С 19 ноября все пути ведут в …Белоруссию?

Orientational_sign_post_orbital_roads_of_Babrujsk_Belarus-199x149

Уже с 19-ого ноября перевозчики, едущие в Россию минуя Беларусь, повезут грузы по новой системе транзитных перевозок. Система TIR в России в сущности уже не будет выполнять свои функции. А Белоруссия, которая не планирует выходить из системы TIR, в настоящее время находится под пристальным вниманием перевозчиков. Она может стать «зеленым коридором» в Россию. Похоже, что для перевозок грузов в Россию транзитом через Беларусь будет достаточно книжки МДП, и не придется приобретать дополнительные гарантии. Идут разговоры и о других перспективах.

Большинство перевозчиков, работающих с Россией, скорее всего, согласятся с тем, что в данный момент для них самой большой « головной болью» является отсутствие точной информации о практических действиях по новым правилам транзита. Вот несколько предположений, как изменятся перевозки с 19 ноября, и какими должны быть действия перевозчиков в конкретных ситуациях.

Что делать, когда поступает отказ оформлять книжку МДП?

Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков «Linava» распространила заявление, в котором изложен порядок действий перевозчика в том случае, когда российская таможня отказывается оформлять книжки МДП.

Перевозчик должен потребовать (попросить), чтобы сотрудник ФТС в разделе « Для служебного пользования» на белом листе книжки МДП или в 5-ой строке на белом листе книжки МДП указал причину применяемых ограничений (т.е. причину отказа оформлять книжку МДП) и по возможности поставил свою печать.

В тех случаях, когда для товаров, перевозимых с книжкой МДП, будет применена процедура дополнительной гарантии, установленная ФТС России, при возврате книжки в Департамент МДП ассоциации « Linava» следует предоставить заполненную форму заявления-декларации по образцу IRU с приложением копий всех сопутствующих дополнительной гарантии документов (копию собственно дополнительной гарантии, копию счета-фактуры за оформление дополнительной гарантии и т.д.)

Заявление-декларацию предлагается заполнять и в тех случаях, когда должностное лицо российской таможни отказывается указать причину применяемых ограничений (т.е. причину отказа оформлять книжку МДП).

Документы по применению дополнительной гарантии будут использоваться в целях правового отмена незаконных решений ФТС России и возмещения ущерба перевозчика, понесенного вследствие таких решений.

Однако большинство перевозчиков хотели бы избежать таких процедур. В таком случае они должны уже сейчас начать подсчет дополнительных расходов, которые могут возникнуть при перевозке грузов через Белоруссию, и взвесить, насколько их бизнес будет выгодным и рациональным без соблюдения указанных процедур.

Повернем через Беларусь?

Старший специалист ассоциации «Linava» по связям со странами Восточной Европы Гинтаутас Пупалайгис, комментируя создавшуюся ситуацию, утверждает, что при перевозке грузов в Россию через Беларусь в сущности ничто не изменится. Это подтвердили и сотрудники Белорусской таможни. На пограничных постах с Литвой книжка МДП будет оформляться, а это означает, что грузы до места назначения или выезда из России будут провозиться с соблюдением TIR процедуры. Процедура таможенного транзита для грузов, перевозимых в Россию с книжкой МДП через погранпосты Белоруссии, будет завершена на первой таможне назначения в России, куда направлен груз.

Но специалист «Linava» отмечает и некоторые исключения, на которые перевозчикам следует обратить внимание. Если груз имеет, по крайней мере, 2 таможни назначения, то для прибытия на вторую таможню придется приобрести национальную гарантию России. Кроме того – если таможни Белоруссии или Казахстана, оформлявшие процедуру таможенного транзита, указали дальнейший маршрут следования через российский таможенный пост, этот пост, выполняя регистрацию указанного маршрута, завершает процедуру таможенного транзита для товаров, перевозимых с книжкой МДП, которую начали таможни Белоруссии или Казахстана.

Действия IRU

«Международный союз автомобильного транспорта ( IRU),оценив создавшуюся ситуацию и приняв во внимание неправомерность действий ФТС по поводу применения дополнительных гарантий для грузов, перевозимых по TIR процедуре, принял решение о временной компенсации полной стоимости книжек МДП каждой национальной ассоциации по предъявленному IRU счету – в тех случаях, когда будет доказано, что книжки МДП не были использованы при перевозке через территорию РФ на условиях процедуры TIR по причине отказа таможен России их оформлять. Эти исключительные условия будут распространяться на книжки МДП, которые были выданы национальными ассоциациями, и которые таможня РФ не приняла на оформление в период от 14 октября 2013 года до 31 декабря 2013 года включительно. После этой даты IRU будет рассматривать ситуацию заново» – говорит Г. Пупалайгис.

Для того, чтобы каждая ассоциация могла воспользоваться таким правом на компенсацию, от своих членов (владельцев книжек МДП) она должна получить и вернуть в IRU следующие документы:

•заполненное заявление-декларацию;

•оригинал книжки МДП, в котором по возможности указана причина отказа оформления TIR процедуры, подтвержденная печатью таможенного органа;

•оригиналы или копии документов, подтверждающие дополнительные расходы, связанные с гарантиями (счета-фактуры, квитанции), также остальные копии документов владельца книжки МДП

•копию CMR накладной.

Перечисленные документы должны быть вложены в книжку МДП, которая возвращается в ассоциацию.

Очереди на российской границе: ждать или действовать?

Специалисты компании «ABIPA» предсказывают, что очереди на границе будут возрастать, и планируют распределение некоторых грузопотоков через морские порты и железные дороги.

« Эта процедура на основе эксперимента уже применяется на российско-украинской границе, а с 19 ноября должна начать применяться на границах Белоруссии, Латвии и Эстонии. Некоторые перевозчики уже сегодня были вынуждены покупать дополнительные гарантии и простаивать на территориях таможенных постов» – говорит руководитель отдела по международному развитию ЗАО «ABIPA» Томас Брасюнас.

Компания прогнозирует, что изменения транзитной системы России, по крайней мере, на некоторое время повлияют на тип грузоперевозок: до сих пор основная часть грузов в Россию шла наземным путем, поэтому во избежание простоев экспедиторам придется найти другие способы перевозок, или ждать, пока новый порядок полностью установится.

« Большинство грузов в Россию, в том числе и морские грузы из портов Клайпеда, Рига, Таллинн, «ABIPA» перевозила воздушным или наземным транспортом, меньшая часть грузов перевозилась прямо через порты России. В данное время мы видим возможность расширения прямых перевозок по железной дороге — как китайских, так и европейских грузов» – сказал Т. Брасюнас.

Итак. Премьера новых правил состоится 19 ноября. Если хотите ее увидеть, придется наведаться не кинотеатр, а на границу России. Маловероятно, но хочется верить, что эмоции после ее посещения будут положительными. Во всяком случае, будет о чем рассказать друзьям и коллегам. Точная информация о новом положении – это именно то, чего сегодня литовским перевозчикам не хватает больше всего.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0