Новые шаблоны транзитного бизнеса

14479
Концепция транспортного бизнеса в Прибалтийском регионе постепенно меняется. Россия, Белоруссия и Казахстан объединили  силы и выразили желание присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО), однако, проявления протекционизма всё еще видны, и так называемым транзитным странам придётся повоевать за грузопотоки.

На сегодняшний день некоторым грузопотокам из Европы в Россию удобно обойти Белоруссию, поскольку в Балтийских странах выполняются все процедуры для дальнейшего отправления груза на Восток. Жители Запада признают, что работающие в этом регионе посредники таможни, экспедиторы и перевозчики обладают наилучшей практикой для работы с такими грузами. Нынешняя среда благоприятна для транзитных грузопотоков, однако, вопрос, не сменят ли они маршрутов, остаётся актуальным по сей день.

Трое стран кандидатов (Россия, Белоруссия и Казахстан) добиваются членства в ВТО на равных правах, создав общий блок процедур таможни. Теперь уже не только руководители Литвы, но и соседних стран, готовятся к переменам в торговле и стараются занять наилучшие позиции в будущих транзитных перевозках. В отношении России и Средней Азии все страны Балтии находятся в географически удобных местах для развития транзитных потоков, поэтому всё будет зависеть от подготовки и развития инфраструктуры.

Партнёр или конкурент

Еще перед приездом в Литву президент Белоруссии А. Лукашенко упоминал, что его государство является не порогом, а наиболее быстрой и удобной дорогой между Западом и Востоком. «Приведите и покажите мне того бизнесмена, который сказал, что в Белоруссии опасно», — серьёзно заявил А. Лукашенко. Однако, нехватка безопасности всё еще является основной причиной, почему Белоруссию обходят стороной многие звенья логистики. Несмотря на это, визит главы государства в Литву и многие другие факторы указывают на то, что на сегодняшний день экономика Белоруссии готова шагнуть в сторону либерализации.

Предпринимателям грех не использовать такой рынок, находящийся рядом – всё больше перевозчиков и экспедиторов в Белоруссии ищут потенциальных клиентов. Однако, с национальной точки зрения – это еще один участник в конкурентной борьбе за транзитные грузопотоки.

В Восточной Европе, особенно странах Балтии, продажи грузовиков и полуприцепов очень сильно упали, в то время как соседняя Белоруссия сообщает, что у них перевозки грузов наземным транспортом за 2008 г. выросли почти на 8%. Так же фиксируется большой рост продаж полуприцепов и новых грузовиков (более 50%). Новые возможности могут быть опасными для транспортного сектора Литвы.

Большая конкуренция маленьких стран

Не только транспортники Литвы, но и Латвии, уже активно изучают белорусский рынок и возможности согласовывать новые маршруты. Хотя Клайпеда и является наиболее близким к Белоруссии портом, северные соседи не сдаются и борются за транзитные потоки через свою страну. Пример тому – еще в начале этого лета начавший регулярно курсировать новый контейнерный поезд «ЗУБР», соединяющий Ригу с Минском.

Министр транспорта Латвии K.Gerhards заявил, что Латвия всегда была, есть и будет транзитной страной из-за её стратегического географического положения. В будущем основное внимание будет уделяться именно развитию железнодорожных линий и морских портов. Руководитель Российских железных дорог В. Якунин на транспортной конференции, которая проходила в Риге в прошлом году, подтвердил, что Россия будет уменьшать железнодорожные тарифы, дискриминирующие порты Балтии, и упомянул о перспективах контейнерного поезда Балтика — Транзит в будущем. На сегодняшний день видно, что во время экономического спада, число контейнеров, которые перевозятся железными дорогами Латвии, выросло на 17,5%. Российские специалисты по торговле оценили, что оборот транзитных контейнеров до 2020 года должен вырасти в 4 раза, однако, Россия уже начала говорить о будущих квотах – каким видом транспорта какую часть контейнеров можно будет ввезти. Эта новость не предвещает ничего хорошего дорожно-транспортным перевозчикам, потому что именно их бизнес будет немного притормаживаться со стороны Востока.

Представители Министерства транспорта Литвы пытаются договориться о возможности сотрудничества с Казахстаном и стимулировать перевозки грузов железнодорожным транспортом между этими государствами. Литва предлагает организовать контейнерный поезд по маршруту Литва-Казахстан-Литва, однако, это лишь туманное будущее. Хотя Литва тоже может похвастаться осуществлением многих важных проектов для улучшения возможностей транзита, недавняя ситуация на границе России показывает, что конкуренция за «российский бизнес» остаётся острой.

Новые вехи на севере Балтии

В географическом смысле эстонцы и финны на севере борются с прихотями России везти грузы через свои порты, находящиеся в Финском заливе. Длинные очереди грузовиков на границе Эстонии и Финляндии с Россией – уже обычное и никого не удивляющее явление. Еще весной власти России выпустили декрет, согласно которому 20 TEU (контейнеры двадцати футов) и больше из Финляндии, Эстонии, Латвии и Украины в Россию должны прибывать железнодорожным или морским транспортом. Приняв во внимание тот факт, что на данный момент более половины таких грузов ввозятся наземным транспортом, становятся очевидными планы России повернуть потоки контейнеров в сторону своих новых портов. В первых кварталах этого года в порту Уст-Луга оборот грузов вырос на 27,4%, в том время как в основных портах Эстонии и Финляндии насчитываются отрицательные результаты.

Эстонцы борются за транзитные грузы даже после ухудшившихся отношений с Россией. Соседи уже заметили, что не выживут только за счёт российской нефти и её продуктов, поэтому политики объявили операцию реструктуризации транзитных грузопотоков – таким образом немного разделяется риск. От нефти до товаров потребления – такой на сегодняшний день является цель эстонцев в развитии транспорта. Один из шагов уже сделан – подписан договор о прямом взаимодействии между китайским портом Нингбо и Таллиннским портом. Терминал дистрибуции, из которого китайские товары будут распределяться по всему региону, уже строится, и должен начать свою работу в конце 2010 или начале 2011 года.

За транзитный бизнес все страны региона борются по-своему. Литва может остаться в стороне.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0