры.

Жалобы и сообщения

В 2012 году было получено и рассмотрено свыше 6000 жалоб и сообщений – 316 по поводу нарушения трудовых прав и безопасности работ в транспортных предприятиях (по сравнению со строительными компаниями — 1070, сельскохозяйственными — 273, лесническими — 112, деревообрабатывающими — 103, мебельными — 55).

Больше всего просьб и жалоб были связаны с заработной платой – 176, и целых 87 из них касались окончательного расчёта и несвоевременной выплаты зарплаты; 55 – организации, сроков, места и порядка выплаты зарплаты.

В минувшем году в ГТИ Литвы было произведено 126 обращений касательно нарушения правил трудоустройства и заключения трудовых договоров в транспортных компаниях. Из них 38 жалоб и сообщений касались нелегальной работы без трудового договора; 34 – расторжения трудового договора с работодателем, место нахождения которого неизвестно; 28 – истечения трудового договора; 15 – выполнения трудового договора.

Было получено также свыше 50 жалоб и сообщений о нарушениях времени работы и отдыха.

38% этих жалоб и сообщений оказались правдой.

В 2012 г. ГТИ также получила немало жалоб, связанных с безопасностью и здоровьем работников транспортных фирм:

4 из них было связано с обеспечением работников средствами безопасности; 3 – с обустройством рабочего места; 2 – с организацией безопасности работников; 2 – с бытовыми, санитарными и гигиеническими помещениями фирм; 1 – с обязательными проверками здоровья и ещё 1 – с внутреннем контролем безопасности и здоровья работников на фирме.

60% всех жалоб подтвердились.

Превентивные меры

ГТИ Литвы напоминает, что специалистами инспекции были подготовлены контрольные вопросы для проверки субъектов хозяйствования.

Среди них контрольные вопросы о проведении безопасной погрузки, разгрузки и перевозки грузов дорожным автомобильным транспортом.

Данная анкета, как и все другие, была размещена на сайте ГТИ в рубрике Деятельность / Контроль субъектов хозяйствования / Анкеты для проверки фирм. Скачав анкету вы можете проверить, насколько безопасность и здоровье работников фирмы соответствует требованиям, и заранее знать, что и как конкретно будет проверять инспектор.

Кроме этого, специалисты ГТИ Литвы подготовили немало методической и практической информации, которую также можно найти на сайте Инспекции.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-04 350
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками четвертого квартала 2024 г. от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2025-02-02 1 433
0
8 (1)

Прокурор: случаи трудовой эксплуатации водителей в Литве учащаются

Вильнюсский окружной прокурор Эдита Игнатавичюте обычно расследует преступления, связанные с торговлей людьми и эксплуатацией. В последнее время все больше ее внимание привлекают проблемы мигрантов, которые приехали в Литву и устроились на работу водителями грузовиков.

2025-01-23 49
0
???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 44
0