Свободных складов много – хоть возом вези (часть 1)

13692
Стоимость проката складов радует съёмщиков – рыночные эксперты говорят, что на данный момент  цены стабильные, поэтому в ближайшее время не должны удивлять резкими скачками вверх. И всё-таки цена в этом году не является основным критерием при выборе склада – гораздо больше внимания уделяется его состоянию, техническим возможностям, локации. Так же заметна тенденция, что транспортники стараются как можно меньше складировать грузы,  больше ориентируются на прямые их доставки клиенту. Такие решения сильно увеличивают вакансию (зам. ред.  – количество пустых площадей) в центрах логистики.
Уже в 2009 г. на складском рынке произошло немало изменений, так как во время кризиса фирмы старались как можно больше экономить, оптимизировать свою деятельность. Многие фирмы уволили специалистов логистики и на данный момент пользуются услугами наёмных работников.
В Вильнюсе уже в 1 четверти 2009 г. стоимость проката современных помещений складирования уменьшилась примерно на 10%, в Каунасе и Клайпеде – примерно на 20%.
Самые дорогие склады в Вильнюсе
 
 Источник информации: “Colliers International“
 
Партнёр компании коммерческого консультирования по вопросам недвижимости “CREalty Advisors“ Рамунас Жвибас, рассматривая ситуацию на рынке складов Литвы, говорит, что стоимость проката стабилизировалась в конце прошлого года: «На данный момент 1 кв. м. на складе новой постройки можно снять примерно на 12 Lt. «Ценовые ножницы» можно определить так: в Вильнюсе – 8–14 Lt/ кв. м, Каунасе – 10–12 Lt/ кв. м, Клайпеде – 8–11 Lt/кв. м, Паневежисе – 6–8 Lt/кв. м“.
Специалист напоминает, что цены на склады старой постройки (зам. ред.  – построенные до 1990 г.) в два раза меньше, однако они не очень популярны из-за того, что складируя товары в таких помещениях, невозможно сэкономить. Там часто портятся старые подъёмники, нет современной внутренней инфраструктуры.
По данным ”CREalty Advisors“, в Вильнюсе занятость помещений складирования составляет около 80%, в Каунасе – около 85%, Клайпеде – около 70%. Руководительница Департамента консультирования по вопросам недвижимости  компании “Colliers International Advisors“ Рамуне Ашкинене говорит, что в недалёких планах  продавцов – централизация деятельности. «Это будет стимулировать рост уровня вакансии на рынке», — предупреждает Р. Ашкинене.
Эксперты рынка недвижимого имущества говорят, что самая большая вакансия наблюдается на так называемых складах «спекулятивного» типа, которые строились без определённого назначения. Вероятно, скоро уровень вакансии на них уменьшиться, так как после падения цен фирмы переберутся на новые склады – за их один квадратный метр придётся заплатить всего на 2-3 Lt дороже.
Вице президент ассоциации экспедиторов “Lineka“ Эдмундас Даукантас подчёркивает, что так называемые склады советского типа на данный момент очень популярны и даже составляют конкуренцию новым, после 2000 г. построенным складам: «Из-за экономического застоя товары передвигаются медленнее, дольше задерживаются на складах. Следовательно, расходы на складирование сильно возрастают. Один из способов решения этой проблемы – складировать грузы на старых, но дешёвых складах. Конечно, этот варианты не подходит для тех товаров, которым необходимы специальные требования относительно температуры, влажности».
Без складирования можно обойтись?
Рамунас Жвибас подчёркивает, что складирование на сегодняшний день не является услугой первой необходимости: «Нередко случается, что действующие на территории Литвы иностранные компании, поставляющие товары, например, из Скандинавии, стараются обойти звено складирования, т.е. доставить их напрямую заказчику. Снимать площадь будет не выгодно до тех пор, пока не начнёт расти уровень потребления. Когда потребление продуктов постоянно меняется, становится слишком дорого постоянно снимать площадь».
По словам Р. Жвибаса, международные логистические компании в Литве обычно снимают 3000–6000 кв. м. складских помещений. «Фирмы литовского капитала чаще всего устраиваются в меньших помещениях – 1000-1500 кв. м. Фирмы сейчас стараются снимать такие складские площади, которые позволили бы увеличить эффективность деятельности. Так как стоимость проката на данный момент везде примерно одинаковая, чаще всего выигрывают собственники современных складов, в которых внедрены инновационные технологии, а сами склады находятся в удобном месте – недалеко от завода или магазина, в который нужно доставить товары», — объясняет Р. Жвибас.
