Транспортники – уходящий год был сложным, но успешным
Уходящий год для представителей транспортного бизнеса был полон вызовов и сложных периодов. Однако они единогласно утверждают, что 2013 год плохим назвать нельзя.
Ричардас Малкус, генеральный секретарь литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков «Linava», прошедший год склонен называть неплохим. «Собственно говоря, очень плохим год не был. Если бы не кризис системы МДП и его последствия, то год можно было бы назвать хорошим. Возникшие во втором полугодии проблемы на таможнях, как следствие этого кризиса, отразились на снижении объема перевозок и прибыли перевозчиков», – говорит он.
Генеральный секретарь «Linava» отмечает, что возникшие на границе проблемы на годовых результатах пока не отразились, но все же ощущаются: «В этом году мы ожидали рост объема перевозок на 8-10%. В отношении грузоперевозок на Восток мы не видим особых изменений. Показатели очень близки к предыдущему году».
Таутгинас Санкаускас, руководитель ассоциации литовских экспедиторов и логистов «Lineka», также оценивает 2013 год позитивно: «Год был интересный и напряженный. По большому счету, экспедиторы должны радоваться достигнутым результатам. На фоне медленно растущей экономики экспедиторы все же работали в хорошем режиме».
Т. Санкаускас значение финансовых показателей особо не преувеличивает и говорит, что более важной является надлежащим образом выполняемая работа. «В этом году финансовые показатели были немного хуже, чем в 2012 году, но в основном они остались на прежнем уровне. Кризис системы МДП выявил возможность предложения новых, хороших транспортных продуктов, позволивших продолжать перевозки. В частичном перераспределении грузов на морской и железнодорожный транспорт мы видим правильное направление. Даже если ожидания иногда не сбываются, за счет интенсивного труда и общих усилий мы можем добиться успехов. Думаю, и впредь будем работать в таком же духе. Все будет хорошо», – рассказавает он.
Ромуалдас Трумпа, заместитель директора компании «Creditreform Lietuva», занимающейся оценкой финансового риска предприятий, поделился своими аналитическими соображениями по поводу ситуации транспортной отрасли уходящего года. «Транспорт начал выходить из общеэкономического кризиса раньше других отраслей экономики. В последние годы рост был не таким быстрым, но все же был. Росло количество транспортных средств, рос объем перевозок, доходы тоже возросли. Создавались новые транспортные предприятия, которые не всегда были стабильными. Эта нестабильность повлекла за собой возросшее число арестов имущества и банкротов», – говорит он.
Р.Трумпа порадовался тому, что в уходящем году транспорт был одной из наиболее активных отраслей экономики.
Международные перевозки являются наиболее важными для литовских перевозчиков. Транзитные автоперевозки, в зависимости от квартала года составляют 45-50% всех перевозок в расчете на тонно-километры. Кроме того, значительную часть перевозок также составляют перевалочные грузы, которые перегружаются в Литве и направляются в другие страны.
Продолжающийся в течение нескольких лет рост транспортного сектора и расширение транспортного парка в частности не является мифом. Большая часть экспорта из расчета стоимости перевозимых грузов (целых 68%) из ЕС в Россию перевозится именно дорожным транспортом. Экспорт в Россию из Литвы составляет соответственно 88%. Литва по объемам экспорта за пределы ЕС занимает 21-ое место среди стран ЕС, а если иметь в виду стоимость перевозимого в Россию экспорта, Литва находится на 7-ом месте среди других стран ЕС. Эти перевозки являются частью Западно-Восточной торговли. Экспорт собственно литовских товаров в Россию составляет всего лишь 15%, все остальное это реэкспорт. Литовские перевозчики, экспедиторы и оптовики, как по объективным причинам, так и потому, что умеют хорошо работать, занимают заслуженное место в поддерживании торговых отношений между странами ЕС и СНГ.
Глядя на будущее, Р. Трумпа отмечает, что Литва становится все более значимым торговым партнером, как для Запада, так и для Востока. От нашего транспортного сектора начинают зависеть предприниматели других европейских стран. «Мы пока не можем похвастаться такими торговыми позициями с Россией, какие имеют, например, Бельгия или Голландия. Но тенденции в этом направлении уже заметны. Благодаря тяжелому и долгому труду, Литва уже стала транспортным государством и «коридором» между Западом и Востоком», – говорит он.
С другой стороны, литовские предприятия должны искать и других торговых партнеров, так как со стороны России идут открытые сигналы о протекционизме своего внутреннего рынка. Проблемы, связанные с ограничением перевозчиков или грузов, являются не только литовскими, но также общеевропейскими. Большинство направляемых в Россию грузов имеют европейское происхождение, а это значит, что из-за действий России в первую очередь падает конкурентоспособность товаров западноевропейских экспортеров.
