Аналитика

14012

Так ли страшен чёрт, как его малюют, или еще раз про обучение водителей (часть 1)

В последнее время активно ведутся дискуссии о том, насколько Литва готова выполнить директиву  Европейского парламента и Совета 2003/59EB «О начальной квалификации и периодического обучения водителей». Утверждается, что пока что в этой сфере сделано непростительно мало.

Требования

Согласно  директиве, обучение водителей согласно требованиям Евросоюза уже должно быть начато. Впрочем, предусмотренную в директивах профессиональную квалификацию обязаны получить только заново подготовленные водители – т.е. те, которые получили водительские удостоверения для перевозки грузов после 10 сентября 2009 г. (для водителей автобусов директива вступила в силу раньше – в 2008 г.). Те, кто водительские права на управление транспортными средствами соответствующих категорий приобрели до указанных дат, обязаны не позже чем до 10 сентября 2014 г. (водители автобусов – до 10 сентября 2013г.) выслушать курс повышения квалификации и получить удостоверения, подтверждающие периодическое поднятие квалификации.

В директиве установлено, что восемнадцатилетнему водителю, получившему категории С и СЕ, дополнительно нужно выслушать 280 часов теоретического курса обучения и 20 часов уделить практическому вождению на специальных площадках и дорогах.  Водителю такого возраста, желающему приобрести категории С1 и СЕ1, нужно выслушать 140 часов теории и выполнить 10 часов практики. Аналогичные требования действительны и для 21-летнего водителя, желающего получить категории С и СЕ. «Для этих обучений (согласно требованиям Министерства социальной защиты и труда) нужны площадки, но в 140-часовой программе не предусмотрена необходимость выполнения упражнений на площадках с разными дорожными покрытиями», — говорит руководитель Отдела безопасного движения Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) Литвы Викторас Лапинас.

Следовательно, согласно подтверждённым учебным программам, специальные площадки с разным дорожным покрытием обязательны только для обучения самых молодых – восемнадцатилетних водителей. Остальные могут выполнять задания по вождению на обычных площадках обучения вождению, улицах или дорогах.

Специальных площадок с разными дорожными покрытиями в Литве пока немного. Одну из них (кстати, предназначенную только для своих нужд) оборудовали UAB “Vilniaus autobusai“. «Оборудовали площадку, получили лицензию на обучение водителей согласно действующим директивам Евросоюза, чтобы не платить больших денег за подготовку своих водителей и поднятие их квалификации. С давних времён у нас работают опытные инструкторы по вождению, новых водителей обучаем в школе, учреждённой при UAB “Vilniaus autobusai“. Хотя, в последнее время этого делать не приходилось – водителей пока что хватает, поэтому подготовка новых временно остановлена», — говорит директор по эксплуатации UAB “Vilniaus autobusai“ Римантас Маркаускас.

Во время кризиса не чувствуется большой нехватки водителей, это спасает и руководителей грузовых транспортных фирм. «Грузовые транспортные фирмы не испытывают такой большой нехватки водителей, как раньше. Однако в скором времени эта проблема может стать очень актуальной: с катастрофической нехваткой водителей, как все мы помним, транспортные компании сталкивались совсем недавно, мы были вынуждены искать водителей за границей. Увы, молодые люди не стремятся на такую сложную работу – средняя граница возраста водителей уже приближается к пятидесяти. Когда экономика начнёт оживать, водителей, скорее всего, снова будет не хватать», — прогнозирует В. Гилис.

В школах вождения будущих водителей обучают только основным предметам, которые необходимы для получения права управления транспортным средством. Предметам, связанным с профессиональной деятельностью водителя, должны обучать в учебных учреждениях, организующих курсы начальной квалификации и поднятия квалификации. Предметы, содержание, цели и компетенции этого обучения устанавливает Министерство образования Литвы. «Основные темы предназначены для обучения рациональному, экономичному и безопасному вождению, рассмотрению правовых актов, связанных с режимом работы и отдыха водителя. Так же преподаются темы о креплении грузов, риске и превентивных мер для того, чтобы избежать несчастных случаев», — особенности этого обучения комментирует В. Лапинас.

