Примерные транспортники или «слепые» инспекторы?

trudovaya-inspekcija-litvy

Весь июль Государственная трудовая инспекция Литвы (ГТИ) проводила активную проверку транспортных и складских предприятий страны. Всего инспекторы проверили 44 фирмы, оказывающие услуги перевозок и складирования. Сама Инспекция неоднозначно оценивает результаты выполненного контроля, так как выяснилось, что работодатели были заранее проинформированы о готовящейся проверке с целью заставить их как можно быстрее исправить нарушения требований безопасности и трудовых прав работников.

В июне сектор транспорта и логистики Литвы активно проверялся по причине всё увеличивающегося числа несчастных случаев и смертей на работе.

Проверка прошла в 44 транспортных и складских компаниях страны, т.е. было проверено 2 фирмы в Вильнюсском районе, 6 – в Каунасе, 6 – в Клайпеде, 7 – в Шяуляе, 4 – в Паневежском районе, 6 – в Тельшайском, 3 – в Таурагском, 5 – в Мариямпольском, 2 – в Алитусском и 3 – в Утеносском.

Во время проверки среди 25 руководителей предприятий был проведён опрос о наличии психосоциальных факторов риска в их компаниях.

Максимальный штраф  — 100 литов

Выявленные в ходе проверки нарушения мало чем отличались от результатов, обнаруженных в транспортных компаниях в минувшем году. В 2011 г. в транспортных предприятиях были зафиксированы нарушения рабочего режима, выплаты зарплат за проеханные километры, требований безопасности и здоровья. Кроме этого был выявлен недостаток контроля за здоровьем работников. В ходе проверки в июле 2012 г. были установлены нарушения, касающиеся времени работы, безопасности и здоровья работников, внутреннего контроля на фирмах,  оценки профессиональных рисков, обязательных проверок здоровья, инструктирования работников, а также обучения и аттестации работников по вопросам здоровья и безопасности.

Удивляет то, что максимальная санкция за вышеуказанные нарушения составила 100 литов. Более того данный штраф и протокол о нарушении административных прав был составлен в отношении одной единственной фирмы. Представительница ГТИ Г. Банайтите, говоря о максимальных мерах воздействия, рассказала, что всего было составлено 8 протоколов (18% всех проверенных фирм) с требованиями устранить обнаруженные нарушения.

Одна из самых строгих санкций – штраф размером 100 литов – была применена за нарушение водителем дальних рейсов режима работы и отдыха. По мнению председателя Профсоюза водителей Рамунаса Нарбутаса, это одно из наиболее распространённых нарушений, однако не менее массовой проблемой является оплата за проеханные километры. «В трудовых договорах устанавливается размер заработной платй и суточных, который зависит от количества проеханных километров. Водитель, который проезжает меньше километров, получает лишь 50% суточных, тот, который проезжает больше, может получить 60% и т.д.» — объясняет Р. Нарбутас.

Г. Банайтите ранее указывала редакции CargoNews на то, что данное нарушение достаточно распространено, однако очень хорошо маскируется.

Двусмысленная оценка результатов проверки ГТИ

 

С первого взгляда результаты проверок редко выглядят оптимистичными. Перевозчики работают аккуратно, стараются не делать нарушений… Однако председатель Профсоюза водителей Р. Нарбутас рассказал, что нарушений на предприятиях намного больше, чем показывают результаты выполненного контроля, кроме того, проверка бала проведена небезукоризненно. По словам председателя Профсоюза водителей, в ходе проверок ГТИ не проводит расследований. «Испекторы приходят и сами рассказывают, как что должно быть, и не ищут нарушений». Р. Нарбутас рассказал, что недавно Профсоюз водителей получил жалобу, из которой следовало, что инспекторы ГТИ не зафиксировали никаких нарушений, хотя были обязаны обратить внимание на систему оплаты труда, злоупотребления неоплачиваемыми отпусками и пр.

В этот раз целью проверки ГТИ было выяснить, насколько транспортные компании придерживаются требований безопасности, здоровья и трудовых прав работников. Тем не менее, сами инспекторы неоднозначно оценивают полученные результаты. Несмотря на то, что во время проверки было зафиксировано меньше нарушений, очевидно, что данные результаты не совсем точно и объективно отражают реальную ситуацию. На 18 июля 2012 г. произошло 3 происшествия со смертельным исходом (за этот же период в 2011 г.) и 18 несчастных случаев (в 2011 г. – 11) на работе.

Как утверждает Г. Банайтите, вероятно, что такие проверки побуждают (а кого-то и заставляют) ещё раз проверить состояние фирмы и привести его в порядок, что позволит хоть на некоторый срок уменьшить риск несчастных случаев на работе. «Один из наиболее действенных способов сохранить здоровый и работоспособный коллектив – постоянный самоконтроль предприятия. Конечно, работники также не должны забывать о том, что они также ответственны за свою безопасность», — советует руководительница Отдела коммуникации ГТИ Литвы.

Специалисты ГТИ рекомендуют руководителям транспортным предприятий воспользоваться контрольными вопросниками, которые можно найти на сайте трудовой инспекции, методическими материалами, активно участвовать в обучении.  Стоит помнить о возможности вызвать инспектора для консультации, во время которой к найденным нарушениям не применяется штрафных санкций.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0