Артур Михеенко, директор ЗАО « DKV Euro Service Baltikum», уходящий год также оценивает положительно.
«Прошедший год был хорошим, а в наступающем году ожидается дальнейший рост. Падений быть не должно. На данный момент видим только положительные перспективы. Конечно, какого-то бума или резкого роста не ожидаем. В первом квартале должно снизиться приобретение новых транспортных средств и обновление транспортного парка. Те, кто боялись «Евро 6», приобрели «Евро 5» и таким образом обеспечили свой транспортный парк нужным количеством автомобилей», – рассказывает он.
Что ждет в 2014 году?
Те, которым не чужд транспорт, прекрасно понимают, что предсказывать и делать любые прогнозы в этом бизнесе очень сложно. И все-таки есть некоторые моменты, указывающие на путь, по которому в наступающем году поедут автомобили с грузами.
А. Михеенко в продолжение размышлений о приобретении новых транспортных средств, замечает, что в ближайшее время расходы на новый транспорт снизятся. В первом квартале, по его словам, не предвидится приобретение большого количества новых грузовиков. Перевозчики будут ждать более дифференцированных плат за дороги. В Германии пониженный тариф на дорожный сбор для грузовиков «Евро 6» ожидается в середине года. Вот тогда должно начаться приобретение новых грузовиков.
Правда, ничем большим порадовать перевозчиков собеседник не может. В данное время в Австрии и Швейцарии существуют отдельные тарифы дорожных сборов для экологически чистых автомобилей. Однако информации о похожем положении из других крупных стран, таких как Франция или Испания, пока нет. Трудно сказать, когда плата за дороги для «Евро 6» там будет меньше.
Р. Малкус подчеркивает, что следует не забывать элементарную экономическую ситуацию: «В следующем году надо обратить внимание на то, что снижается «экономическая скорость» Европы и России. А это сразу отразится на объемах транспортных потоков».
Он также говорит и об остающейся актуальной для большинства перевозчиков и надлежащим образом все еще не решенной проблеме. По его словам, очень важно то, как будет разрешена проблема с системой МДП. Мы все заложники этой ситуации. Ясно, что имеется цель перераспределения рынка. Надо будет приложить много усилий для интеграции в новые условия. Если IRU и Россия придут к соглашению, и Россия вновь будет частью Конвенции МДП, это будет лучшим решением».
Р. Трумпа, размышляя о ситуации в России, говорит, что перспективы решения существующих проблем есть: «Половину внешнеторгового оборота России составляет торговля со странами ЕС. Только досадно, что ЕС не демонстрирует сплоченность и тем самым не использует свои дипломатические аргументы в торговых отношениях с Россией».
Он также отмечает, что угрозы существуют и «на собственном дворе». Они могут возникнуть со стороны некоторых заказчиков (экспедиторов). Барьер появления новых игроков на этом рынке довольно низок, новые экспедиционные компании создаются еще более активно, чем в среде перевозчиков.
В III квартале 2013 года впервые за последние 2 года цены на услуги экспедиторов значительно снизились. Услуги экспедиторов стали дешевле на 7%. Это довольно значительный риск, особенно для небольших предприятий. Если не будет проводиться оценка экспедиторских компаний на надежность, не будут проверяться заказчики, могут возникнуть проблемы. У крупных и большинства средних экспедиторских компаний есть внутренние ресурсы для любых непредвиденных обстоятельств. Большинство проблем может пасть на головы небольших и молодых экспедиторских предприятий, что повлечет проблемы и для перевозчиков.
Р. Трумпа говорит, что имеется беспокойство насчет финансовой ситуации некоторых транспортных компаний, но, с точки зрения собеседника, не для всех из них неблагоприятное финансовое положение обратится в серьезные проблемы.
В радости за развитие транспортной отрасли нужно все же уметь увидеть три основных риска:
— развитие на привлеченные средства ( заем)
— нехватку оборотных средств (когда перевозчик зависит от заказчика)
— возрастающую конкуренцию – не только среди перевозчиков, но также среди экспедиторов
Будем надеяться, что уходящий год еще больше закалил литовских транспортников, и грядущие вызовы не будут такими сложными, как раньше. Ведутся работы по улучшению инфраструктуры на пограничном посту в Мядининкай, где будут оборудованы площадки ожидания и увеличена пропускная способность поста. Проблемы с Россией всегда были и будут. Тем или иным образом они всегда решались, так что остается надеяться, что наступающий год не будет исключением.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.