Страхование транспортных средств может снова подорожать

finansy-scola

Перевозчики не устают публично жаловаться на растущие страховые взносы, а страховщики отмечают, что страхование транспортных средств довольно рискованно и сумма страховых выплат увеличивается. Попробуем проанализировать мнения перевозчиков, страховых компаний и независимых экспертов на эту тему.

По данным ЗАО «Creditreform Lietuva», рост рынка страхования в кризисный период был связан с ростом страхования коммерческого транспорта (рынок страхования ТС включает в себя не только компании перевозчиков, но и все компании, имеющие в своём распоряжении автомобили – зам. авт.). За 2009-2012 гг. разница между страховыми взносами и выплатами за частный и коммерческий транспорт выросла на 134 млн. литов, из которых 105 млн. литов (целых 78%) пришлось на страхование коммерческого транспорта.

Удивляют суммы выплат

Заместитель директора ЗАО «Creditreform Lietuva» Ромуалдас Трумпа сообщает, что в 2012 г. страхование коммерческого транспорта составило 33% всех нежизненных страховых взносов. Значительную часть этих взносов составило страхование транспорта перевозчиков. «Рынок страхования транспорта в этом году должен расти. Наземный транспорт остаётся одной из немногих секторов, в которые поступают инвестиции. Владельцы транспортных средств принимают сложные инвестиционные решения, покупая тягачи и полуприцепы», — говорит собеседник.

Владельцы литовских транспортных компаний удивляются постоянно растущим страховым взносам, кроме того увеличивается количество отказов в страховых выплатах. Директор ЗАО «Berita» Альгис Жвирблис говорит, что перевозчики напоминают ему неорганизованное движение, которое не защищает своих прав. «Мы говорим о правилах страхования, которые ни разу не менялись за весь период независимости Литвы. Такие правила позволяют страховым компаниям с лёгкостью избежать выплаты денег. За 20 лет ничего не было регламентировано», — говорит собеседник.

Альгимантас Грабаляускас, директор ЗАО «Rimansta», в свою очередь удивляется большим суммам страховых выплат. Он рассказывает, что после ДТП в Польше его водителю был выставлен счёт на сумму 22 тыс. злотых за ликвидацию последствий аварии. «Автомобиль стоял на проезжей части, поэтому его увезли. Когда я посмотрел на чек, то увидел, что снятие карданного велена стоило 2,5 тыс. злотых. Я попытался договориться о снижении суммы, но мне сказали, что всё равно платить придётся не мне, а страховой компании. Бывали и другие подобные примеры. Я не понимаю, откуда такие цены? Состоялся суд, страховая компания присудила убытки в размере 113 тыс. литов. Несмотря на большую сумму убытков, всего то нужно было, чтобы тягач после аварии вернулся в Литву. За 1000 литов я поменял фару… Страховщики играют этими цифрами, из-за чего суммы страховых взносов для перевозчиков постоянно растут», — говорит А. Грабаляускас.

Почему растёт сумма взносов?

Директор Департамента продуктов и управления рисков компании «PZU Lietuva» Эдвардас Скупас отмечает, что в последние годы расчёт число ДТП за границей. В 2011 г. количество ДТП за границей увеличилось на 27,8%, в 2012 г. – на 30,3%. Мы считаем, что в текущем году этот показатель составит 15%, так что цены будут пересмотрены в соответствии с результатами нашего портфеля ОСАГО», — сообщает Э. Скупас.

Р. Трумпа говорит, что страховой рынок рос вместе с восстанавливающимся после кризиса рынком. Страховые взносы коммерческого транспортного сектора в 2012 г. выросли на 35% по сравнению с 2009 г. и составили 324 млн. литов (155 млн. литов –ОСАГО, 170 млн. литов – страхование КАСКО). Сумма страховых выплат за ущербы в транспортном секторе в 2008-2012 гг. уменьшались ежегодно – за указанный период сумма выплат сократилась с 283 до 209 млн. литов. За 2009-2012 гг. разница между страховыми взносами и выплатами за коммерческий транспорт увеличилась в 11,5 раз: ОСАГО из невыгодной сферы страхования превратилось в прибыльную, а общая «прибыль» по КАСКО выросла в 1,77 раз. Тем не менее, этот результат на 11% уступает результату 2011 г.

