Транспортные общества: где водители?

11765

Уже не первый месяц открыто говорится о недостатке рабочей силы в транспортном секторе. Больше всего предложений в этом месяце получили водители, перевозящие грузы по международным маршрутам. Несмотря на то, что тарифы на перевозки за последние 3 месяца упали до 30%, грузы всё-равно интенсивно движутся и многие работодатели высказывают желание расширить свой штат на несколько или даже несколько десятков новых рабочих.

 

В большинстве бизнес секторов редко встречается проблема недостатка рабочих. Однако транспортная сфера в этом случае – исключение. Даже приглашая на работу граждан третьих стран, работодатели не могут восполнить недостаток рабочей силы на своих предприятиях. Водителей как не хватало, так и не хватает.

 

В последнее время Биржа труда Литвы регистрирует огромное количество свободных рабочих мест для водителей международных рейсов – как для литовцев, так и для граждан третьих стран.

 

Трудоустроено более 1000 водителей

 

За январь – май 2011 года было зарегистрировано на треть больше рабочих предложений для перевозчиков, чем в прошлом году. Это один из основных индикаторов, указывающих на оживление транспортного бизнеса после кризиса.

 

В этом году большинство водителей, принятых на зарегистрированные вакансии, были гражданами Литвы. Всего за эти месяцы было трудоустроено 1,2 тыс. водителей.

 

За первых 5 месяцев этого года было зарегистрировано 1,3 тыс. водителей грузовых транспортных средств, перевозящих международные грузы. Надо отметить, что до этого насчитывалось 2,7 тыс. вакансий для водителей-дальнобойщиков.

 

Ситуацию немного корректировало то обстоятельство, что при наблюдаемом недостатке национальной рабочей силы за январь – май 2011 г. было выдано 737 разрешений на работу для иностранцев. Эта цифра увеличилась вдвое по сравнению с этим же периодом в прошлом году.

 

Руководствуясь принятой Европарламентом и Советом в 2003 г. директивой, водители, перевозящие грузы на транспортных средствах C, C1E, C, CE категорий и приобретшие водительские удостоверения после 10 сентября 2009 г., должны получить код EU95. Принимая это во внимание, Трудовая биржа оправляет водителей этих категорий на курсы для получения удостоверения с кодом EU95 о соответствующей профессиональной квалификации. При отсутствии данного кода молодые водители не могут быть приняты на работу.

 

Рабочим, предупреждённым об увольнении, также предоставляется возможность учиться и приобрести удостоверения ADR, дающие право перевозить опасные грузы. По желанию работодателей для водителей-дальнобойщиков организуются новые программы неформального обучения с целью приобретения специфических профессиональных навыков.

 

Реализация проекта „Содействие занятости и мобильности“, спонсируемого Европейским социальным фондом, предусматривает подготовку около 1 тыс. водителей транспортных средств категорий C, CE, D. С 1 июня 2010 г. по 1 июня 2011 г. 708 человек были отправлены на учёбу.

 

Водители из третьих стран

 

Каждые полгода Министр Труда и социальной защиты оглашает список профессий, испытывающих недостаток рабочей силы, согласно видам экономической деятельности. Это помогает обеспечить приток рабочей силы из третьих стран только в тех случаях, когда национальной рабочей силы недостаточно.

 

На данный момент действует приказ, подписанный 4 декабря 2006 г. Министром труда и социальной защиты и Министром внутренних дел о выдаче разрешений на работу сроком до 4 лет для водителей из третьих стран.

 

До 14 июня 2011 года Биржей труда Литвы было получено 1272 прошений о выдаче разрешений на трудоустройство иностранцев. До этого момента в установленном законом порядке Биржа труда выдала водителям 820 разрешений на работу в сфере международных перевозок.

 

До 14 июня этого года были не удовлетворены только 3 прошения трудоустроить водителей-дальнобойщиков, так как их работодатели имели финансовые обязательства перед государственными или местными бюджетами и фондами и более того, имели долги перед Государственным фондом социального страхования.

