Разрешения третьих стран: россияне бьют, ударят ли литовцы назад?

12358
Уже около месяца не утихающий шум по поводу трёхсторонних разрешений продолжается: пока подготавливаются документы, по которым сотрудники Российской транспортной инспекции смогут установить, что груз был загружен на терминале Литвы, тягачи литовских перевозчиков продолжают задерживаться на границе от 2 до 5 суток.  Перевозчики не боятся публично говорить о том, что единственный способ перейти границу – заплатить несколько тысяч литов. Несмотря на то, что сотрудники Российской транспортной инспекции согласны с тем, что основным документом является накладная CMR, и что счёт-фактура и сертификат происхождения товара не являются подходящими документами для установления вида перевозки, пока что с их стороны нет никаких официальных документов, которые бы подтверждали, что ситуация в скором времени изменится.
Конкретных действий нет
Пока идут подготовительные работы по поводу интерпретации разрешений третьих стран, перевозчики Литвы сильно беспокоятся: они переживают, что если ситуация не будет улучшаться, может оборваться линия доставки товаров Европа-Россия. «Ситуация не меняется более месяца. Министерство транспорта, Государственная дорожно-транспортная инспекция (ГДТИ) Литвы, “Linava”, Таможенный департамент (ТД) должны как можно быстрее решать этот вопрос, так как может оборваться грузопоток из Европы в Россию, кроме того, оборвутся связи перевозчиков Литвы», — ситуацию комментирует директор UAB “Svarina” Албертас Тамошюнас.
По словам А. Тамошюнаса, тягачам его компании в пограничных очередях приходится стоять более трёх суток.
Директор  UAB „Vantra“ Алдас Мотиеюнас говорит, что не верит, что в ближайшем будущем ситуация на границе изменится: «Если платишь, то еще можешь проехать. Министерство транспорта не защищает наши интересы, “Linava” еще пытается что-то сделать, однако переговоры надо вести на более высоком уровне. Литовцы слишком уступают россиянам, будто бы чего-то боятся», — размышляет А. Мотиеюнас.
Президент Ассоциации перевозчиков Литвы “Linava” Альгимантас Кондрусявичюс говорит, что на прошедшем 10 февраля заседании обсуждался формат документа, согласно которому будет сформулирована позиция по отношению к России: «На заседании собрались все: экспедиторы, представители терминалов, перевозчики, руководство таможни, представители министерства. Мы обсудили, каким мог бы быть этот документ, но я не хочу это комментировать. На переговорах, как войне – информация может быть использована против нас. Очень много информации можно узнать из СМИ, прочитать на форумах. Хочу попросить у перевозчиков меньше хвастаться тем, как они проходят российскую границу».
А. Кондрусявичюс напоминает, что с россиянами было оговорено, что основным фактором в установке вида перевозки является место погрузки и разгрузки. «Иногда возникают сомнения, действительно ли груз был загружен в том месте, которое указано в CMR. Операции погрузки и разгрузки в Литве должны сопровождаться документами, которые были бы приемлемы и перевозчикам, и терминалам, и российским контролирующим лицам. Данные этих документов должны подтверждать загрузку груза на терминале Литвы.  Мы договорились подготовить порядок перевозки грузов из терминалов Литвы и согласовать с Министерством транспорта России документы, по которым сотрудники Российской транспортной инспекции смогут установить, что груз был загружен на терминале Литвы», — рассказывает руководитель “Linava”.
Заместитель генерального директора ТД Йонас Мишкинис подтвердил, что сотрудники Российской транспортной инспекции согласны с тем, что основным документом является накладная CMR, и что счёт-фактура и сертификат происхождения товара не являются подходящими документами для установления вида перевозки.
8 февраля 2011 г., во время визита представителей таможни, Министерства транспорта Литвы и “Linava” в Москве, делегации обеих сторон договорились, что основным критерием установки вида перевозки является место загрузки и разгрузки, однако до сих пор со стороны России не получено никаких документов. Это подтверждает директор Департамента дорог и гражданской авиации Литвы Шарунас Баублис: «Никаких официальных документов и новостей со стороны россиян мы не получили. У латышей и эстонцев похожая ситуация».
Президент “Latvijas Auto” Валдис Трезиньш информирует, что и Латвия пока не получила официального ответа России по поводу решения возникшей проблемы: «К сожалению, конкретного решения пока нет. К России обратились и наши госструктуры, и Министерство сообщений Латвии, предъявлена нота, к вопросу подключен и Международный союз автомобильного транспорта (IRU).Мы чувствуем активную реакцию с российской стороны, насколько мы знаем, в Москве и Пскове несколько раз собирались представители Российской транспортной инспекции, Министерства транспорта Российской Федерации и АСМАП. Появилась неофициальная информация о том, что в течение недели будут приняты новые решения», —  говорит В. Трезиньш.
