Перевозчики, работающие за границей — заложники литовских законов

dsc05593-800x532

Замахнувшись переловить в литовском транспортном регистре «автомобили-призраки», ГП «Regitra» с 1 июля текущего года начала массовое приостановление разрешений транспортных средств на допуск к участию в дорожном движении. Причины для такой жесткой санкции три: не проведен обязательный технический осмотр транспортного средства или его полуприцепа, транспортное средство не застраховано обязательным страхованием гражданской ответственности или не заплачены связанные с транспортным средством или его участием в общественном движении платежи. 

Если в течение 90 дней указанные причины не устраняются, в транспортном регистре появляется соответствующая запись о вступившем в силу запрете, транспортное средство снимается с учета, а гос. номера признаются недействительными, и должны быть незамедлительно возвращены в «Regitra». Литовские перевозчики, чей транспорт работает на зарубежных рынках, опасаются больших потерь, связанных с новым порядком.

«Золотая» цена ТО

В течение одной только первой недели, когда новый порядок вступил в силу, санкции были применены в отношении 913 тыс. разного «калибра» мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов.

«Сказать точно, какого количества грузовых автомобилей коснулся или коснется в ближайшее время этот порядок, еще не могу. Но факт, что машин одних только предприятий перевозчиков-членов «Linava», которые годами не возвращаются в Литву, может быть от 1000 до 2000. До настоящего времени грузовые автомобили, работающие по долгосрочным контрактам и перевозящие грузы где-нибудь, например, между Испанией и Великобританией, техосмотр проходили в западных странах. Должностным лицам, ответственным за контроль дорожного движения, этого было вполне достаточно. Но сейчас, без действительного талона ТО литовского образца, грузовой автомобиль будет лишен права допуска к участию в дорожном движении, и станет «нелегалом» даже при наличии немецкого ТО», — создавшуюся ситуацию комментирует Гинтаутас Рамаслаускас, секретарь ассоциации «Linava» по транспортной политике и информации.

Чтобы избежать проблем, перевозчики обязаны возвращаться в Литву исключительно для проведения техосмотра. Такой «поход», в зависимости от страны, в которой в основном работают наши транспортники, может занять всю рабочую неделю. Имея ввиду, что грузовой автомобиль, эффективно «запряженный в упряжку», в сутки зарабатывает, как правило, 100-200 евро, такая поездка превращается для перевозчиков в огромные потери. А если из-за отдельного визита в Литву возникает угроза невыполнения долгосрочных обязательств перед клиентами — дела совсем плохи.

Игнорировать новый порядок невозможно, транспортный регистр доступен должностным лицам всех европейских стран, ответственным за контроль дорожного движения. Если они, например, остановят грузовой автомобиль с литовскими номерами для проверки документов где-нибудь в Италии, введут его гос. номера в поиск регистрационной базы данных и увидят в ней запись «SUSPENDED» — поездка, без всякого сомнения, будет закончена. Какие санкции могут быть применены в таком случае, пока можно только предполагать, так как прецедентов, связанных с ограничением доступа к участию в дорожном движении именно по этой причине, еще не было. Теоритически, грузовой автомобиль должен был бы транспортироваться домой.

Предлагается немецкий рецепт

Обратить более пристальное внимание на эту ситуацию перевозчики призывали с начала этого года, своими обращениями они неоднократно атаковали ответственные министерства, однако никакое рациональное решение не было найдено. Г. Рамасклаускас предполагает, что Литве достаточно признать документы технического осмотра, выданные предприятиями ЕС, и проблема была бы решена.

«Мы предлагаем разрешить проведение технических осмотров в зарубежных странах. В этом случае владелец транспортного средства литовским учреждениям предъявлял бы все необходимые документы: сертификат проверки технического состояния транспортного средства, документы, подтверждающие уплату в Литве соответствующих платежей, и действительное удостоверение страхования гражданской ответственности. Эта информация сохранялась бы в Единой информационной системе обязательного технического осмотра (ЕИСОТО). Начать сотрудничество можно было бы с Германией — именно на примере TUV этого государства была создана литовская система ТО. Разница лишь в том, что немецкие требования к транспортным средствам немного строже, но теоритически никто не должен возражать такой инициативе — у немцев просто появились бы новые клиенты и дополнительные доходы. Кроме того, такое соглашение могло бы быть односторонним — литовский техосмотр на немецкие машины мог бы не распространяться», — рассуждал Г. Рамаслаускас.

Предприниматели хитрят

Между тем Рамунас Велавичюс, зам.директора ЗАО «Transporto studija», которое проводит технические экспертизы, обращает внимание на другие моменты. По его мнению, перевозчики, работающие на западных рынках, во избежание технического осмотра идут на хитрости.