 

Огромный недостаток водителей констатируют и представители транспортных предприятий. „Похоже, что поиском водителей не занимаются только те предприятия, которые решили уменьшить автопарк“, — утверждает директор ЗАО „Saudingos autotransportas“ Гедиминас Луцкус. По словам руководителя, его предприятие не чувствует потребности в водителях только потому, что собирается уменьшить количество машин в своём транспортном парке. „Автомобили уже старые, поэтому мы их продадим, а позже приобретём новые. Хорошая новость та, что мы не собираемся увольнять водителей“, — уверяет Г. Луцкус.

 

На сегодняшний день больше всего водителей на Бирже труда ищет недавно появившееся ЗАО „Green Logistics“. Предприятие собирается приобрести 24 тягача. Их представитель Виктор Антонов согласился рассказать о политике фирмы в отношении трудоустройства водителей: „Пока что нам требуется 36 водителей. Мы будет принимать только литовцев, так как рынок наших перевозок располагается в пределах Евросоюза. Мы не будем трудоустраивать водителей из третьих стран из-за возникающих проблем: формальности официального оформления, особенностей менталитета и т.д. Водители из третьих стран лучше всего справляются со своими обязанностями в Беларуси и России“.

 

Представитель ЗАО „Hofa“ Сергей Манявичюс не так категоричен по поводу рабочих не из зоны ЕС: „Нам не хватает около 40 водителей. Мы активно занимаемся их поиском. Мы также готовы принять и водителей из третьих стран, так как самое главное, чтобы человек был специалистом в своей области. Что касается формальностей трудоустройства – тут нет особых сложностей, всё можно уладить“.

 

Другие угрозы

 

Однако столько хлопот испытывают не только работодатели. Водители также сталкиваются с рядом проблем: постоянно увеличиваются требования и, более того, средний возраст водителей стремительно приближается к 50 годам. В Европе всё громче начинают говорить о том, что у водителей-дальнобойщиков возникает много трудностей при сдаче экзаменов на повышение квалификации. Одна из них – дислексия, нарушение способности чтения и письма.

 

Требования к водителям хорошо читать и писать за последние годы значительно возросли. На этом акцентируется внимание и в Европейской конвенции о международных перевозках опасных грузов. И хоть в Литве эта тема не очень обсуждается, скандинавы не только вынесли эту проблему на публику, но они также ищут способы её решения – для этого организуются международные семинары.

 

Как было выяснено, в Скандинавии каждый четвёртый водитель имеет нарушения чтения и письма. Зарегистрированы случаи, когда водители грузовиков лишились водительского удостоверения, так как из-за дислексии не могли правильно зафиксировать данные тахографа. Им пришлось заново сдать экзамены по теории и вождению, чтобы получить коммерческую категорию.

 

В Литве пока что эта проблема не была детально изучена, так как упомянутые требования вступят в силу только в 2014 году. Тем не менее, в них подчёркнуто, что инструкции по безопасности, предупреждения, распорядок дня, рабочая практика – всё требует хороших навыков чтения.

 

Для облегчения процесса обучения водителей предлагается искать более простые способы. Швед Альф Алеборн ведёт курсы ADR для водителей. У него свой взгляд на то, как должны проходить такие лекции: „На протяжении многих лет я испробовал не один метод обучения водителей. Из своего опыта могу сказать, что лучший способ – это использовать интерактивные компьютерные программы, которые читают текст вслух. Я думаю, что это программы дают прекрасные результаты, даже лучшие, чем объяснения преподавателя“.

 

Его коллега, также преподаватель на курсах для водителей Бендт Шиммель, несколько иного мнения по этому поводу: „Я не совсем доволен используемыми интерактивными программами. Было бы хорошо именно для этой целевой группы создать анимационные программы, где были бы изображены все процедуры“.

 

Нельзя утверждать, что в транспортной сфере больше людей, страдающих дислексией, просто транспортники первыми заговорили об этом, чтобы в будущем это не стало ещё одной головной болью для перевозчиков.

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней (+ штрафы за отсутствие тахографа нового поколения)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2024-12-12 306
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU и ELVIS)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-29 1 419
0
???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 44
0