Литва – на втором месте по продажам грузовиков

11965

В конце апреля страну облетела новость – за первый квартал этого года Литва заняла очень высокую позицию по продажам грузовиков – продав  516 единиц, страна заняла второе место. Литовцев обогнали только соседи латыши.  Если сравнить результаты первого квартала этого года с тем же периодом прошлого года,  цифры действительно удивляют – продано в 4,3 раза больше тяжеловесных транспортных средств. Оживление на рынке отмечают не только представители производителей техники, но и представителей банков. Несмотря на то, оценщики рисков транспортных фирм предупреждают, что проблема платёжеспособности компаний всё еще актуальна.

 
Прогнозируется, что в этом году транспортные компании приобретут более 2500 новых тягачей и инвестируют в расширение парков около 1,4 млрд. лт.
 
Учитывая благоприятные тенденции в транспортном секторе, аналитики банков  для занимающихся международными перевозками транспортных компаний рисуют хорошие перспективы. По их словам, недалёкое будущее будет светлым для тех компаний, которые планируют свою деятельность, разумно расширяются, копят резервы для неизбежного упадка в будущем. В то же время они прогнозируют печальное будущее для тех предпринимателей, которые планируют агрессивное расширение исключительно на заимствованные деньги.
 
«По нашим оценкам, «здоровый» транспортный парк перевозчиков Литвы могут составлять примерно 25 тыс. комплектов, 20 тыс. из которых ездят по международным маршрутам, а 5 тыс. – по местным маршрутам», — анализирует Эйнорас Чягус, руководитель Отдела долгосрочного финансирования  банка “Swedbank”.
 
Новых грузовиков становится больше
 
Количество зарегистрированных новых грузовиков массой более 16 т в Литве увеличилось со второй половины 2010 г.  «Спрос остаётся стабильным и в этом году. В марте-апреле 2011 г. в стране зарегистрировано 960 грузовиков, т.е. на 361% больше, чем в тот же период прошлого года», — напоминает менеджер по маркетингу “Volvo Lietuva” Лауринас Бричкус.
 
Руководитель Отдела лизинга ЗАО “SNORO lizingas” Паулюс Янкаускас подчёркивает, что количество подписываемых договоров на приобретение транспортных средств растёт. «Надеемся, что продажи тягачей будут продолжать расти, а вместе с ними должно расти количество подписываемых договоров», — говорит П. Янкаускас.
 
Э. Чягус нынешнюю ситуацию на рынке грузоперевозок склонен называть не подъёмом, а возвращением в нормальное русло. «На самом деле во время так называемого подъёма ситуация была разбалансирована, так как транспортные компании сильно увеличили свои потенциалы на заимствованные деньги. Во время сокращения рынка предложение было гораздо больше, чем спрос. В 2007-2008 г. расширение парков компаний всё еще было агрессивным, хотя объёмы грузов в 2008 г. выросли всего на 3%», — вспоминает Э. Чягус.
 
Согласно предоставленным Ассоциации банков Литвы данным, рост финансирования транспортного сектора в первом квартале этого года был в 3 раза больше, чем в тот же период прошлого года.
 
По словам эксперта долгосрочного финансирования, на рост количества новых лизинговых договоров влияют инвестиции компаний в обновление и увеличение своих автопарков. «В 2009 г. и первом полугодии 2010 г. предприниматели в новые транспортные средства инвестировали очень мало. Во время кризиса у компаний не было возможности обновлять свои автопарки, однако они предоставляли свои услуги, поэтому сейчас, когда на рынке грузоперевозок чувствуется подъём, обновление автопарков неизбежно», — рассказывает Э. Чягус.
 
По словам руководительницы отдела поддержки продаж банка “DnB NORD” Гиты Йуозапоните, в первом квартале этого года на рынке коммерческого транспорта чувствовалось оживление – как по количеству заключаемых договоров, так и по объёму предоставляемых банком кредитов. «За первый квартал 2011 г. “DnB NORD lizingas” предоставил в 3 раза больше кредитов, чем за первый квартал 2010 г., а суммы увеличились в 4 раза», — говорит Г. Йуозапоните.
 
Аналитики банка “DnB NORD” отмечают, что в прошлом году объёмы грузоперевозок автомобильным транспортом за первые 3 квартала 2010 г. были на 9% больше, чем за тот же период прошлого года. Они совсем немного отставали от самых высоких, до кризиса достигнутых объёмов, и хотя прибыль перевозчиков всё еще составляла 60% от уровня 2007 г., в прошлом году пострадавший от кризиса транспортный сектор стремительно оживал. 
 
«Безусловно, этот факт уменьшил риск финансирования и позволил предложить перевозчикам хорошие проценты и условия. Мы предлагаем перевозчикам начальный взнос от 15% и срок финансирования  до 5 лет», — рассказывает Г. Йуозапоните.
 
Условия лизинга не изменились
 
Представители банков говорят, что условия лизинга сильно не изменились. «Клиент должен соответствовать критериям оценки платёжеспособности, а перспективы его деятельности обеспечить успешное выполнение принятых обязательств в будущем. Как правило, желающая получить кредит компания должна внести 15-20% стоимости приобретаемого транспортного средства, однако в каждом случае размер начального взноса оцениваем индивидуально», — информирует П. Янкаускас.
 
