Кто будет спасать утопающих?

14124
В то время как промышленность страны начинает понемногу оживать, производители обвиняют перевозчиков в том, что они не хотят перевозить их продукцию в Европу. Перевозчики, в свою очередь, утверждают, что по тем ценам, на которые еще недавно были согласны, перевозить грузы они уже не могут.
Не могут больше дотировать
По словам президента ассоциации “Linava” Альгимантаса Кондрусявичюса, почти двадцать лет перевозчики поддерживали промышленников Литвы больше, чем государство. «Государственные организации всегда поддерживали экспорт, но много лет перевозчики страны делали это эффективнее, покрывая часть себестоимости. Однако в последнее время в нашем бизнесе сложилась такая ситуация, что мы просто не можем этого больше делать», — уверяет А. Кондурсявичюс. По его словам, ранее убытки экспортирования товаров в Европу компенсировали большие тарифы импортируемых товаров. После того, как они упали, и уменьшилось количество грузопотоков, перевозчики больше не могут дешёво перевозить литовские грузы.
Производители уверяют, что перевозчики Литвы в некоторых случаях требуют оплатить не только перевозку груза за границу, но и расходы по возвращению пустого грузовика в Литву.  Перевозчики такие обвинения строго отбрасывают. «Мы ни в коем случае не просим, чтобы были прокрыты расходы в обе стороны – мы лишь хотим, чтобы прилично оплачивалась перевозка груза в одну сторону. Иными словами, просим заплатить столько, чтобы окупилась себестоимость перевозки груза», — говорит руководитель ЗАО “Mečys“ Мячисловас Атрошкявичюс. По его словам, долгие годы цены на перевозки были искажены. Большинство перевозчиков Литвы всегда занимались перевозкой грузов из Европы в Россию. Можно утверждать, что российские предприниматели в некотором роде дотировали перевозку грузов литовских производителей в Западные страны», — говорит М. Атрошкявичюс.
После сильного спада объёмов и тарифов на импорт, перевозка грузов в Россию не компенсирует убытков перевозчиков. «Сложилась такая ситуация, что мы не можем больше поддерживать наших экспортёров. Таких цен, какие до кризиса были на перевозки в Россию, Украину, Белоруссию или Казахстан, больше нет. Кроме того, в последнее время проявляется еще одна тенденция: литовские перевозчики активно выталкиваются из Восточного рынка», — рассказывает президент ассоциации перевозчиков Литвы.
Перевозчики утверждают, что в некоторых случаях в Европу выгоднее ехать с пустым грузовиком, чем везти дешёвый груз. «Десятилетиями, работая за бесценок, мы испытывали различные неудобства, и даже убытки.  Бывало, что при перевозке, например, древесины, вес груза превышал норму. Машины ломались, не выдерживали покрышки, а ремонтные убытки приходилось покрывать перевозчику. И тогда мы не раз плевали на такие неприбыльные грузы и в Европу ехали пустыми», — вспоминает М. Атрошкявичюс.
По его словам, проблема тарифов стала еще острее, когда с 2004 г. на рынке появилось много новых, неопытных перевозчиков: не имея представления о бизнесе грузоперевозок, они снизили цены.  Но достаточно было лишь большой поломки за границей, проблемы с автомобилем или грузом, и такие фирмы были вынуждены уйти из бизнеса. «В этом смысле кризис был полезен – однодневные перевозчики уже «отсеялись», на рынке остались лишь те, кто хочет и умеет работать», — говорит руководитель транспортной компании.
Лучше не ехать
По словам перевозчиков Литвы, расходы на перевозки грузов за границу в последнее время сильно выросли. «Топливо в Германии за 10 лет подорожало почти вдвое – с 1,1 марки до 1,1 евро. Введены налоги на дороги. Например, за один километр немецких дорог приходится платить  25-28 евро центов. Если груз перевозим от границы до границы, «набегают» солидные суммы. Перевозя грузы по тем тарифам, которые нам сейчас предлагают производители, мы бы испытали одни убытки», — утверждает М. Атрошкявичюс.
Он говорит, что в те времена, когда можно было найти прибыльные грузы из Германии или другой европейской страны в Россию, в одну сторону можно было ехать и дешевле. Сейчас многие перевозчики на неприбыльные рейсы не смотрят. «Если знаешь, что испытаешь только убытки, зачем вообще ехать в такой рейс? Изнашиваются покрышки, нужно покупать топливо, платить зарплату водителю. Лучше уж оставить автомобиль в гараже и ждать лучших времён», — уверяет М. Атрошкявичюс. По его словам, достаточно большая проблема для перевозчиков – опаздывающие оплаты. «Обычно отсрочки оплат составляют 30 дней. Перевозить груз приходится за свои деньги, а потом мучится, пока их получишь. Кроме того, инвестировав в рейс, например, тысячу евро, не можешь быть уверен, что столько же и вернёшь», — говорит руководитель ЗАО “Mečys“.