Представители Ассоциации перевозчиков Латвии уверены, что вопрос трёхсторонних разрешений необходимо решать на более высоком уровне. «Мы считаем, что этот вопрос необходимо решать на более высоком уровне. Думаю, нет смысла общаться с чиновниками ниже заместителя министра транспорта России. Более низкий уровень, как показал пример Литвы, ничего не решает», — констатирует В. Трезиньш.
Латвия отправила предложение министру транспорта России Игорю Левитину. «У нас есть предложение, как выйти из сложившейся ситуации, оно связано с разрешениями третьих стран, которых Латвия вовсе не имеет. В Межправительственном договоре России и Латвии написано, что основным документом для перевозчика является СМR, а перевозка начинается там, где СМR выписывается. Российская сторона основой считает происхождение груза, поэтому путается  термин груз и термин товар. Происхождение товара может быть любое, но перевозка начинается там, где загружается машина и оформляется СМR накладная. Это предусматривает СМR конвенция, Межправительственный договор России и Латвии и законодательство Европейского союза», — рассказывает руководитель “Latvijas Auto”.
По его словам, иная интерпретация со стороны России – попытка изменить грузопотоки. «Машины на границе разворачивают, а это ведет к  огромным расходам, которых никто не покрывает. Если так и дальше будет продолжаться, нужно будет искать другие рынки. Это удар по логистике, работе таможенных терминалов»,- объясняет В. Трезиньш.
Президент Союза транспорта Латвии Владимир Звонарёв напоминает, что проблемы начались еще в прошлом году, когда Россия установила ограниченную квоту разрешений ЕКМТ. «Это было подобно ядерному испытанию в сфере международных автоперевозок, однако большинство стран с этим вынуждены были согласиться», — анализирует В. Звонарёв.
В. Звонарёв говорит, что такой политики, какую сейчас активно пропагандирует и оглашает АСМАП, раньше не было: «Россия сокращает или совсем не выдает СЕМТ разрешения, а сейчас легально и нормально  могут работать только те, кто их имеют».
В. Звонарев считает, что основой для совершения перевозки может служить СМR конвенция – как  договор, заключенный между грузоотправителем и перевозчиком. «Соответственно определенные графы СМR будут являться основанием для применения одного из разрешений —  двухстороннего или трехстороннего, в зависимости от граф, которые это подтверждают. Все остальные документы, включая инвойсы и сертификаты производителя, не должны быть обязательными документами для перевозчика. Что принимать за основу? Какие графы должны быть основанием для применения двухстороннего разрешения или разрешения третьих стран, должно быть прописано в соответствующих протоколах», — говорит он.
Видят один путь – ответить тем же
Перевозчики Литвы утверждают, что видят много бездействия в переговорах государственных организаций Литвы с Россией. «Я был в ГДТИ, они говорят: у нас нет рычагов воздействия на россиян. Я считаю, что есть только один рычаг – таможня Литвы. Не надо оформлять документы до тех пор, пока россияне не предоставят разрешений третьих стран. Если это будет делаться, всё вернётся на свои места. Есть и другие способы: в Мядининкай, Лаворишкес, Шалчининкай нужно поставить хотя бы по одному автомобилю ГДТИ для проверки документов. С помощью таможни всё можно сделать», — уверен Алдас Мотиеюнас. Перевозчик рассказывает, что пытался добиться правды в ответственных организациях: «Я звонил в Таможенный департамент, где мне ответили, что они в этот конфликт встревать не будут.  Кто-то должен им приказать, так как таможня по собственной инициативе делать ничего не будет. У меня есть информация, что может быть еще хуже – говорят, что Смоленская транспортная инспекция планирует еще сильнее ужесточить контроль», — объясняет А. Мотиеюнас.
Перевозчик, как и большинство коллег, не настроен оптимистично: «Я думаю, что ситуация не будет улучшаться, так как нас никто не защищает. Мы можем ехать только надеясь на профессионализм и интуицию водителей».
Представитель министерства транспорта Шарунас Баублис, отвечая на вопрос, не планирует ли Литва так же требовать у россиян трёхсторонних разрешений, говорит, что этот вопрос решится в ближайшем будущем: «Мы думаем об этом, следовательно, в ближайшее время решение будет принято. Может возникнуть конфликтная ситуация. Неизвестно, каким будет ответ России. О нём нужно думать. Если одни выстрелили, нужно думать, стоит ли начинать стрелять и другим».
Пока что перевозчики ждут – неизвестно, когда переполниться чаша их терпения. Планируется, что уже на этой неделе будет получена официальная позиция России по поводу использования трёхсторонних разрешений.  Тогда и станет известно, какие ветра подуют в литовские тягачи. 
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0