Работа с Россией: свет зелёный, но дороги ухабистые
Создание Таможенного союза и вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) стали факторами, которые должны были облегчить сотрудничество литовских предпринимателей с восточными рынками. Соседи с Востока утверждают, что так и произошло. Как же эту ситуацию оценивают литовские перевозчики и логисты.
Таможенный союз – товары движутся быстрее, но…
Прошло уже несколько лет с того момента, когда начал функционировать Таможенный союз. Увеличение скорости движения грузов было достигнуто после отмены таможенного контроля на границах между странами-членами Таможенного союза. Тем не менее, изначально организация создавалась с другой целью. Бизнес-круги надеялись на уменьшение административной нагрузки, ускорение различных процедур, упрощение работы с государственными органами.
Оценивая работу Таможенного союза, президент Литовской ассоциации перевозчиков «Linavа» Альгимантас Кондрусявичюс положительно отзывается об организации: «Когда Таможенный союз начал функционировать, увеличился грузопоток, хотя он был отчасти связан с экономическим оживлением в странах-членах ТС. Сократилось количество контрольных пунктов и проверок на границах».
Несмотря на это, по мнению президента «Linavа», существуют другие нюансы: «Беларусь и Казахстан были обязаны поднять таможенные пошлины для некоторых групп товаров, чтобы сравнить их с российскими тарифами. По этой причине снизился уровень экспорта в эти страны из Литвы и других стран Евросоюза. Наиболее недовольными привязкой таможенных тарифов к российскому уровню остались казахские предприниматели. Это значительно снизило возможности импорта в страны Европы. Другая проблема – каботаж. По мнению представителей бизнеса, перевозки между странами ТС – это каботаж, хотя на наш взгляд, это неправильная трактовка».
Подобное мнение о деятельности Таможенного союза выразил и Эгидиюс Рамонас, директор маркетинга и развития ЗАО «Arijus»: «Создание единой таможенной зоны принесло как положительные, так и отрицательные результаты. Среди отрицательных аспектов можно назвать то, что часть клиентов, которые работали и с Россией, и с Казахстаном, стали работать только с Россией, поэтому мы их потеряли. С другой стороны был облегчён сам процесс перевозки, исчезли промежуточные границы, уменьшились сроки доставки».
ВТО – в принципе ничего не изменилось
Вступление во Всемирную торговую организацию не имело особого положительного влияния на работу перевозчика. Директор ЗАО «DKV Euro Service Baltikum» Артурас Михеенко скептически оценивает такой шаг России: «Мне кажется, одни таможенные пошлины были заменены другими налогами, таким образом, продолжая защищать своих – российских – производителей, фирмы и поставщиков. Лучшим примером является введение утилизационного сбора на автомобили. Автоматически суммы становятся такими же, иногда даже большими. Российские власти учитывают юридические требования, закреплённые в договорах о ТС и ВТО, однако вводят другие внутренние налоги, находят причину, почему эти налоги необходимы и тем самым компенсируют свои убытки».
Несколько иначе ситуацию оценивает Э. Рамонас. Правда, и он признаётся, что долгосрочная польза пока что не заметна: «В некоторой степени были унифицирована структура тарифов на железнодорожные перевозки – в определённых случаях это позволило быть более конкурентоспособными».
Проблемы тают, как снег. Но надолго ли?
Говоря о наиболее актуальных проблемах, связанных с перевозками в Россию и другие страны ТС, А. Кондрусявичюс не видит значительных препятствий. Тем не менее, его беспокоит долгосрочная перспектива: «Достигнутое в сентябре прошлого года соглашение о трактовке разрешений придало положительный импульс для сотрудничества. Проблем стало меньше. Перед Новым годом я был в Смоленске и общался с руководителем по транспортному контролю, который признался, что после сентября количество нарушений, совершаемых литовскими перевозчиками, снизилось на 30%. Но беспокоит другое. Россияне говорили, что некоторые литовские перевозчики пользуются лазейками в законодательстве и ставят контролирующие органы в тупик, поэтому обсуждается принятие новых политических решений. Все договорённости с Россией нужно уважать, чтобы они не были расторгнуты из-за каких-то личных амбиций. Будем надеяться, что уже прошёл период, когда какие-то недоразумения приводили к судебным спорам с Российской транспортной инспекцией».
О возможном изменении ситуации говорит и А. Михеенко: «Ранее существовала проблема электронного декларирования, никто не знал, что делать, как использовать трёхсторонние разрешения. Теперь вроде всё ясно. На сегодняшний день эти проблемы вроде как были решены, однако при необходимости Россия всегда сможет придумать что-нибудь новенькое или снять с себя существующие обязательства, которые, на мой взгляд, и так искусственные и ненастоящие».
Что же дальше?
Затишье перед бурей? Прошлой весной генеральный директор АО «Rhenus Svoris» Арунас Бярташус упоминал: «В начале каждого года Россия пытается ввести ограничения для перевозчиков из других стран. Это продолжается уже несколько лет. Не то, так другое, но всё равно что-то да придумают. Обычно это случается в феврале». Стоит ли ожидать чего-то нового и в этом году?
Э. Рамонас не думает, что сейчас наступило затишье перед бурей, однако, он считает, что не стоит особо полагаться на стабильность восточных рынков: «Мы не сталкивались с очень крупными проблемами ни ранее, ни сейчас. Единственная более-менее важная проблема – э то трактовка трёхсторонних разрешений или нюансы их интерпретации. Сегодня мы не чувствуем особого давления, однако нет гарантии, что такие административные средства не будут введены снова».
Можно констатировать, что работающим с Россией перевозчикам пока нет смысла волноваться. Значительной опасности своему бизнесу они пока что не видят. Большой медведь спит, пока его никто не разбудит или не поднимет ненужный шум. Остаётся надеяться, что ни политики, ни другие организации это не сделают.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.