Транспортный сектор Литвы в I полугодии 2012 г.

fura_chjornaya-199x146

Транспортный сектор – особо важная сфера бизнеса, поэтому в этой статье попытаемся рассмотреть то, как перевозческий бизнес в Литве пережил первое полугодие 2012 года.

Быстрорастущие доходы

Доходы сухопутного транспорта в I полугодии 2012 г. значительно возросли: за год – на 10%, по сравнению с докризисным уровнем – на 9%, а с самим кризисом – на целых 50%. Доходы грузового транспорта выросли на 12% (в прошлом году – на 18%).

«В первом полугодии в транспортном секторе сохранились положительные тенденции, особенно в экспедиторской деятельности. В начале 2012 г. в секторе автомобильного транспорта наметились признаки концентрации – увеличилась часть крупных предприятий, так как часть средних фирм перешла на более высокий уровень. Транспорт ещё долго будет такой сферой, в которой себе на хлеб смогут зарабатывать не только крупные, но также средние и мелкие предприятия. Тенденции расчетов с Фондом социального страхования «Sodra» были противоречивыми – долгосрочные долги уменьшались и должников было меньше, а краткосрочные долги в свою очередь участились и суммы их возросли. В этом году начало незначительно увеличиваться количество арестов имущества», — замечает Ромуалдас Трумпа, заместитель директора компании Creditreform Lietuva, оценивающей платежеспособность бизнес-клиентов.

Доходы фирм, специализирующихся в складской и транспортной деятельности, увеличились: за год на 34%, по сравнению с докризисным периодом – на 73%, с кризисом – на 130% (в 2,3 раза).

Доходы предприятий, занимающихся упорядочиванием грузов, (в том числе порты), уменьшились на 26%. Грузооборот в портах уменьшился на 10% (в Бутинге – на 19%, в Клайпеде – на 8%). На это повлияла высокая сравнительная база (в прошлом году импортировали автомобили в страны СНГ), некоторое уменьшение количества белорусских грузов и ремонт завода «Orlen Lietuva» в мае.

Складские предприятия (не только грузовые терминалы, но и зернохранилища) увеличили свои доходы на 34%.

Рост доходов экспедиторов замедлился – если в минувшем году рост составлял 2,1 раза, то в этом – только 1,5.

Транспорт (дорожный транспорт и экспедирование в частности) является менее концентрированной отраслью из-за низких барьеров для входа в сектор. Однако с 2012 года и здесь стала намечаться определённая концентрация. Больше всего растут доходы крупных фирм, особенно в дорожном транспорте.

Транспорт также остался отраслью с наибольшим инвестированием. Общее количество инвестиций в сухопутный транспорт повлияли на европейские железнодорожные проекты. В 2012 г. транспортные компании уже успели приобрести 2414 тягачей (на 19,5% меньше, чем в прошлом году), 5255 полуприцепов (на 16,7% больше). Обе эти цифры выше, чем показатели 2008 г.

Фирм-банкротов становится меньше

В первом полугодии 2011 года статус банкрота получило 80 транспортных компаний, за этот же период в текущем году – 65 компаний. Формальный юридический статус ещё ни о чём не говорит – количество предприятий с «незарегистрированным юридическим статусом» сегодня составляет 10 тыс. Часть их прерала свою деятельность и не имеет ни доходов, ни работников. Более реальным представляется число работающих фирм, т.е. тех, которые имеют работников и доходы. В конце августа количество работодателей в транспортном секторе составило 6391 фирма, из которых 4743 работают на дорожном транспорте, а 1353 – заняты в экспедиторской и складской деятельности.

Согласно сроку работы большинство крупных транспортных компаний работают 7 и больше лет. Перевозческие компании создавались раньше, чем экспедиторские:

- В дорожном транспорте до 2005 года создано 82% фирм, имеющих оборот свыше 30 млн. литов. Из тех, кто имеет оборот ниже 1 млн. литов до 2005 года было образовано лишь 50% фирм. 12% таких фирм создано после 2011 года;

- В секторе логистики и экспедирования до 2005 г. создано 67% работающих предприятий с оборотом свыше 30 млн. литов. Из тех, кто имеет оборот ниже 1 млн. литов до 2005 года было образовано 37% фирм. 17% таких фирм создано после 2011 года.

