Страховщики и клиенты: проблем становится меньше? (часть 1)

14049
Первые конфликты между страховщиками и клиентами, вероятно, возникли сразу, как только появились первые услуги страхования. Внося страховые взносы, перевозчики надеются на понимание и помощь со стороны страховых фирм. Страховщики в свою очередь стараются получить как можно больше прибыли и понести как можно меньше убытков. Во время кризиса эти отношения становятся еще более натянутыми.
 
Конфликты
 
По мнению перевозчиков, страховые фирмы не всегда ведут себя честно, а порой стараются  нажиться на своих клиентах. «Страховщики склонны договариваться между собой о размере взносов. Хотя они постоянно растут, страховщики жалуются, что работают в убыток. Кроме того, они всеми возможными способами стараются не пускать на рынок новых игроков», — утверждает руководитель UAB „Mečys“ Мячисловас Атрошкявичюс. По его словам, дороже всего услуги страхования обходятся небольшим транспортным  фирмам, у которых немного машин. «Мы подумываем о том, что стоит создать клуб мелких перевозчиков и одновременно страховать автомобили нескольких фирм. Возможно, таким образом удалось бы уменьшить цены на страховку», — надеется М. Атрошкявичюс.
Правда, в последнее время литовским страховщикам становится тяжело удержать монополию – услуги страхования предлагают и иностранные фирмы. Однако перевозчики сомневаются в их надёжности. «Купив страховой полис, например, в Украине, можешь просто пустить деньги по ветру. Если произойдёт страховой случай, у некоторых страховых компаний просто не будет средств для выплат, и тогда перевозчик обязан компенсировать ущерб из собственного кармана», — говорит М. Атрошкявичюс. О возможных проблемах с иностранными страховыми компаниями предупреждают и страховщики.  «На рынке страховки CMR заметна активность иностранных страховых фирм. Иногда перевозчики соблазняются их предложениями из-за меньшей цены, не учитывая, что страховые договора составляются по законодательству и условиям другой страны, поэтому не всегда адекватны тем условиям, которые существуют в Литве.  Следовательно, при рассмотрении спора ситуация становится неблагоприятной для клиента. Еще один аспект – страховые полисы выдаются на иностранном языке, а это иногда мешает перевозчикам углубиться в условия страхования», — рассказывает директор Департамента страхования гражданской ответственности, несчастных случаев, транспортных средств и здоровья “ERGO LIETUVA” Аудрюс Пилчицас.

Тенденции роста взносов

Страховщики признают, что страховые взносы и дальше растут. В разных фирмах они меняются по-разному. «Практика показывает, что есть перевозчики, с которыми происходит мало страховых случаев (примерно в два раза меньше, чем в среднем) и перевозчики, чьи тягачи в происшествия попадают в пять раз чаще, чем в среднем. Это прочная тенденция, подтверждённая опытом нескольких лет. Поэтому перевозчики, которые уделяют много внимания квалификации водителей и превенции убытков, платят меньше, но для другой группы взносы возрастают. Этот принцип действует в отношении всех актуальных для перевозчиков видов страхования», — утверждает директор Департамента управления продуктов и риска “PZU Lietuva” Эдвардас Скупас.
По надёжности перевозчиков размер страхового взноса устанавливается и в других компаниях. Если перевозчик заслужил статус надёжного клиента, он платит меньше. «Размер страховых взносов для перевозчиков определяет уровень риска, который устанавливается по статистике претензий – каковы тенденции количества претензий и изменения их размера. В последнее время мы не зафиксировали больших изменений в статистике претензий обязательного страхования автогражданской ответственности и каско страхования, поэтому цен не корректировали – они адекватны риску. Что касается страховки CMR, то уже который год подряд мы укрепляем партнёрство с дисциплинированными и надёжными перевозчиками – каждый год предлагаем им 10-15% скидку», — говорит А. Пилчицас.
Страховые взносы для коммерческих транспортных средств немного увеличились в “BTA draudimas”. По словам руководителя Транспортного отдела Марюса Ряубы, это определило растущее количество и масштабы происшествий. Цены менялись и в “Lietuvos draudimas”. «Каждый год происходят ценовые изменения, кое-где взносы  увеличиваются, кое-где уменьшаются», — рассказывает руководитель Отдела предпринимательского риска “Lietuvos draudimas” Арунас Разюнас.  По его словам, скидки обычно предоставляются лояльным, несколько лет пользующимся услугами страховой компании клиентам, которые не нанесли убытков.
 
