Подготовленный Министерством транспорта законопроект, предусматривающий увеличение максимально допустимого веса транспортного средства, передан в Комитет Сейма по охране окружающей среды. Похоже, что решение будет принято только в 2011 г. А пока – затишье перед бурей. Такой ситуацию видят не только предприниматели, перевозящие лесовозами древесину, но и представители государственных и бизнес-ассоциаций. Каким бы ни был вердикт – возмущений избежать не удастся.
После шквала – борьба за вес
Перевозящие древесину перевозчики говорят, что их бизнес сейчас идёт хорошо – количество заказов растёт, чувствуется нехватка лесовозов.
«После бури, которая пронеслась в конце лета, было повалено много деревьев. В нынешних погодных условиях древесина портится – не успеваем её вывезти. Спрос на лесовозы превышает предложение. Еще одна помеха – ограничение веса. Мы не можем везти столько, сколько могли бы, учитывая мощность техники», — рассказывает директор UAB “Miško transportas” Рямигиюс Баиорюнас.
После того, как в августе по лесам пронёсся шквал, первой проблему по поводу ограничения веса взялась решать Ассоциация собственников леса Литвы (АСЛТ). Её представители письменно обратились к министру транспорта Элигиюсу Масюлису с просьбой решать проблемы транспортировки и складирования древесины в пострадавших от шквала лесах – на территориях алитусского, кайшядоряйского, каунасского, приенайского, швянченяйского, тракайского и варенского самоуправлений. Они так же просили разрешения до конца ликвидации последствий бури позволить лесовозам превышать нынешний установленный максимальный вес, контролировать только превышение технически допустимой массы.
«Мы считаем, что необходимо увеличить максимально допустимый вес до 48-52 т», — пишется в письме АСЛТ министру.
Представители АСЛТ уверены, что в 1997 г. введённое ограничение общего веса грузового транспорта, перевозящего круглую древесину, до 40 т, наносит серьёзный вред государству и её гражданам: «Это почти вдвое увеличивает расстояние, необходимое для перевозки того же количества древесины, на столько же увеличивается количество используемого топлива и загрязнённость окружающей среды, уменьшается эффективность работы и конкурентоспособность. За границей другая практика. По дорогам общего пользования в Германии могут ездить лесовозы весом 60 т, в Скандинавии – 60-70 т, Латвии – 52 т».
В подготовленном Министерством транспорта законопроекте предлагается увеличить максимально допустимый вес транспортного средства с 40 до 48 т.
«Грузы весом 48 т можно будет перевозить только по территории Литвы и только теми транспортными средствами, которые будут соответствовать определённым требованиям. Пока что они не установлены, но ясно одно – у них должно быть не менее 6 осей. Ведь разместить такой груз на 5 осях – невозможно», — объясняет директор Департамента дорог и гражданской авиации Шарунас Баублис.
“Linava” не поддерживает
Президент Ассоциации перевозчиков Литвы “Linava” Альгимантас Кондрусявичюс утверждает, что, по сути, не поддерживает проект по увеличению максимально допустимого веса транспортного средства: «После принятия такого закона и другие транспортные средства, не только лесовозы, начнут перевозить грузы весом более 40 т. От этого пострадает дорожное покрытие».
Проект, связанный с увеличением максимального веса транспортного средства, уже рассматривал Комитет Бюджета и финансов Сейма.
«Комитет по защите окружающей среды его еще не рассматривал, следовательно, говорить о принятии такого закона пока нельзя. Мы ждём, когда Сейм пригласит нас на рассмотрение», — о планах на ближайшее будущее рассказывает Ш. Баублис.
Р. Баиорюнас говорит, что допустимый вес – 40 т – то же самое, что ничего. «Конечно, мы стараемся не нарушать законы, однако нам не выгодно перевозить такое маленькое количество. Ведь клиент платит за гораздо большее количество, поэтому мы, перевозя меньше, работаем себе в убыток», — о реальной ситуации на рынке перевозок древесины рассказывает Р. Баиорюнас.
Вредители дорог?
Председатель правления АСЛТ Альгис Гайжутис говорит, что до сих пор возникают проблемы из-за вреда, который лесовозы наносят дорогам.
«Желательно, чтобы во время перевозки древесины перевозчики старались как можно меньше вредить дорогам – не стоит ехать по размытой дороге, во время весенней распутицы. Самый большой вред наносится тогда, когда один или несколько раз по размытой дороге проехавший лесовоз делает её непроходимой для другой, более лёгкой техники. Ремонт такой дороги начинается даже не с выравнивая колеи, а приведения в порядок насыпи», — обеспокоенность положением высказывает А. Гайжутис.
По его словам, решение проблемы должно быть комплексным. «Во-первых, необходимо ввести принцип «испортил – почини», во-вторых, нельзя допускать перевозки древесины во время весенней распутицы и по размытым дорогам. Так же необходимо более целесообразно использовать налоговые средства, чтобы они предназначались не только для государственных лесов. Лесничества или самоуправления так же должны получать финансирование на обслуживание дорог общего пользования, проходящих через частные леса», — резюмирует А. Гайжутис.
АСЛТ представитель считает, что собственники лесовозов должны взять на себя ответственность за испорченные дороги: «Если не будет обязательств, не будет и заинтересованности стараться сохранить дороги в хорошем состоянии. Ведь нередко случается так: приезжают, загружают транспортное средство, уезжают и больше никогда не возвращаются».
Р. Баиорюнас замечает, что состояние дорог часто не удовлетворяет и тех, кто занимается перевозкой древесины. Состояние дорог, особенно рядом со складами, проблематичное. Стараемся избегать таких дорог. В плохую погоду так же стараемся не портить дороги», — говорит Р. Баиорюнас.
Покупают лесовозы
Руководитель UAB MTT Жилвинас Абрасонис информирует, что продажи новых лесовозов растут с начала года – штиль, который длился с 2008 г., закончился.
«На сегодняшний день даже можно утверждать, что лесной техники стало не хватать. Предприниматели Литвы поняли, чем отличается эксплуатирование новой и старой лесной техники. Они начинают осознавать, что использование новой техники стоит дешевле – перевозка груза новым лесовозом более выгодна», — размышляет Ж. Абрасонис.
Собеседник говорит, что покупая лесную технику после кризиса, основное внимание покупатели обращают на себестоимость перевозки: «В это понятие входит много аспектов – надёжность техники, расход топлива, скорость работы с гидравлическим оборудованием, надёжность, безопасность. Обращается внимание на то, насколько лесовоз морозостойкий и как переносит жару».
По словам Ж. Абрасониса, на сегодняшний день спрос на лесовозы превышает предложение. «Цены возвращаются на докризисный уровень, а в следующем году возможен их рост», — говорит руководитель компании MTT.
Стоимость лесовоза зависит от 4 факторов: от составляющего лесовоз грузовика, гидравлической системы, которая монтируется на грузовик, конструкции крепления крана и гидравлического манипулятора.
Перевозчики, занимающиеся перевозкой древесины, радуются подъёму их бизнеса и с нетерпением ждут, когда Сейм утвердит законопроект, предусматривающий увеличение максимального допустимого веса транспортного средства до 48 т. Это, безусловно, благоприятно повлияло бы на улучшение экономических результатов компаний. Однако вопрос, не придётся ли нам платить за это слишком высокую цену, остаётся открытым.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.