Страховщики и клиенты: проблем становится меньше? (часть 2)

14022
Продолжение первой части
 
Как себя вести?
Как вести себя собственнику фирмы, если его тягач попадает в ДТП за границей? Что в этом случае должен знать водитель фирмы? Страховщики утверждают, что перевозчики нередко уделяют мало внимания ответам на эти вопросы. «Если ДТП происходит за границей, некоторые перевозчики не знают, как себя вести. Самые распространённые ошибки – после ДТП или кражи перевозчики не обращаются в правоохранительные органы, не придерживаются указаний страховой фирмы о дальнейших действиях (перевозки груза, спасения испорченного груза и пр.). К страховщику обращаются только после получения претензии о возмещении убытков. Стоит напомнить, что запоздалое сообщение о происшествии усложняет возможность объективно установить его обстоятельства, причины, размер убытка, характер повреждения груза, обратиться к независимым экспертам и таким образом защитить перевозчика от неоправданных претензий.
Мы сотрудничаем с независимыми экспертами и при необходимости можем обращаться к ним в той стране, в которой происходит происшествие», — утверждает Э. Скупас.
По его словам, происшествием считается не только авария на дороге или кража груза – к нему так же причисляется запись получателя груза в накладной о том, что груз доставлен неподобающим образом, испорчен или его не хватает.  Водители транспортных средств, доставив груз получателю, редко обращают внимание на записи в накладной, поэтому их руководитель и страховщики о порчи и нехватке груза узнают позже, получив претензию о возмещении убытков от третьих лиц. «Одним из сложнейших расследований является расследование происшествия по договорам о страховании ответственности перевозчиков. Убытки устанавливаются и рассчитываются, учитывая правовые нормы, регулирующие возмещение вреда, судебную практику, условия страхового договора, договор между законным предъявителем претензии и страховщиком (если такой существует и появление вреда связано с договорными отношениями).  Так же внимание обращается на другие запросы клиента, выписанные страховщиком и полученные из других организаций документы, в которых указаны обстоятельства, причины, последствия происшествия, размер убытков и другие обстоятельства. Часто забывается, что CMR ограничивает максимальный размер ответственности перевозчика (компенсация не может быть больше, чем 8,33 расчётной единицы за каждый недостающий килограмм веса брутто, т.е. 32 лт/кг). Поэтому советуем перевозчикам перед тем, как брать груз,  поинтересоваться, застрахован ли он», — о возможных недоразумениях говорит Э. Скупас.
 
Частая причина неправильного оформления документов за границей – спешка. «Обычно перевозчики очень спешат  доставить груз и не могут себе позволить правильно его оформить. Нередко можно услышать объяснения: спешил доставить груз, поэтому подписал декларацию. Необходимо обратить внимание на то, что продавая полисы,  мы клеим наклейки с номерами телефонов и просим клиента позвонить в компанию, если произойдет происшествие.  Часто проблемы возникают из-за незнания языков. Водитель подписывает предоставленные ему документы, так как обязан продолжать рейс.  У нас есть представители почти во всех странах ЕС. Водитель, который попал в происшествие за границей, должен информировать своего страховщика. По возможности (сейчас в каждом телефоне есть камера), сделать фотографии с места происшествия, правильно его зафиксировать (заполнить декларацию, вызвать полицию, позвонить в полицию и попросит зафиксировать звонок), записать данные о страховке и транспортном средстве другого участника», — советует М. Ряуба.
О том, что водители к происшествиям за границей относятся безответственно, говорят и другие страховщики. «Основная причина – незнание языка, из-за чего без ознакомления с текстом ставится подпись на каком-нибудь документе. Водитель должен выучить хотя бы фразу «не понимаю, что написано» на английском языке. Ему постоянно нужно вбивать в голову: расписываться можно только после разъяснение документа. Иначе водитель рискует остаться без вины виноватым. Для своих клиентов мы подготовили памятку, в которой указано, что должен знать водитель за границей и как себя вести во время происшествия. Обычно для урегулирования иностранных претензий мы сотрудничаем с партнёрами той страны, в которой произошло происшествие, так как они могут лучше углубиться в местные законы и другие нюансы», — объясняет А. Разюнас.
 