Э. Чягус, говоря о возможностях перевозчиков подписать лизинговый договор на приобретение транспортного средства, упоминает следующие главные факторы: чем длиннее история деятельности транспортной компании, тем лучше; также у компании должен быть хорошо диверсифицированный круг клиентов и определённое количество личного имущества.
 
«Условия финансирования зависят от степени риска каждого индивидуального клиента. Безусловно, учитывается и рыночная ситуация, однако окончательные условия определяет ситуация конкретной фирмы. Мы хотим, чтобы клиент сохранил определённый процент личного имущества – не менее 30%», — рассказывает Э. Чягус.
 
Увеличивается количество задолженностей
 
За первый квартал 2011 г., по сравнению с концом 2010 г., вовремя невыполненные обязательства транспортных компаний увеличились на 10%, однако относительная часть задолженностей сектора осталась прежней. В первом квартале этого года было меньше арестов имущества, чем в прошлом году, и они составили 9% от общего количества арестованного имущества.
 
«Банкротства компаний в первом квартале 2011 г. составили 11% всех случаев, в 2009 г. их было 12%. Данные об оборотных средствах компаний в прошлом году указывали на положительные во всех кварталах, по сравнению с 2009 г., зафиксирован прирост 18%», — анализирует руководительница проекта оценки рисков “Creditinfo” Lietuva Алина Буеманн.
По данным эксперта, в прошлом году транспортный сектор по росту доходов занял второе место среди всех отраслей экономики, уступив только промышленному сектору.
 
Больше всего в прошлом году вырос оборот компаний, занимающихся складированием и с транспортными услугами, годовая разница их доходов превысила 52%.
 
Среди транспортных компаний, занимающихся наземными перевозками, этот показатель достиг 30%, а уменьшение оборота на 1,8% зафиксировано только в сегменте воздушного транспорта.
 
«Количество компаний в целом и количество прибыльных компаний  в прошлом году увеличилось. Финансовые показатели (ликвидность, доходы, оборот и пр.) указывали на  положительные тенденции по сравнению с 2009 г. Большая их часть даже превысила уровень 2008 г. В первом квартале этого года статистика показывает улучшение ситуации в отношении вовремя невыполненных обязательств, арестов имущества и банкротств, однако большинство компаний (56%) всё еще сталкиваются с проблемой платёжеспособности, а сегмент воздушного транспорта считается самым рискованным в плане задержки оплаты», — резюмирует Алина Буеманн.
 
Европа: спрос растёт
 
После того, как бизнес перевозчиков ожил в Европе, а на других континентах стали расширяться рынки, производители грузовых транспортных средств начали радоваться  перспективам этого и следующего года. Они надеются вернуться на докризисный уровень или даже добиться новых карьерных высот, стараясь удовлетворить быстро растущие потребности разных клиентов.
 
Производители грузовых транспортных средств уже убедились, что в этом году снова можно надеяться работать в полную силу, т.е., использовать все резервы докризисного периода. По словам члена правления Союза автомобильной промышленности Германии (VDA) Кая Линдеманна, зелёный свет для некоторых направлений можно было заметить уже в прошлом году. В 2010 г. общий спрос на производство и реализацию грузовиков вырос на 16%, а спрос на тяжеловесные грузовики общей массой более 16 т в конце года увеличился до 21%.
 
По словам К. Линдеманна, не стоит забывать о том, что целых шесть лет до кризиса на рынке была необычная ситуация, которую из-за расширения рынка ЕС можно было назвать особо благоприятной для перевозчиков. Сейчас, когда рынки оживают, должен пройти определённый период, пока будет достигнут производственный объём соответствующего уровня. Данный объём определяется спросом на услуги грузоперевозчиков и, конечно, их возможностями в разных странах.
 
По данным VDA, в этом году прогнозируется увеличение спроса на транспортные средства этого сегмента рынка на 15% — в Германии будет изготовлено и реализовано на собственном рынке и рынках других стран 85-90 тыс. тяжеловесных грузовиков. Безусловно, в отдельных странах Западной и Восточной Европы наблюдается очень неравномерный рост спроса. Он значительно упал во Франции, Англии, Испании и Португалии. Производители транспорта надеются, что ситуация в этих странах улучшится после того, как будут решены проблемы финансирования транспортных компаний. Наиболее перспективный регион относительно роста спроса на грузовики – страны Азии, точнее страны БРИК, а также государства Южной Америки.
 
В 2010 г. лидером европейского рынка был “Mercedes –Benz” — 35,6%, MAN – 26,5%, DAF – 11,2% , “Scania” – 8,5%, “Volvo Trucks” – 7,3%, “Iveco” – 4,3%, “Renault Trucks” -2,5%, другие – 4,1%.
 
Прицепная техника
 
По данным экспертов рынка, наиболее негативное влияние экономический кризис оказал на производителей прицепов и кузовов для грузовиков. По данным VDA, в 2009 г. их оборот в среднем уменьшился на 46%, а спрос на продукцию некоторых производителей снизился на 80%.  
 
Самый большой спрос на прицепную технику даже во время экономического кризиса был в Германии и России. Пока что на первом месте находится один из лидеров про производству прицепной техники – “Krone”, который занимает более чем треть сегмента рынка, на третьем месте в Европе  – “Koegel”, а на втором – “Schmitz Cargobull”, который вместе с “Krone” или “Koegel” обычно лидирует во многих странах Европы.
 
 

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0