Разрешения ЕКМТ: почему их не получают мелкие литовские перевозчики?

cemt-razresheniya

В последнее время развернулось немало бурных дискуссий  вокруг разрешений ЕКМТ, порядка их выдачи и отсутствия публичности, поэтому мы решили поинтересоваться этим типом разрешений – как и сколько их выдаётся на сегодняшний день, от чего зависит количество получаемых разрешений и т.д.

Разрешение ЕКМТ позволяет фирмам заниматься перевозкой грузов по международным маршрутам между странами-членами ЕКМТ. Наличие разрешения обязательно при проезде с грузом или без него. Документ должен быть заполнен перед отправлением в рейс.

Разрешения ЕКМТ в Литве выдаёт Министерство транспорта и связи. Когда Литва стала членом Конференции транспортных министров Европы, её была установлена базовая квота на разрешения, которая не менялась до 2011 г, т.е. всё это время квота составляла 128 единиц разрешений.

С 2011 г. система выдачи разрешений изменилась – стабильная квота была упразднена.Теперь количество получаемых страной разрешений ЕКМТ зависит от того, для какого класса (для «Euro-3 безопасных», «Euro-4 безопасных» или «Euro V5 безопасных» грузовиков) транспортных средств конкретная страна выбирает разрешения, и от того, насколько эффективно разрешения были использованы в минувшем году. Страна получает больше разрешений, если они распределяются между грузовиками более высокого класса эмиссии.

Важно вспомнить, что в 2011 г. Россия в одностороннем порядке ограничила квоту действующих в этой стране разрешений ЕКМТ до 67 единиц. Ранее в России действовали все разрешения ЕКМТ, однако каждая из стран вправе ограничить выдачу этих разрешений, чем и воспользовалась Россия. В ближайшее время квота разрешений ЕКМТ в России не должна меняться, она останется в размере 67 разрешений.

Арифметика с разрешениями ЕКМТ

В 2011 году базовая квота разрешений ЕКМТ для Литвы составляла 137 разрешений. Эффективное использование разрешений в 2012 г. позволило увеличить квоту до 163 штук (в том числе 67 разрешений, действующих в России).

Коэффициенты разрешений ЕКМТ в 2012 г.:

Экологический класс автомобиляКоэффициент увеличенияКоличество разрешений ЕКМТ
Euro-35x67=335
Euro-48x67=536
Euro-510x67=670

В 2012 г. Министерство транспорта и связи Литвы при сотрудничестве с литовскими перевозчиками и ассоциацией перевозчиков Литвы «Linava» обдумало все обстоятельства и выбрало следующие разрешения:

годовые разрешения:

Euro-3 96 ед. x 5 = 480 ед. (недействительные в России)

Euro-4 15 ед. x 8 = 120 ед. (действительные в России)

Euro-5 50 ед. x 10 = 500 ед. (действительные в России)

краткосрочные разрешения (обычно используемые в конце года или во время кризиса, как, например, в ситуации с Россией):

Euro-4 2 ед. x 8 x12 мес. = 192 ед. (действительные в России)

В недавно опубликованном письме на адрес Службы конкуренции Литвы было выражено недовольство тем, что страной были выбраны разрешения для автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Euro-5. «Если бы мы выбрали разрешения для автомобилей класса Euro-3, то получили бы 335 разрешений, действительных в России. Количество автомобилей, соответствующих классам эмиссии Euro-3, Euro-4, Euro-5 составляет 18500. Это значит, что одно разрешение распределяется между 55 автомобилями, и в таком случае его не получают не только мелкие, но и средние перевозчики», — рассказал о порядке выдачи разрешений ЕКМТ вице-президент «Linava» Мечисловас Атрошкявичюс.

По его мнению, некоторые всё ещё думают, что, получая 1000 разрешений, Министерство транспорта Литвы выбирает самостоятельно, для какого стандарта эти разрешения: Euro-3 или Euro-4. «Всё совершенно иначе. Если мы берём разрешения для более высокого экологического стандарта, то мы получаем больше разрешений. Кроме того, те, кто ездит много и быстро, не используют обычных однократных разрешений, поэтому таких разрешений достаточно для других перевозчиков», — говорит М. Атрошкявичюс. Перевозчики, перевозящие температурные грузы в холодильниках очень эффективно используют разрешения ЕКМТ, поэтому если бы у них не было этих разрешений, обычные белорусские разрешения они бы израсходовали до апреля месяца.

Конкурсы на ЕКМТ

Каким бы ни был экологический стандарт, Министерство транспорта и связи Литвы всё равно распределяет разрешения по причине их ограниченного количества, из-за чего между перевозчиками возникает острая конкуренция, в особенности за российские разрешения. Около 5300 транспортных средств претендуют на получение действительных в России разрешений. Таким образом, на 8,5 транспортных средств приходится одно разрешение.

Всего в 2012 г. 240 литовских перевозчиков подали прошение на получение разрешений ЕКМТ. В заявлениях указывается количество транспортных средств: Euro-3 – около 1900, Euro-4 – около 1000, Euro-5 – около 4300. Видя значения коэффициентов (в таблице), можно заметить, что конкуренция за разрешения очень велика, однако, как рассказал редакции CargoNews М. Атрошкявичюс, на сегодняшний день ещё имеется около 100 свободных разрешений (кроме российских), поэтому перевозчики, которые ездят в Беларусь, Украину, Турцию и другие страны, могут свободно получить эти разрешения.

Уже в сентябре этого года планируется заседание Совета грузового транспорта, в план работы которого, скорее всего, будет внесён вопрос о разрешениях ЕКМТ. Обычно в сентябре проходят обсуждения с участием представителей Министерства транспорта и связи по поводу распределения разрешений ЕКМТ, анализируется статистика прошлого года. После встреч в сентябре выдаётся квота. Министерство транспорта Литвы представляет заявку на количество и тип разрешений. Как правило, перевозчики могут отправлять заявления на получение разрешения до середины ноября на адрес Государственной дорожно-транспортной инспекции, а распределение разрешений происходит в декабре.

В этом году планируется представить Министерству транспорта и связи Литвы несколько проектов изменения порядка выдачи разрешений ЕКМТ. Одно из предложений включает в себя распределение 80-90% разрешений согласно имеющемуся у фирмы-перевозчика количеству автомобилей, а остальная часть распределяется согласно результатам. Например, если один перевозчик совершил 25-30 перевозок в Россию, то ему можно дополнительно выдать 1-3 разрешения, однако если другой перевозчик сделал менее 100 поездок, то количество его разрешений можно урезать из-за неэффективного их использования. Согласно такому порядку, больше количество мелких перевозчиков смогут получить разрешения ЕКМТ, если в прошлом году они эффективно использовали однократные разрешения.

Как утверждает М. Атрошкявичюс, сегодня, пока поправки ещё не внесены, самое главное – интересы всех перевозчиков, а не отдельных фирм, поэтому разрешения должны выдаваться тем, кто использует их наиболее эффективно.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0