Новый порядок снова перенесли
Решение Федеральной таможенной службы России требовать дополнительные национальные гарантии вызвало международный скандал. Перевозчики и импортеры ломают голову над тем, как дальше будут осуществляться перевозки, а национальные ассоциации перевозчиков добиваются отмены принятого решения. До последнего момента оставалась надежда, что эта пороховая бочка не взорвется и решение будет отменено. Только в пятницу была получена официальная информация о том, что порядок все же снова переносится.
Новый порядок
Обещалось, что с 14 сентября 2013 г. фактически ввоз товаров будет разрешен только при условии предоставления перевозчиком дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей. Фуры, приехавшие на границу лишь с книжкой МДП, не смогли бы пересечь российскую границу.
Уже на прошлой неделе таможня Литвы советовала подготовиться к тому, что при перевозке товаров в Россию под процедурой таможенного контроля с применением книжек МДП у перевозчиков могут потребовать дополнительную гарантию.
Перевозчики уже начали пользоваться новой процедурой. Директор Научного учебно-консультационного центра транспорта и логистики Владимир Звонарев говорит, что система дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей уже работает. По его словам, грузы уже перевозятся по этой процедуре. «Знакомый перевозчик еще раньше перевозил грузы по этой процедуре. Хочу обратить внимание всех перевозчиков, что поручительство оформлял сам получатель груза. Продумывать логистическую цепочку – дело грузополучателя. Перевозчика волновало только одно: как ситуация сложится с TIR системой на территории Евросоюза. Интересовало не будет ли дешевле стоить транзитная декларация по форме Т1, Т2», – говорит он.
Рекомендации для перевозчиков
Ассоциации перевозчиков считают, что решение ФТС России нарушает ряд норм международного и национального законодательства, в частности, положений Конвенции МДП 1975 г., Таможенного кодекса Таможенного союза и других нормативных правовых актов. Поэтому Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) подготовил специальные рекомендации для перевозчиков, в случае, если таможенные органы откажутся оформлять книжки МДП в связи непредставлением дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей.
В рекомендациях подчеркивается, что предоставление дополнительного обеспечения в добровольном порядке будет означать добровольный отказ от применения процедуры МДП. Рекомендуется фиксировать факт отказа в оформлении процедуры МДП.
В случае если должностное лицо таможенного органа не выдает перевозчику письменный отказ в выпуске товаров в соответствии с процедурой МДП, рекомендуется, чтобы водитель подал вышестоящему должностному лицу этого таможенного органа заявление об отказе в оформлении процедуры МДП. С более подробными рекомендациями, вы можете ознакомиться здесь.
Ещё один совет – ехать через Беларусь. Вице-президент ассоциации «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс отметил, что белорусская сторона не оказывает никакой поддержки новому порядку. По его словам, на территории этой страны у россиян нет возможности контролировать ситуацию.
Помогут ли рекомендации?
Не все перевозчики верят, что рекомендации помогут.
«Таможня ведёт себя очень хитро. Они просят, чтобы водитель заполнил заявление. В конце концов, всё выглядит так, словно сам водитель попросил полной проверки, разгрузки или же завершения процедуры МДП и перевозки под конвоем. Всё должно быть наоборот. Нужно требовать объяснения, почему при наличии книжки МДП требуется ещё какой-то дополнительной гарантии», – говорит М. Атрошкявичюс.
Он также считает, кто никто не захочет ездить без книжки МДП, так как это самый дешёвый способ перевозок. «При проезде без МДП тягач прибывает на границу не запломбированный. При проезде с Т1 пломбировка возможна, но не обязательна. Однако что делать, если, скажем, латвийские таможенники снимут пломбу и проверят тягач? Таможенник ведь не будет обратно ставить пломбы. Т1 будет закрыта и придётся ехать через Россию, но в таком случае не будет таможенного документа. CMR – это не таможенный документ, в нём нет номера пломбы. Поэтому на въезде в Россию сразу будет ждать полная проверка», – рассказывает он.
В. Звонарев говорит, что те перевозчики, которые собираются следовать рекомендациям, сделают глупость. «Вас могут выдворить на территорию ЕС, а водителей лишат возможности получить визы, бизнес в ту сторону будет закрыт. Вы должны понимать, сколько потом может быть проблем. Думаю лучше не экспериментировать». По его словам, водителя практически бросают под пулемет: « Водитель должен что-то доказывать и идти на конфликт. На собрании, которое проводила таможня, один из перевозчиков упомянул об этом возможном сценарии. В ответ на это, представитель Федеральной службы безопасности сказал, что коллапса на границе не допустят. Порядок на государственной границе все равно будет наведен. На территории России установлены правила и все, кто въезжают на территорию данного государства, должны будут соблюдать их условия».
Порядок пугает не всех
Далеко не всех перевозчиков пугают новые требования.
Ответственный секретарь ассоциации мелких и средних перевозчиков Сигитас Жилюс говорит, что конкуренция имеет свои преимущества, однако она не должна ухудшать существующие условия работы.
Он утверждает, что новая система совершенно невыгодна для литовских перевозчиков, однако он отмечает и преимущества системы: «Новый порядок может быть выгоден для мелких компаний, которые не пользуются системой МДП через другие фирмы. Это позволит им стать независимыми от более крупных компаний. Не придётся пользоваться именем другой фирмы. Однако система МДП является старой и надёжной: государственные органы признают её, таможня доверяет, перевозчики довольны».
С. Жилюс выделяет именно мелкие предприятия перевозчиков, которым система, возможно, принесёт пользу, однако в этом невозможно быть полностью уверенным, особенно учитывая непредсказуемость России.
«До сих пор не существовало приемлемых для мелкого бизнеса гарантийных систем. Не могу утверждать, что новая система будет удобной и надёжной. Плохо то, что новая система будет односторонней. Это может быть использовано для достижения политических целей. Если Россия будет вести себя доброжелательно и демократично, возможно, и предложит выбор из нескольких гарантийных систем. Услуги таможенных посредников и новая система, скорее всего, не обойдутся дешевле, чем МДП. Мелкие фирмы смогут сравнить эти затраты со своими затратами. Они часто пользуются административными услугами других компаний. Поэтому сравнив различные цены, мелкие перевозчики решат, какой порядок им более удобен».
Директор компании SIA «SOMTRANS» Вячеслав Малов говорит, что никогда не был поклонником TIR системы. Он считает, что TIR система является монополистом на рынке, а введение новых систем может улучшить условия для конкуренции. Перевозчик уже несколько недель перевозит грузы без книжки МДП.
Не пугало это решение и руководителя компании «R GROUP» Романа Панчишина. В интервью с CargoNEWS он говорил: «Меня это абсолютно не пугает. На сегодняшний день около 40 проц. грузов мы перевозим без книжек МДП. Какие-то затраты возрастут. У нас есть лицензия таможенного перевозчика, поэтому мы без проблем везем грузы. Ничего страшного я в этом не вижу, адаптируемся».
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.