Когда работа заканчивается смертью

dreamstime_10808452

Профессия водителя-«дальнобойщика» — одна из самых опасных. Специалисты Государственной трудовой инспекции установили, что случаи смертей водителей составляют 30% от общего числа смертельных случаев на работе. