В последнее время большинство перевозчиков Литвы обеспокоены порядком возмещения убытков по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), когда страховые случаи происходят в государствах, не принадлежащих ЕС.
Страховой выплаты недостаточно
Представители транспортных компаний говорят, что если серьёзная авария произойдёт, например, в России, страховой суммы не хватит для покрытия всех убытков. Такая ситуация, по их словам, очень удобна для страховщиков, так как в данном случае разницу между выплатами должен возместить сам перевозчик, а не страховая компания.
На такие претензии Бюро страховщиков отвечает, что страховые суммы не в странах ЕС регулируют не литовские законы, а законы тех государств. А так же добавляют, что если перевозчик желает получить большую страховую защиту, он может приобрести „расширение“ обязательного страхования.
Президент ассоциации перевозчиков Литвы “Linava”Альгимантас Кондрусявичюс говорит, что эта проблема ему известна. «Страны ЕС установили достаточно крупные суммы для возмещения убытков. В других странах, принадлежащих системе «зелёной карты», выплаты более скромные. Это проблема тех стран, которые установили максимальные размеры выплат. Наши страховщики не хотят рисковать своими деньгами», — резюмирует он.
В законе – парадокс
В ч.1 ст.10 Страхового закона ОСАГО Литвы указано, что обычный страховой договор в каждой стране ЕС предоставляет такую правовую защиту, какая требуется по регламентирующим ОСАГО правовым актам той страны, или страховую защиту, установленную по данному закону, если эта защита больше.
Это значит, что если страховой случай произойдёт в любой стране ЕС, где выплаты меньше, чем в Литве, можно воспользоваться установленной в Литве максимальной суммой в 500 тыс. евро.
С первого взгляда такая установка закона не вызывает подозрений, однако здесь скрывается парадокс: оказывается, что в ЕС нет ни одной страны, где сумма выплаты была бы меньше, чем в Литве. Зато в России, Белоруссии и Украине установленные для возмещения убытков суммы в несколько десятков раз меньше, чем в странах ЕС.
Здесь тоже скрывается парадокс: в данном случае установленные в упомянутых странах суммы для возмещения убытков меньше, но литовский перевозчик уже не может воспользоваться ч.1 ст.10 Страхового закона ОСАГО, так как она действует только в странах ЕС.
Перевозчики спрашивают, почему установленная в Литве сумма не может применяться в случае страхового происшествия на территории России, Белоруссии или Украины, где суммы для удовлетворения претензий гораздо меньше.
Напоминаем, что в России страховая сумма составляет всего 3 100 евро на одного человека и 4 200 евро на одно страховое происшествие, на Украине, соответственно, 2 500 евро и 12 400 евро, в Белоруссии – 10 000 евро и 30 000 евро.
У заместителя директора Бюро страховщиков транспортных средств Томаса Рудзкиса мы поинтересовались, почему единый порядок не может применяться и к другим странам системы «зелёной карты».
«После того, как Евросоюз стал восприниматься, как единый рынок, и было позволено более свободное перемещение, принято решение сделать одинаковыми требования в отношении всех государств. Эта установка пришла к нам из директив ЕС и, по сути, давно не действует, так как Литва последняя из стран ЕС ввела обязательное страхование. В нашей стране страховые суммы являются наименьшими в ЕС. Россия не принадлежит ЕС, поэтому мы не можем надеяться повлиять на законы этой страны и рост суммы на возмещения убытков», — говорит собеседник.
Заместитель руководителя Комиссии по страховому надзору Рамунас Баравикас придерживается похожего мнения: «Эти государства не являются странами ЕС, и на них не распространяется юрисдикция Директивы», — констатирует он.
Отвечая на вопрос, что думает по поводу нынешней ситуации, когда установленные суммы такие маленькие, собеседник говорит: «Суммы не являются маленькими. Обычно претензии не бывают очень большими – в среднем достигают от 3000 лт до 3500 лт. Можно сравнить эти цифры со средней суммой по всей Европе – 10000 лт, в Восточной Европе – около 4900 лт».
По словам Р. Баравикаса, в систему «зелёной карты» входят не только страны-члены ЕС, поэтому рамки компенсируемых убытков очень разные. Страховые суммы в странах ЕС устанавливает Директива Европейского Парламента и Совета 2005/14/EB, принятая 11 мая 2005 г.
****Продолжение следует…***
Аналитика
В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.
2024-11-07 33
Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).
2024-11-07 1 391
Здесь и здесь – основные мировые тенденции сектора логистики от DHL (всё на одном графике).
2024-09-18 222
Здесь — можно найти интервью водителя (на английском языке), который рассказывает о специфике работы на электрическом грузовике.
2024-07-25 49
Ниже представлена запись семинара IRU о введении новых — экологичных — дорожных сборов в Европе.
2024-05-06 42
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.