«Если транспортники на самом деле работают исключительно на зарубежных рынках, они должны были бы «играть» по правилам тех стран, в которых работают. Очевидно, что по некоторым экономическим соображениям это не происходит. Перевозчики якобы склонны к литовским правилам, но в тоже время говорят, что не хотят их соблюдать. Согласитесь, это нечестно», — рассуждал Р. Велавичюс.

Рассуждая о проблемах, связанных с техническим осмотром, собеседник обратил внимание на то, что в настоящее время никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть утверждений перевозчиков о том, что они, якобы, проводят технический осмотр в соответствующих центрах западных стран. По нашим данным, в большинстве случаев просто заказываются услуги, связанные с проверкой технического состояния транспортного средства, а не полноценный технический осмотр. Возможностей выяснить реальное положение в данное время нет.

«Утверждая, что ТО литовских транспортных средств проводится в западных странах, и выданные там документы полностью удовлетворяют должностных лиц, следящих за порядком на дорогах, перевозчики говорят не всю правду. Во-первых, в списке документов, которые обязан иметь при себе работающий за границей водитель, о техническом осмотре не говорится ни слова. Иначе говоря, наличие ТО никто никогда не проверяет, пока не унифицированной процедуры проведения ТО и подтверждающего ее документа. Ни немец, ни француз не может сказать, является ли предъявляемая ему на непонятном языке бумажка на самом деле официальным документом, или подделкой. По этой причине контроль за техническим состоянием транспортных средств оставлен на усмотрение каждого государства — в такой форме, какую оно считает самой подходящей. Ведь именно государство берет на себя ответственность. О том, что это не просто формальность, свидетельствуют поступающие в Литву претензии, связанные с ущербом, возникшим по причине дорожно-транспортных происшествий. За нанесенный «литовскими» машинами ущерб страховое бюро ежегодно из собранных нами средств выплачивает около 20 млн литов», — отметил один из руководителей «Transporto studija».

Р.Велавичюс также обратил внимание на то, что даже хорошо организованные структуры перевозчиков не могут точно сказать, сколько грузовых транспортных средств с литовскими номерами находится за границей: одни говорят, что примерно 1000, другие — что около 2000, поэтому сказать точно, каков масштаб проблемы, сложно. Собеседник говорит, что разговоры о всех этих делах идут уже несколько месяцев, но четкого и единого понимания, как вести себя правильнее всего, пока нет.

Решение — только в 2018 году?

Дмитрий Бял, ведущий специалист Отдела безопасности движения Департамента политики дорожного транспорта и гражданской авиации Министерства сообщения Литвы, комментируя ситуацию отметил, что вопросу унифицирования проведения технических осмотров во всех странах Европейского Союза много внимания уделялось в период председательства Литвы в Совете ЕС.

«Во втором полугодии 2013 года обсуждался так называемый Пакет пригодности к дорожному движению, т.е. директивы ЕС, связанные с периодическими техосмотрами, проведением технических проверок на дорогах и регистрацией транспортных средств. Редакция всего пакета документов была успешно завершена, однако новая директива ЕС № 2014/45 по периодическим испытаниям пригодности транспортных средств и их прицепов вступит в силу только в мае 2018 года, т.е. только тогда появится единая база данных, а документы обязательного технического осмотра будут признаваться всеми станами ЕС», — говорил Д. Бял.

В данное время, согласно положениям Закона о безопасности движения по автомобильным дорогам, учет и сохранение данных об обязательном техническом осмотре транспортных средств и прицепов ведется в Единой информационной системе обязательного технического осмотра. Вносить в нее информацию о проведенных за рубежом проверках технического состояния невозможно, так как для этого нет никакого правового основания.

На вопрос, как должны вести себя водители международных рейсов в случае, если доступ их транспортных средств к участию в дорожном движении будет остановлен, собеседники ответить не могли. Такие ситуации еще не возникали, и как будут себя вести должностные лица отдельных стран, можно только предполагать.

Коллеги из Польши дали подсказку, что водителю транспортного средства, движущегося по общественным дорогам без надлежащего на то разрешения (если такое транспортное средство будет зафиксировано должностными лицами, выполняющими контроль за дорожным движением), будет назначаться штраф. В зависимости от обстоятельств, минимальное наказание составляет 50 злотых.

Должностные лица могут задержать и само транспортное средство. В этом случае водителю выдается справка, в которой указаны причины такого задержания. Если при осмотре тягача или полуприцепа выясняется, что технических дефектов нет, или они не создают угрозу безопасности движения, сотрудник полиции имеет право продлить действие разрешения транспортного средства к участию в дорожном движении не более чем на семь дней с указанием в справке условий, на которых оно может двигаться (например, отправиться на автостоянку или в гараж). Если транспортное средство создает угрозу безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, дальнейшее его продвижение запрещается, а транспортное средство задерживается.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0