Не отстаём от Латвии и Эстонии
По мнению экспертов недвижимого имущества, все три страны Балтии – Литва, Латвия, Эстония – являются равноправными партнёрами в сфере складирования. Различие только в том, что услуги складирования в Литве больше всего сконцентрированы в трёх городах, а в Эстонии и Латвии – в столицах и их пригородах.
«В Латвии вакансия примерно такая же, как и в Литве, а цена за один квадратный метр достигают около 10 Lt. Новые проекты не реализуются, так как всё еще продолжается начавшееся в конце 2009 г. падение рынка. Прогнозировать тяжело, ясно только одно, что 2010 г. будет годом ожидания – будем наблюдать за тем, действительно ли достигнуто дно. В Эстонии один кв. метр площади стоит 10-13 Lt. В Литве и Латвии стоимость проката делится на складскую и офисную, а в Эстонии новая тенденция – они эту цену объединяют в одну. Предлагают одну цену, независимо от того, снимаешь ли ты только склад, или склад и офис. Для съемщика это привлекательно, так как ему не нужно думать о двух цифрах», — новые рыночные тенденции представляет Р. Жвибас.
Эксперт недвижимого имущества, на вопрос о вероятности увеличения предложения складских услуг в Эстонии, отвечает, что это маловероятно.
Белорусский складской рынок – в агонии
На белорусском складском рынке существенные перемены еще не произошли – новые центры логистики в этом году не строятся, однако спрос и цены на старых складах – большие. По словам экспертов, это самый настоящий сигнал для инвесторов взяться за проекты складирования.
Правительство Белоруссии очень благоприятно смотрит на расширение складского рынка – уже составлен план развития логистических услуг. «Строительство еще не началось, сейчас идут работы по проектированию, но радует то, что Белоруссия не держит проекты в ящике. Кроме того, нужно упомянуть, что в Белоруссии уже видны признаки оживления в сфере финансирования банков. После «развязки» финансирования рынок начинает двигаться, поэтому вероятно, что в течение ближайших трёх лет в Белоруссии будет построено немало современных складов», — недалёкую перспективу на рынке белорусского складирования видит Марек Ковалевски.
Литовские компании так же заинтересованы в белорусских проектах. По данным экспертов, уже этим летом одна фирма литовского капитала начнёт строительство небольшого терминала логистики в Белоруссии.
На данный момент стоимость проката складов в Белоруссии достигает 8-11 евро за кв. м. Такие высокие цены обуславливает нехватка складов и то, что еще в 2008 г. немало складов не соответствовало новым требованиям.
Чаще пустыми в Белоруссии бывают склады, оборудованные в старых многоэтажках, где грузы поднимают с помощью старых подъёмников, которые часто ломаются и создают непредвиденные простои.
Всё-таки наблюдается тенденция, что у инвесторов уже есть повод для радости – политика Белоруссии в сфере логистики стала более прогнозируемой. Это хороший знак для тех, кто связывает своё будущее с российским рынком. Сейчас очень хорошее время для того, чтобы устроится в этой стратегически удобной стране, соединяющей Восток и Запад. Руководящий партнёр UAB ”CREalty Advisors“ Марек Ковалевски считает, что более сильные позиции Белоруссии в сфере логистики не должны оказать большого влияния на рынок европейских стран: «Ведь говоря о Белоруссии, мы имеем в виду отчасти закрытое государство, где нужны визы, действует более жесткий таможенный контроль. Влияние будет оказано на внутренний рынок Белоруссии, а наш рынок не должен его ощутить. С течением времени ситуация может измениться – это будет зависеть от того, насколько упроститься перемещение транспортных средств через границу».
Рамунас Жвибас уверен, что стоимость проката складов в Белоруссии еще долго будет в несколько раз больше, чем в странах ЕС.
Польша против «спекулятивных» складов
Хотя кризис сильно подкорректировал складской рынок и в Польше, однако ситуация здесь пока что более стабильная – и в плане цен, и в плане предложения. «В Польше стоимость проката складов очень «правильная» — около 3 евро кв. м. По новейшим данным, экономика Польши на данный момент является одной из самых стабильных в Европе. Это, конечно, определяет стабильность и в сфере логистики. Возможности Польши нельзя сравнивать с возможностями стран Балтии», — говорит М. Ковалевски.
Эксперты говорят, что после уменьшения уровня потребления, в Польше не было больших изменений на складском рынке. «Грузопотоки огромны. Кроме того, очень важно, что в Польше не строились «спекулятивные» склады. Все новые проекты реализовывались, уже зная, каким будет их назначение. Это очень упростило ситуацию в кризис», — рассказывает Р. Жвибас.
Оценивая ситуацию на складских рынках, нужно сказать, что страны Балтии всё еще являются равноправными партнёрами. Они могут пытаться равняться на Польшу, однако обогнать этого крупного представителя услуг складирования, скорее всего, не получится. Быстрое развитие проектов логистики в Белоруссии в ближайшее время не повлияет на страны Балтии, но расслабляться не стоит – конкурент, пусть даже и далёкий, всё равно остаётся конкурентом.
Аналитика
В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.
2024-11-07 33
Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).
2024-11-07 1 391
Здесь и здесь – основные мировые тенденции сектора логистики от DHL (всё на одном графике).
2024-09-18 222
Здесь — можно найти интервью водителя (на английском языке), который рассказывает о специфике работы на электрическом грузовике.
2024-07-25 49
Ниже представлена запись семинара IRU о введении новых — экологичных — дорожных сборов в Европе.
2024-05-06 42
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.