Кризис TIR системы: какие уроки извлечены?

Greenlight-199x122

На прошлой неделе было решено отменить введение новой процедуры транзита в России: система TIR должна была продолжать действовать. Однако… Для большинства перевозчиков ситуация остается такой же, какой была на прошлой неделе. Стоит поразмыслить о том, какие уроки извлечены из нашумевшего полугодия и чего ждать в будущем.

С Россией надо говорить на особом языке?

Начавшееся в начале лета и продолжавшееся всю осень давление европейских перевозчиков, политиков и общественных организаций на Федеральную таможенную службу России (ФТС) в целях сохранения полноценного функционирования системы TIR на территории России особым успехом не увенчалось. Несколько раз начало действия новой системы транзита переносилось, однако в середине ноября она все-таки вступила в силу. Воспрепятствовать решению не помогли ни переговоры высших чинов Европейского Союза с представителями России, ни укоры самих российских перевозчиков по поводу решения ФТС.

Совпадение это или нет, но «лед тронулся» именно тогда, когда Международный союз автомобильного транспорта (IRU) распространил заявление, в котором указал, что есть много предпосылок для того, чтобы в ближайшее время в России было приостановлено действие системы TIR.

После этого заявления IRU, стало ясно, что Европа в своем пространстве готова к ответным действиям по отношению к российским перевозчикам.

Тот же порядок

Когда на прошлой неделе появилась надежда на то, что система TIR будет продолжать действовать, на официальном сайте ФТС России была размещена новость об обратном . Оказывается с 1 декабря ничего не изменится и организация прохождения грузовыми транспортными средствами автомобильных пунктов пропуска на российской границе будет осуществляться в соответствии с порядком, действовавшим на 29 ноября 2013 г.

Книжка МДП по-прежнему не будет приниматься в качестве обеспечения в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза в таможенных органах Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, в Домодедовской, Шереметьевской и Внуковской таможнях, а также в Псковской, Себежской и Кингисеппской таможнях Северо-Западного таможенного управления.

Россия не знает, к чему стремится?

После вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), немало говорилось о том, что надо создавать благоприятные для иностранных инвесторов условия, помогающие развивать российскую экономику. Однако текущие решения, связанные с международными перевозками, говорят об ином. Односторонние ограничения системы TIR и искусственные препятствия для международных перевозок, как следствие этих ограничений, изрядно повлияли на имидж России в глазах мирового сообщества. Россией, кроме введения национальной гарантии, больше не было предложено никаких решений, способных быть реальной заменой системе TIR.

Странным кажется и то, что ни ФТС, ни другие структуры власти до принятия решений о нововведениях, не сочли возможным обсудить эти решения с представителями бизнеса. А ведь бизнес наряду с государством, создает рабочие места и платит государству налоги. Не одна российская компания-перевозчик упомянула о том, что новый порядок международных перевозок—в той мере, в какой он существует на данный момент,— может вызвать снижение оборота и сокращение рабочих мест. По большому счету, государство должно бы помогать бизнесу, но в данном случае принятое государственным учреждением решение у российских предпринимателей вызвало много сомнений.

Российская таможня не готова к новому положению?

После вступления нового положения о транзитных перевозках в силу, ситуация на российской границе стала еще сложнее. Несмотря на то, что одни перевозчики повезли грузы другими путями, другие просто временно отменили рейсы в Россию (в ожидании прояснения всех тонкостей нового положения), на границе России образовались немалые очереди. В ожидании оформления документов водители простаивают еще дольше.

Более того — прибывшие на границу российские активисты, недовольные новой системой, увидели очереди намного больше тех, о которых говорят официальные источники.

О проблемах, касающихся лично водителей, тоже было немало разговоров. Не на всех пограничных пунктах есть площадки для ожидания, не хватает таких элементарных вещей, как пунктов питьевой воды, туалетов и мусорных ящиков.

Один водитель, который недавно пересекал границу (и изъявил желание не представиться) ситуацию описал коротко и ясно: « Нет слов. Даже материться не хочется».

Россия стремиться к тому, чтобы новый порядок перевозок обеспечил более надежный сбор таможенных и других платежей. Однако меры внедрения нового положения не должны влиять на время прохождения границы и здоровье водителей.

Что дальше?

В последнее время таможенники России говорили о том, что Таможенному союзу следует создать собственную систему транзита. По мнению представителей таможни, значительная часть грузов, перевозимых по системе TIR, предназначена именно для стран Союза, а перевозка товаров из Таможенного союза в Европу по системе TIR не очень популярна.

Таможенники указали и на то, что государства-члены Таможенного союза зависимы от монополистической системы TIR, и до сих пор у них не было другого выбора. А новая, конкурирующая система транзита, также как и новая структура управления системой, Таможенному союзу очень нужна.

Ясно одно: большинство перевозчиков хотят, чтобы система TIR и дальше оставалась в силе. Новая система транзита может стать альтернативой для тех перевозчиков, которые по каким-то причинам не могут или не хотят осуществлять перевозки по TIR книжкам. Живущие и работающие в демократических странах люди привыкли к праву выбора. Здоровая конкуренция – это основная движущая сила любого бизнеса, в том числе и транспортного. Остается надеяться на то, что сама Россия пересмотрит новую систему транзита (или предложит еще какое-то решение) так, чтобы перевозчикам не пришлось терять время в очередях на границе, нести убытки или заново искать пути на российский рынок.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 392
0