Страховщики утверждают, что в последнее время уменьшается количество приобретённых страховых полисов для коммерческих транспортных средств – это является отражением изменений на рынке грузоперевозок. «Уменьшилось количество тягачей в парках – вероятно, часть вернулась лизинговым компаниям, другую часть перевозчикам пришлось продать или держать на стоянках, так как работы стало меньше.  Соответственно, они не страхуются, поэтому уменьшилась общая сумма взносов», — ситуацию комментирует Э. Скупас.
Количество клиентов уменьшилось и в других компаниях. «Я считаю, что уменьшение количества страховок произошло из-за того, что повысилась их стоимость, и перевозчики нередко пытаются ехать без страховки. Важен и тот аспект, что кризис нанёс перевозчикам серьёзный  удар – немало фирм обанкротилось или уменьшили количество транспорта», — говорит М. Ряуба.
Не платят вовремя
 
Во время кризиса проявилась и еще одна тенденция – оказавшиеся в сложной ситуации перевозчики вынуждены отложить выплату страховых взносов. Постоянно растущие суммы страховых взносов становятся для них непосильной ношей. «Каждый перевозчик скажет, что взносы обязательного страхования автогражданской ответственности с 1,5 тысячи выросли до 5, 6 или даже 7 тысяч за тягач. Если водитель недавно попал в аварию, сумма взноса может достигать и 10 тысяч», — возмущается М. Атрошкявичюс. Страховщики применяют различные санкции в отношении опаздывающих заплатить взносы клиентов. «К сожалению, все чаще случается,  что взносы не платятся вовремя. В страховом законе и правилах указан порядок, согласно которому, спустя некоторое время, страховая защита опаздывающих клиентов прекращается», — поясняет Э. Скупас.
 
Не заплативший взносов клиент не может рассчитывать и на страховые выплаты. «По закону, вовремя не заплатив взноса, прекращается полисная защита, но сам полис не прерывается. Полис прерывается только спустя 3 месяца, если клиент до тех пор не заплатил. Однако если во время того периода, когда была прекращена страховая защита, случается происшествие, клиент не получает выплаты», — утверждает А. Разюнас.
 
Однако, по словам страховщиков, даже во время кризиса перевозчики стараются платить взносы исправно.  «Перевозчики взносы обязательного страхования автогражданской ответственности или  взносы за каско страховку обычно платят вовремя. Конечно, во время кризиса бывают случаи, когда перевозчиков нужно поторопить или просто напомнить, что пришло время оплаты, но это случается не часто. Не платить взносы обязательного страхования автогражданской ответственности для перевозчиков не выгодно: в законе предусмотрено, что если они не заплатили страховой взнос и попали в дорожно-транспортное происшествие, страховая компания имеет право потребовать у виновника вернуть сумму, выплаченную пострадавшей стороне.  В последнее время участились случаи, когда перевозчики груза страхуются, заключая страховой договор, но не оплачивают услуг страховой компании. В таких случаях страховая защита не является действительной. Во время дорожного происшествия или нанесения другого вреда, прежде всего, страдают собственники груза и экспедиторы, так как их имущество остаётся незащищённым. Поэтому мы советуем им связаться со страховой компанией и проверить, является ли действительным оставленный перевозчиком страховой полис», — говорит А. Пилчицас.

Самые большие убытки – из-за происшествий за границей

Конфликты между страховщиками и перевозчиками чаще всего возникают тогда, когда ДТП случается за границей. Перевозчики обвиняют страховщиков в том, что они недостаточно разбираются в происшествии, доверяют выводам иностранных экспертов, которые нередко бывают поверхностными и необъективными. Страховщики отбрасывают обвинения и утверждают, что перевозчики часто в таких случаях ведут себя некомпетентно. «К сожалению, количество происшествий за границей не уменьшается.  В некоторых видах страховки, например, CMR, чувствуется даже обратная тенденция – увеличение количества сообщений. Это связано с кризисом: если ранее из-за незначительно испорченного груза перевозчикам не предъявлялись претензии, то сейчас из-за малейшего изменения состояния груза (напр., наклонения, сдвига) предъявляются претензии с просьбой компенсации всей стоимости груза, неполученных доходов и т.д. «Так же приходит больше сообщений о происшествиях, увеличиваются суммы страховых выплат», — поясняет Э. Скупас. Он говорит, что страховщики до сих пор получают сообщения о крупных происшествиях, которые произошли несколько лет назад. «В феврале получили прошение возместить 0,5 млн. убытков за страховое происшествие, которое произошло в 2005 г., во время действия страховки автогражданской ответственности», — рассказывает А. Скупас.
По словам других страховщиков, количество заграничных происшествий сильно не изменилось. «Проанализировав статистику претензий перевозчиков, замечаем, что как количество страховых происшествий, так и суммы выплат почти не изменились. В то же время в сфере страховки CMR заметен рост количества страховых происшествий в некоторых регионах. Например, в Англии, увеличилось количество происшествий, когда в тентовый прицеп незаметно врываются лица, желающие бесплатно попутешествовать, а во время путешествия портят груз. В этой стране так же участились мелкие кражи, но стало меньше аварий, в которых портится груз», — рассказывает А. Пилчицас.
 
 ***Продолжение следует…***

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0