Заниматься перевозками оружия может не каждый

gun

«В Турции посажен самолет, перевозивший оружие из России». «Израильские военные силы задержали судно с оружием». «ЕС призывает остановить поток оружия на Украину». «Житель Клайпеды перевозил оружие без наличия разрешения». Такие или похожие заголовки публикаций о нелегальных международных перевозках оружия можно прочесть в литовских и мировых средствах массовой информации. Как показывает статистика, в Литве нарушений правил перевозки оружия наблюдается немного. Это потому, что тех, кто занимается или хочет заниматься такой деятельностью, не так уж много. И они обязаны выполнять очень строгие требования.

Обязаны предупредить заранее

Как CargoNEWS.lt сообщила представитель Департамента таможни Литовской Республики Гинтаре Виткаускайте-Шаткаускене, перевозка, экспорт и импорт оружия строго регламентированы постановлением Правительства. Те, кто хочет провозить оружие с собой или заниматься перевозками оружия, должны иметь разрешение или лицензию, выданную Департаментом полиции Министерства внутренних дел Литвы. «Таможня лицензий и разрешений не выдает, но лица, которые оружие в Литву ввозят или вывозят, обязаны на таможенном посту письменно его декларировать, и предъявить сотрудникам таможни эту декларацию, само оружие и разрешение на ввоз оружия вместе с другими обязательными документами», — говорит Г. Виткаускайте-Шаткаускене.

Она также обратила внимание на то, что об импорте или экспорте оружия, а также о том, через какой конкретно таможенный пункт оно будет провозиться, нужно предупредить за 2 рабочих дня. Правда, оружие ввозить или вывозить, а также перевозить транзитом через Литву можно не на всех территориальных постах литовской таможни. Это можно делать на дорожном посту Вильнюсской территориальной таможни в Мядининкай, в Вильнюсском аэропорту, железнодорожном посту в Вайдотай, на посту Каунасской территориальной таможни в Каунасском аэропорту, на морских постах «Molo», «Pilies», «Malkų įlankos» Клайпедской территориальной таможни, на дорожном посту в Панемуне. Ответственное за перевозку оружия лицо (перевозчик) обязано обеспечить соблюдение всех требований перевозки и хранения оружия до того момента, пока оно не будет передано получателю.

Представитель Департамента полиции Литовской Республики Рамунас Матонис обратил внимание на то, что наличие разрешений (предварительных согласований) на перевозку оружия обязательно и для перевозок внутри ЕС.

Число перевозящих оружие растет

Как показывает статистика Отдела лицензирования Управления общественной полиции МВД Литвы, число предварительных согласований на ввоз оружия в Литву из стран ЕС ежегодно растет. В 2012 году было выдано 150 таких согласований, в 2013 — 187, а только лишь в первом квартале текущего года — 138.

В 2013 году разрешения перевозить и экспортировать оружие не в страны ЕС были выданы 14-ти торговым предприятиям, а в первом полугодии этого года — 24. Но похоже, что ослабевающая экономика России повлияла и на торговлю оружием. Если в прошлом году на импорт оружия не из стран ЕС было выдано 20 разрешений, то в первом полугодии нынешнего года — всего 6.

Гораздо чаще за разрешениями стали обращаться частные лица, количество частных лиц, перевозящих оружие, растет с 2011 года. Как CargoNEWS.lt сообщает Отдел лицензирования Управления общественной полиции МВД Литвы, за разрешениями на ввоз оружия из стран ЕС в 2015 году обращалось 286 лиц, а в 2013 — уже 351, в первом полугодии нынешнего года — 163.

Количество перевозимого частными и юридическими лицами оружия отличается. «В основном поступают просьбы о выдаче разрешений на перевозку длинноствольных нарезных винтовок. Частные лица, как правило, обращаются за разрешением на перевозку единичного оружия, а торговые организации — на перевозку партий оружия», — говорит представитель Департамента полиции Р. Матонис.

Контрабанда редко, но еще встречается

Не у всех перевозка оружия складывается гладко. Как говорит Г.Виткаускайте-Шаткаускене, основные проблемы возникают именно из-за отсутствия разрешений, которые выдает Департамент полиции. Чаще всего правила перевозки оружия и боеприпасов нарушают частные лица, которые вовремя не позаботились о наличии необходимых разрешений. Нарушения выявляются, когда оружие перевозится контрабандным путем», — говорит представитель Департамента таможни.

Несмотря на то, что о широко известной контрабанде оружия в восточных странах много не говорится, случаи контрабанды оружия в Литве бывают не часто. В прошлом году по поводу контрабанды оружия были начаты 4 предварительные расследования, были изъяты 4 единицы огнестрельного оружия и 15 патронов. В прошлом году, в связи с нарушениями похожего типа, сотрудники таможни составили 9 протоколов административных нарушений, изъяли 2 единицы огнестрельного оружия, 2 телескопические дубинки, 1 арбалет, 1 кинжал, 102 патрона. В первом полугодии этого года начаты 4 предварительные расследования, изъяты 2 единицы огнестрельного оружия, 6 мечей, кинжал и 32 патрона, но сократилось число административных правонарушений — их зафиксировано всего 2.

По словам Г.Виткаускайте-Шаткаускене, контролировать нелегальные перевозки оружия помогает современное контрольное оборудование: «Используются металлодетекторы, для проверки багажа и транспортных средств используются рентгеновские системы контроля. Проводя анализ рентгенограмм, стараемся обнаружить присущие оружию силуэты», — рассказывает Г. Виткаускайте-Шаткаускене.

Разрешения получают далеко не все

Правда, разрешения на перевозку оружия выдаются не с легкой руки. Они могут не выдаваться как частным, так и юридическим лицам в том случае, если заявитель не отвечает хотя бы одному условию импорта, экспорта и транзитных перевозок оружия из перечисленных в постановлении Правительства. Разрешения могут не выдаваться и тогда, когда не предъявлены все необходимые документы, нет условий для безопасного хранения оружия (в случае импорта), если в стране, в которую направлен экспорт оружия, возникает политический или военный конфликт, или поступает обоснованное отрицательное заключение Оружейного фонда. Но в основном, как говорит Р. Матонис, разрешения не выдаются, если предполагается, что импорт-экспорт партии оружия может создать угрозу международной или внутренней безопасности страны, или оружие может быть использовано для других, нежели предусмотрено, целей. Разрешение на транзитную перевозку оружия может не выдаваться в том случае, если государство, через территорию которого планируется транзит, с такой перевозкой не согласно.

Особых проблем нет

CargoNews.lt обратился и к нескольким предприятиям, занимающимся торговлей оружием, с вопросом о проблемах, с которыми они сталкиваются при перевозках оружия.

Как утверждает Виргиниюс Эндрикас, директор ЗАО «Sidabrinė kulka», которое занимается торговлей оружием, с проблемами перевозки оружия или его партий они сталкиваются редко. «Обычно доставкой заказанного оружия занимаются сами производители, поэтому они, как правило, заботятся и о наличии всех разрешений», — говорит руководитель предприятия. По его словам, ЗАО «Sidabrinė kulka» чаще всего покупает такое оружие, в цену которого уже включены затраты на транспортировку, поэтому организацией перевозки, как правило, занимается отправитель. Предприятие под его руководством в основном привозит оружие из Чехии и Германии.

Представитель ЗАО «Oksalis» нам сказала, что особых проблем с получением разрешений не возникает, а вот инцидент с перевозкой был всего лишь несколько лет назад. Тогда было украдено газовое оружие, начато предварительное расследование, но перевозчик весь ущерб возместил. ЗАО «Oksalis» привозит оружие в основном из Германии.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0