По словам специалиста, упрощены и условия договоров. Раньше собственники складов избегали подписания кратковременных договоров, а сейчас им это выгодно, так как достаточно низкие цены невыгодно фиксировать долгосрочным договором. После того, как ситуация на рынке изменится, собственники складов смогут изменить условия договора на более благоприятные. «Сейчас договоры о прокате составляются примерно на 1-2 года», — говорит Р. Жвибас.
Эдмундас Даукантас подчёркивает, что на данный момент в Литве много складов, но немногие из них способны удовлетворить специфические требования клиентов. «Проблема в том, что у нас немало новых складов,  построенных с конкретной целью – в качестве накопительных таможенных складов для транзита в Россию. Их локация – специфическая, обычно не самая удобная, у них небольшая оборачиваемость и они пригодны для достаточно простых операций. Литве нужны технологически современные склады. Поэтому не помешали бы новые проекты,  однако, они должны создаваться гораздо аккуратнее и внимательнее, чем раньше, их обязательно нужно согласовывать с будущими водителями», — резюмирует Э. Даукантас.
По словам предпринимателя, в Литве больше всего универсальных складов, которые часто подходят либо для всего, либо вообще непригодны. «Универсальность в логистике означает, что потребности клиента никогда не будут удовлетворены полностью», — объясняет эксперт логистики.
ОЦЛ могут смешать карты
На рынке Литвы в скором времени появятся новые игроки – общественные центры логистики (ОЦЛ), которые могут сильно изменить положение складов частного капитала. Есть опасения, что после того, как в Литве начнут действовать ОЦЛ, не только упадут нынешние цены на услуги складирования, но и сильно увеличится количество свободных площадей на частных складах. На вопрос, каким образом ОЦЛ изменят рыночную ситуацию,  Рамунас Жвибас отвечает вопросом: «А нужны ли ОЦЛ? Нынешняя вакансия показывает, что новые проекты Литве не нужны. Международные руководители логистики в странах Балтии думают так же – ведь рынок сузился. На сегодняшний день мы можем ткнуть пальцем в любой литовский склад, и там найдутся свободные площади. Если бы была потребность в ОЦЛ, предприниматели давно бы их построили без государственной помощи», — анализирует Р. Жвибас.
Руководящий партнёр  ”CREalty Advisors“ Марек Ковалевски так же скептически оценивает проекты ОЦЛ: «Неужели мы такие богатые, что можем инвестировать  миллионы, не зная, найдутся ли грузы для складирования, откупятся инвестиции или нет. Такие дорогие решения обязательно должны быть обоснованы, необходимо учитывать потребности. Если бы Правительство параллельно искала инвесторов для ОЦЛ – всё было бы хорошо, однако на данный момент ситуация иная», — критически смотрит на ситуацию М. Ковалевски.
Эксперты не сомневаются, что появление ОЦЛ на рынке принесёт еще больше хаоса, так как литовский рынок очень чувствителен к действиям любого крупного съёмщика. Если в Литве один из лидеров складского рынка просит скидки или решает уменьшить площади своих складов, а еще хуже – перенести своё складирование в другое место – на рынке сразу возникает реакция.
Рамуне Ашкинене говорит, что ОЦЛ, безусловно, каким-то образом повлияют на рыночную ситуацию: «Сложно сказать, как изменится на рынок – это будет зависеть от того, как данные проекты будут развиваться, какой будет их стратегия и концепция».
Директор Центра логистики и транзита UAB ”AD REM“ Антанас Шимялис выражает более твёрдую позицию: «С началом работы ОЦЛ увеличится конкуренция, а так же вакансия. Если условия ОЦЛ будут более благоприятными, это будет неправильно в отношении нынешних развивателей складов, ведь они в эти проекты инвестировали не один миллион литов».
Э. Даукантас подтверждает, что ситуация на рынке изменится, когда ОЦЛ откроют двери. Если они будут развиваться технологически верно, а цены на услуги будут конкурентоспособными, это не только повлияет на падение цен, но и вполне вероятно, что немалая часть центров логистики перестанет функционировать».
 
 В 2009 г. законченные проекты
 
Регион
Проект
Площадь
Развивателей  
 
Вильнюс
-Бизнес-парк аэропорта (II фаза) 
Логистический центр
-Киртимай (развитие)
-Бизнес-парк Вилиёс
-Логистический центр GLC           
5000 кв.м.
 
4700 кв.м.
21 000 кв. м.  
21 750 км.м.                   
 Бизнес-парк аэропорта
 
MEI Baltija
Парк Вилиёс
BSV
 
 
Клайпеда
 
 
Терминал Вингес     
 
18 800 кв.м.
 
Терминал Вингес
 
 Источник информации: “Colliers International“
 
 
 ***Продолжение следует…***
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0