Увеличивается количество крупных транспортных средств

За весь 2011 год количество работодателей возросло на 5,6% (увеличение в группах всех размеров). За первые 8 месяцев 2012 года их количество снизилось на 2,6%. Количество крупных работодателей (250 работников и более) выросло с 34 до 42 фирм, однако количество мелких предприятий в целом уменьшилось.

 

Кол-во работодат.
01.01.2011
Кол-во работодат.
01.01.2012
Кол-во работодат.
30.08.2012
Изменение
01.01.2011-01.01.2012
Изменение
01.01.2011-01.01.2012
Изменение
01.01-30.08.2012
Изменение
01.01-30.08.2012
1-9
работник.
466048674719+2074,4%-148-3,1%
10-49
работник.
124513741348+12910,4%-26-1,9%
50-249
работник.
249258256+9+3,6%-2-0,8%
более 250333442+1+3%+8+19%
РАБОТОДАТ.618765336365+346+5,6%-168-2,6%

За весь 2011 год количество работников транспортных компаний увеличилось на 6,4 тысячи, а за первые 8 месяцев этого года – ещё на 2,3%. В минувшем году заметно росло количество работников мелких (10-49 человек) и средних (50-249 человек) предприятий. Однако в 2012 году количество работников росло в основном только в крупных компаниях — +9,8%. Количество работниках на предприятиях более меньших размеров оставалось стабильным. Часть средних компаний перешли в статус крупных.

 

Кол-во работодат.
01.01.2011
Кол-во работодат.
01.01.2012
Кол-во работодат.
30.08.2012
Изменение
01.01.2011-01.01.2012
Изменение
01.01.2011-01.01.2012
Изменение 01.01-30.08.2012Изменение 01.01-30.08.2012
1-9
работник.
161231694116998+818+5,1%+57+0,3%
10-49
работник.
251252765427306+2529+10,1%-348-1,3%
50-249
работник.
220552385923300+1804+8,2%-559-2,3%
более 250308073203535183+1228+4%+3148+9,8%
РАБОТОДАТ.94110100489102787+6379+6,8%+2298+2,3%

Долги «Sodra»: долгосрочные – уменьшались, краткосрочные – росли

Ситуация относительно долгосрочных долгов (более 30 дней) Фонду социального страхования «Sodra» в транспортной сфере заметно лучше, чем в среднем во всех прочих секторах хозяйствования. И не потому, что число должников уменьшилось, а потому, что должники стали более мелкими. Тем не менее, тенденции касательно краткосрочных долгов белее негативны – в среднем долг увеличивался, а частота долгов за весь год так и не сократилась.

До сентября 2012 г. в 527 транспортных компаниях было произведёно 902 ареста имущества. И хотя по сравнению с прошлым годом заметно уменьшение (572 фирмы – 943 ареста имущества), в целом в транспорте с начала 2012 г. чувствуется незначительная тенденция увеличения числа арестов имущества. После пика арестов в 2009 г. крупные транспортные компании переживают всё меньше и меньше арестов своего имущества, в то время как мелкие транспортные компании не спешат уменьшать количество арестов.

Средний долгосрочный долг транспортного работодателя сократился с 9817 до 7914 литов, а краткосрочный вырос с 6583 до 6789 литов.

Чего ждать от ближайшего года?

Перспективы грузового дорожного транспорта оцениваются положительно, и фирмы, вероятно, смогут приспособиться к всевозможным вызовам – постоянно изменяющимся ценам на топливо, растущим страховым взносам и новыми оплачиваемыми дорогами. Литовский импорт и экспорт продолжают увеличиваться. Ожидание упрощения экспорта некоторых групп товаров в Россию. Низкие барьеры для входа в сектор останутся благоприятными для концентрации компаний.

Экспедиторы не упустят возможности воспользоваться плюсами от вступления России в ВТО. Хороший урожай зерновых положительно скажется на доходах фирм, занимающихся хранением грузов.

Предприятия, перевозящие пассажиров, останутся в трудной ситуации из-за разницы между уменьшающееся покупательской способности (ждёт отопительный сезон) и растущими ценами на топливо. Это осложнится нескончаемыми экспериментами некоторых самоуправлений. Положение может спасти лишь льготы по НДС. Там, где работают рыночные механизмы (напр., в междугородних перевозках), концентрация будет расти.

Перспективы развития железной дороги и портов так и будут зависеть от деятельности завода «Orlen» и белорусского товарооборота.

Подготовлено по данным ЗАО «Creditreform Lietuva»

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0