Если водитель подписывает документ, смысл которого ему непонятен, у фирмы могут быть печальные последствия. «Бывают случаи, когда из-за непонимания фиксируются несоответствующие действительности детали происшествия. Рекомендуется всегда иметь при себе декларацию ДТП на литовском языке – её форма является одинаковой во всех странах Евросоюза, поэтому у водителя будет возможность правильно её заполнить», — советует А. Пилчицас.
Пытаются мошенничать?
Во время кризиса увеличилось количество случаев, когда водители пытаются обмануть страховые компании – имитируют аварии или другие ДТП. Однако, по словам страховщиков, гораздо чаще это происходит  не с коммерческими транспортными средствами, а с застрахованными легковыми автомобилями. Перевозчики возможностью обмануть страховые компании пользуются гораздо реже. «У фирм, которые не первый год пользуются услугами  PZU, таких тенденций не наблюдаем. Но бывают случаи, когда перевозчики сами получают незаконную претензию от других участников движения», — утверждает Э. Скупас.
Страховщики всё-таки не скрывают, что попытки мошенничества случаются. «Естественно, сталкиваемся со случаями, когда клиенты пытаются мошенничать. Мы делим такие случаи на три части. Это – предоставление неверной информации при составлении страхового договора, создание ситуации и подделывание документов для получения незаконной страховой выплаты и увеличение размера вреда. В данном случае клиент считает, что страховая компания намеренно уменьшит размер выплаты, поэтому увеличивает её или дописывает дополнительные повреждения, которые не являются последствием страхового случая», — говорит М. Ряуба. Как ведут себя страховщики, после выяснения случаев мошенничества? «В случае добровольного страхования имущества (каско или страхования грузов), установив, что клиент пытался сфальсифицировать случай или предоставил неверную информацию, страховщик может не платить страховую выплату и расторгнуть договор. Однако в том случае, когда намеренно увеличивается вред, эксперты сразу замечают несоответствие и договариваются о возмещении реально принесённого вреда. В каско страховке часто бывают случаи увеличения нанесённого вреда.  Клиенты считают, что основная задача страховой компании – любой ценой уменьшить размер страховой выплаты. С фальсификациями происшествий сталкиваемся редко. Каждый страховщик, заподозривший фальсификацию происшествия, обращается в правоохранительные органы. Все сфальсифицированные происшествия раскрываются, и выплаты клиентам не выплачиваются», — рассказывает М. Ряуба.
Иная ситуация в случае со страхованием гражданской ответственности, т.е. долгом человека возместить третьему лицу нанесённый вред. «Бывают случаи, когда клиент, по вине которого произошло происшествие, отказывается сотрудничать, поэтому решение принимается, опираясь только на показания третьей стороны. Это особенно актуально, когда происшествия случаются за границей и должны рассматриваться по законам другой страны, придерживаясь в этой стране установленных терминов. Например, в Дании или Великобритании законы не предусматривают заполнения декларации или вызова полиции – достаточно просто записать номера транспортного средства. Часто случается, что в этих странах ответственность устанавливается только по показаниям одного участника происшествия.  В таком случае могут быть узаконены показания о повреждениях, которых на самом деле не было. Различия в законах создают возможность получить возмещение убытков, которые в Литве не компенсируются. Например, в Великобритании любое столкновение, во время которого скорость была более 10 км/ч, создаёт возможность третьей стороне получить компенсацию за нанесение вреда здоровью, неимущественный вред и испуг, стресс, тяжёлые переживания, бессонницу и т.д. В странах Западной Европы у каждого из перечисленных «повреждений» есть своя денежная оценка», — предупреждает М. Ряуба.
«Случается, что третья сторона намеренно пытается вызвать происшествие, надеясь на этом нажиться. Очень популярный вариант – резко без причины затормозить и «подсунуть» автомобиль на кольце, когда другое транспортное средство перестраивается в другой ряд. Раскрыть такие случаи крайне сложно. Часто бывает, что за такими случаями наблюдают свидетели, советуем обязательно записать их данные. При возникновении подозрений о том, что происшествие является преднамеренным, необходимо вызвать сотрудников правоохранительных органов», — советует М. Ряуба.
Страховщики утверждают, что на страховом рынке коммерческого транспорта мошенничеств немного еще и потому, что перевозчикам это просто невыгодно. «Недобросовестные перевозчики, которые застраховавшись каско страховкой, пытаются получить не принадлежащую им выплату, встречаются редко. Перевозчики не заинтересованы в причинении вреда, так как из-за этого ухудшается история страхования, которая влияет на цену страховки в будущем.  Кроме того, образуются простои, которые для них так же финансово невыгодны»,- утверждает А. Пилчицас.  

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0