Промышленники: надо торговаться
Промышленники, столкнувшись с изменившимся взглядом перевозчиков, пытаются искать выходы. В последнее время они стали обсуждать возможность создания биржи грузов, с помощью которой перевозчики могли бы напрямую общаться с производителями насчёт услуг и их оплаты. Перевозчики не считают, что создание новой биржи может улучшить ситуацию – по их словам, корни проблемы скрываются гораздо глубже.
По мнению вице президента Конфедерации промышленников Литвы Миколаса Алялюнаса, сложившиеся ситуация не является какой-то особенной: работая в  рыночных условиях, тарифы на перевозки всегда были и будут объектом соглашения двух сторон. «Договоры о перевозках – это соглашение двух сторон. Это – нормальные рыночные отношения, когда один продаёт услугу, а другой её покупает. Из-за кризиса в сложном положении оказавшиеся промышленники, конечно, ищут тех, кто отвезёт дешевле. Но для нас не менее важна надёжность перевозчика и качество перевозки груза», — говорит М. Аляюнас. Он утверждает, что промышленники понимают позицию перевозчиков и не подозревают их в картельных договорах. «Думаю, что наши перевозчики ведут себя достойно. Если им до сих пор не удалось договориться с экспортёрами, надо еще раз сесть за стол переговоров. Уверяю: мы не будет искать иностранных перевозчиков – будем стараться искать компромиссов с литовцами», — говорит вице президент конфедерации.
По его словам, к иностранным перевозчикам литовским экспортёрам приходилось обращаться только тогда, когда перевозчикам Литвы был закрыт доступ на российскую территорию. «Тогда мы искали перевозчиков из других стран, которых проще пропускали через границу. Однако это решение было временным. После того, как дела наладились, мы опять стараемся сотрудничать с литовскими перевозчиками», — рассказывает М. Аляюнас.
Он утверждает, что на данный момент сложилась такая ситуация, что у перевозчиков не всегда хватает средств платить больше – кризисом прижатые бизнесмены вынуждены считать каждый цент. «Всё-таки надеюсь, что перевозчики и производители уже в ближайшее время найдут обе стороны устраивающий компромисс», — надеется вице президент.
Выходы
По словам президента ассоциации “Linava”, перевозчики тоже понимают сложное положение экспортёров: их конкурентоспособность в условиях кризиса уменьшается. Чувство безнадёжности как у одних, так и других бизнесменов вызывает не только кризис, но и запутанная, постоянно изменяющаяся налоговая система Литвы. Решить эту проблему одним только перевозчикам и промышленникам вряд ли удастся. «Думаю, что в этом случае нужна также поддержка государственных организаций. Ассоциация “Linava” предлагала министерству хозяйства разные инициативы: просили изменить налоговую политику, снизить цены на топливо, топливные акцизы. Однако ситуация такова – государство не помогает перевозчикам выжить», — говорит А. Кондрусявичюс. Одна из наиболее конкурентоспособных отраслей литовского бизнеса – перевозки грузов – в очередной раз брошена на произвол судьбы. Перевозчики Литвы вынуждены всё активнее искать новые рынки для своего бизнеса.
А. Кондрусявичюс утверждает, что в нынешних условиях перевозчики не думают о больших доходах. «На данный момент главным является вопрос выживания. Хорошо, когда мы можем перевозить груз без убытков, «выходя на ноль».  Помочь в поисках выходов должны представители власти, подготавливая различные программы поддержки бизнеса. Пока что понимания не получаем, создаётся впечатление, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих», — рассказывает он.
Литовский рынок не может прокормить перевозчиков – здесь они зарабатывают лишь малую часть своих денег. В последнее время некоторые перевозчики стараются переместить свой бизнес за границу. Обычно в Литве находится лишь офис фирмы, здесь живут наши семьи, здесь платим налоги, а деньги зарабатываем за границей. Всё больше перевозчиков переносят свои фирмы в Польшу, Россию или Латвию, где налоговая политика проще и созданы более благоприятные условия для развития бизнеса», — говорит президент ассоциации перевозчиков Литвы.
Перевозчики надеются, что после упадка придут лучшие времена, а их бизнес опять начнёт подниматься.  Только вот все ли дождутся этих лучших времён – будет зависеть от грамотной политики государственных организаций.
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0