Страховой договор: что вы подписываете?

Man's Hands Signing Document

Перевозчик груз, которого был украден, должен доказать страховщику, что во время поездки должным образом о нем заботился. Страховые компании нередко в договоре указывают, что за утраченный груз будет возмещено лишь в том случае, если водитель останавливался на безопасных стоянках. Проанализируем, с какими трудностями сталкиваются перевозчики пытаясь доказать свою правоту.

Условия невыполнимы?

Мы уже описывали историю директора ЗАО «Berita» Алгиса Жвирблиса. Груз и тягач компании были украдены из охраняемой стоянки. Страховая компания не признала кражи груза страховым случаем и отказалась возмещать ущерб. Перевозчик до сих пор судится с «PZU Lietuva».

Адвокат адвокатской конторы Миндаугаса Шимкунаса Альбертас Бута, рассказывает, что в стандартных условиях страховых договоров охраняемая стоянка определяется как: «огражденная (закрытая), в темное время суток освещенная территория с контролируемым въездом транспортных средств и входом/выходом физических лиц. Находящиеся в ней транспортные средства охраняются круглые сутки».

Беда в том, что таких стоянок иногда не хватает, поэтому осуществляя некоторые маршруты трудно держаться выдвинутых условий. По словам адвоката, такими условиями страховщики просто стараются до минимума сократить потенциальные страховые риски.

«Перевозчики, видя такие трудно выполняемые условия в страховых договорах, чаще всего, долго не размышляя, договор подписывают. Дело в том, что страхование гражданской ответственности перевозчиков CMR не является обязательным, и соответственно, стороны страхового договора по своему усмотрению могут договориться и об объекте страхового договора и о нестраховых случаях. Тогда, в случае наступления потенциального страхового случая, который не соответствует тому или иному определению страхового договора, страховщик просто пальцем указывает на пункт стандартных правил страхования, указывающий, что случай не является страховым и поэтому выплата не выплачивается», — говорит он.

Что рекомендуют страховщики?

Руководитель Отдела коммерческих рисков компании «Lietuvos draudimas» Арунас Разюнас говорит, что одно из главных требований – в нерабочее время, транспортное средство с грузом оставлять на охраняемей стоянке. Каждая страховая компания может по-разному определить, что является охраняемой стоянкой, но общие черты такие: территория огорожена со всех сторон, контролируется вход (с физической охраной), полное освещения территории и съемка с хранением видеозаписей. Список охраняемых стоянок, соответствующих требованиям страховщиков доступен на сайте Международного союза автотранспорта (IRU) http://www.iru.org/transpark-app.

Старший эксперт страховой компании «If» Вальдемарас Йоникас, также рекомендует клиентам пользоваться круглосуточно охраняемыми стоянками, список которых размещен на сайте IRU.

«Перед составлением договора, мы дополнительно рекомендуем выяснить, какой это груз, а также его цену. Мы знаем, что чаще всего воруются быстро реализуемые грузы. В целях уменьшения риска воровства, рекомендуем заранее планировать маршрут перевозки и места стоянки», — добавил он.

Заместитель директора Департамента ущербов «PZU Lietuva“» Модестас Жилионис рекомендует перевозчикам останавливаться на охраняемых стоянках, а на территории восточных стран – возле стационарных полицейских постов. «Предупреждаем перевозчиком о том, что водители должны планировать свои маршруты так, чтобы не приходилось останавливаться недалеко от Москвы или Санкт-Петербурга», — советует он.

Советы для перевозчиков

Прежде всего, нужно отказаться от мифа, что страховые компании не ведут переговоры по поводу условий страхования, а стандартные условия страхования, не могут быть изменены. Малые и средние транспортные компании часто даже не пытаются договориться о более выгодных условиях для перевозчика.

Адвокат А. Бута говорит, что страховые компании часто склонны корректировать не только концепции охраняемых стоянок, но и другие, менее благоприятные условия договора страхования перевозчика. Исключения из стандартных условий страховых договоров, корректировка или дополнительные условия в этом случае обсуждаются в страховом полисе. Конечно, более высокие страховые риски часто означают более высокую цену, но как вы знаете, бесплатный сыр – в мышеловке.

Другой распространенной проблемой является то, что перевозчики часто ищут самый дешевый вариант страхования CMR, а такой вариант, как правило, обеспечивает самую низкую страховую защиту.

Дополнительная договоренность со страховщиком о том, какие именно стоянки являются безопасными, облегчили бы судьбу перевозчика. Тем не менее, юридически подтвержденный список стоянок, по-видимому, со стороны страховщиков мало вероятен.

«Прежде всего, по той же основной причине, что таких безопасных стоянок не хватает, а в некоторых странах их вовсе нет. Страховщик в таком случае, должен предложить альтернативные варианты», — говорит А. Бута

Дополнительные условия

Перед подписанием договора о страховании CMR, Ассоциация «Линава» поощряет перевозчиков, заранее согласовать со страховщиками условия договора для индивидуальной транспортной компании и внести в него список конкретных стоянок (с адресами) в определенных странах. В случае кражи грузов из этих стоянок, страховщик будет обязан оплатить ущерб.

Готовы ли страховые компании заключать такие договоры?

Руководитель Отдела коммерческих рисков компании «Lietuvos draudimas» А. Разюнас говорит что, несмотря на то, что предоставленный список охраняемых стоянок довольно длинный и подробный, перевозчики сталкиваются с ситуациями, когда расстояния между стоянками слишком велики. В результате, при осуществлении некоторых маршрутов, становится трудно выполнить требования транспортные средства оставлять лишь на охраняемых стоянках

«Lietuvos draudimas» по его словам, с учетом ситуации на рынке, предлагает перевозчикам смягчающие положения, где и как в таких случаях оставлять транспортное средство с грузом.

По словам Старшего эксперта страховой компании «If» В. Йоникаса, «If» также готова принимать во внимание индивидуальные потребности клиентов, а конкретная стоимость контракта будет зависеть от конкретных потребностей. Для тех операторов, которые придерживаются строгих стандартов безопасности грузов, дополнительные условия не должны увеличить цену страхования.

Суд в первую очередь руководствуется условиями заключенного договора. Подписав со страховщиками нереальные условия контракта, перевозчики сами ставят себя в неблагоприятную ситуацию.

Комментарии

Šuvcāns Egons 2013-10-10 11:12

V Rossije prakticheski na ljuboy stojanke vam skazut,cto stojanka platnaja no neoxranjajemaja.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0