Учебные заведения

Пока в Литве лицензии для организации курсов начальной квалификации и повышения квалификации приобрели десять учреждений и центров обучения. «Нужны будут дополнительные или хватит существующих центров, покажет время. Если возникнет необходимость, думаю, центров станет больше. Однако в стране немного школ, которые подготавливают водителей  категории С, так же не хватает квалифицированных преподавателей и подходящего для обучения оборудования», — говорит В. Гилис.

В большинстве центров обучения нет специальных площадок с разными покрытиями, автодромов, на которых водители могли бы обучиться вождению в сложных условиях. По словам директора Центра обучения “Linava” Освальдаса Маникаса, основная причина их отсутствия в том, что для этих автодромов нужны большие территории, а земля вокруг больших городов Литвы очень дорогая. Дорого стоит оборудование и подготовка нужных специалистов. В этой сфере есть надежда на иностранных инвесторов – по словам В. Гилиса, специальную площадку, на которой водители могли бы обучаться экстремальному вождению, собираются оборудовать австрийцы.

Кстати, В. Лапинас утверждает, что утверждение о том, что у наших ближайших соседей латышей уже есть специальная площадка для обучения водителей коммерческого транспорта, не совсем верное. «В Латвии оборудован автодром с разными дорожными покрытиями, однако он предназначен только для легковых автомобилей. Напоминаю, что Латвия вообще выбрала другой путь получения удостоверения, подтверждающего начальную или повышенную квалификацию водителей – не теоретические и практические занятия, а экзамен для водителей», — ситуацию комментирует представитель ГДТИ Литвы.

2 024       2010-04-21
14049

Страховщики и клиенты: проблем становится меньше? (часть 1)

Первые конфликты между страховщиками и клиентами, вероятно, возникли сразу, как только появились первые услуги страхования. Внося страховые взносы, перевозчики надеются на понимание и помощь со стороны страховых фирм. Страховщики в свою очередь стараются получить как можно больше прибыли и понести как можно меньше убытков. Во время кризиса эти отношения становятся еще более натянутыми.

 
Конфликты
 
По мнению перевозчиков, страховые фирмы не всегда ведут себя честно, а порой стараются  нажиться на своих клиентах. «Страховщики склонны договариваться между собой о размере взносов. Хотя они постоянно растут, страховщики жалуются, что работают в убыток. Кроме того, они всеми возможными способами стараются не пускать на рынок новых игроков», — утверждает руководитель UAB „Mečys“ Мячисловас Атрошкявичюс. По его словам, дороже всего услуги страхования обходятся небольшим транспортным  фирмам, у которых немного машин. «Мы подумываем о том, что стоит создать клуб мелких перевозчиков и одновременно страховать автомобили нескольких фирм. Возможно, таким образом удалось бы уменьшить цены на страховку», — надеется М. Атрошкявичюс.

Правда, в последнее время литовским страховщикам становится тяжело удержать монополию – услуги страхования предлагают и иностранные фирмы. Однако перевозчики сомневаются в их надёжности. «Купив страховой полис, например, в Украине, можешь просто пустить деньги по ветру. Если произойдёт страховой случай, у некоторых страховых компаний просто не будет средств для выплат, и тогда перевозчик обязан компенсировать ущерб из собственного кармана», — говорит М. Атрошкявичюс. О возможных проблемах с иностранными страховыми компаниями предупреждают и страховщики.  «На рынке страховки CMR заметна активность иностранных страховых фирм. Иногда перевозчики соблазняются их предложениями из-за меньшей цены, не учитывая, что страховые договора составляются по законодательству и условиям другой страны, поэтому не всегда адекватны тем условиям, которые существуют в Литве.  Следовательно, при рассмотрении спора ситуация становится неблагоприятной для клиента. Еще один аспект – страховые полисы выдаются на иностранном языке, а это иногда мешает перевозчикам углубиться в условия страхования», — рассказывает директор Департамента страхования гражданской ответственности, несчастных случаев, транспортных средств и здоровья “ERGO LIETUVA” Аудрюс Пилчицас.

526       2010-04-12
49 / 52«...102030...4748495051...»