Как утверждает Арунас Разюнас, руководитель Отдела коммерческих рисков страховой компании «Lietuvos draudimas», говоря о росте рынка в 2011-2012 гг., необходимо вспомнить, что в 2009-2010 гг. рынок пережил огромный спад, во время которого страховые взносы по КАСКО уменьшились вдвое. Тем не менее, количество ТС и ущербов изменилось незначительно, поэтому этот вид страхования стал невыгодным для страховщиков. Страховые компании снизили затраты своей деятельности, часть убытков покрыли другие типы страхования, другая часть убыточного портфеля была возмещена путём увеличения страховых взносов. «Кстати, в 2012 г. страховые взносы в этом виде страхования всё ещё были на треть меньше, чем до кризиса», — заметил А. Разюнас.

По словам руководителя Департамента маркетинга страховой компании «If» Орианы Машале, в 2009 г. рынок страхования транспорта сокращался: по сравнению с 2008 г., страховые взносы сократились на 50%, а страховых компенсаций было выплачено всего на 20% меньше. Это значит, что не все страховщики правильно оценили принимаемые на себя риски и понесли огромные убытки в этом виде страхования. Кроме того, на сумму страховых взносов влияет и оживление транспортного сектора. Увеличивающиеся транспортные потоки означают большее количество ДТП, а это влияет на уровень страховых рисков.

Прогнозы

А. Разюнас утверждает, что цены зависят от индивидуальной дисциплины, поэтому те фирмы, которые выполняют свои перевозки аккуратно, не понесут больших расходов на страхование. «Тем не менее, учитывая то, что страхование ТС остаётся наименее прибыльным видом страхования, цены на ремонт и детали постоянно растут, мы не отбрасываем вероятности того, что общий уровень цен будет корректироваться в сторону увеличения. Для фирм, которые имеют длительную историю страхования в нашей компании или более высокий уровень дисциплины, цены остаются стабильными. Для всех других фирм цены росли. Кроме того, ряды клиентов постоянно меняются, потому что клиенты переходят от одного страховщика к другому в надежде найти лучшую цену, поэтому у нас нет возможности объективно оценить изменения цен, ведь каждый год формируется совершенно различная клиентская картина. Говоря в общем, цены увеличились, потому что оба эти вида страхования остались невыгодными для страховщиков», — говорит А. Разюнас.

О. Машале добавляет, что дальнейшее изменение тарифов будет зависеть от тенденций экономического развития – увеличения экспорта, уровня инфляции и т.д. Однако риск каждого предприятия и дальше будет оцениваться в индивидуальном порядке, а суммы страховых взносов будут зависеть от множества указанных факторов.

Изменения в статистике страховых ущербов

По словам А. Разюнаса, тенденции остаются неизменными уже несколько лет подряд: каждый год регистрируется определённое количество ущербов малого и среднего уровня и несколько десятков очень больших аварий, так называемых тотальных случаев, частота которых зависит от экономической активности перевозчиков. О. Машале добавляет, что основное изменение – это новая немецкая правовая база, из-за которой страховщикам пришлось по-новому регистрировать наносимые полуприцепам ущербы. Из-за этого страховщикам также пришлось увеличивать финансовые резервы за произошедшие в предыдущем году аварии с участием полуприцепов. В 2012 г. произошло меньше ДТП, так как зима была мягкой, зато в 2013 г. количество происшествий значительно возросло.

От чего зависят цены?

При расчете страхового взноса учитывается масса факторов, начиная с контроля за автопарком и заканчивая географией стран, в которых работает перевозчик. Взнос также зависит от возраста и стоимости ТС.

По словам представителей страховых компаний, уровень цен в значительной степени зависит от того, как фирмы обеспечивают качество управления и контроля за ТС. А. Разюнас отмечает важность превенции риска: правильный инструктаж водителей, опыт работы, контроль за режимом работы, выбор маршрутов, технически исправный автопарк и своевременный контроль ТС. «Конечно, наиважнейший фактор – это история аварий клиента – дисциплинированный клиент всегда будет платить меньше», — говорит собеседник.

О. Машале говорит, что сумма страхового взноса устанавливается с учётом истории аварий страхователя, возраста ТС, территории их использования, опыта перевозчика. Большое влияние имеет и то, выполняет ли страхователь различные превентивные программы, направленные на избежание возможных аварий. Естественно, сумма страхового взноса будет меньше для тех фирм, которые заботятся о своей безопасности.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0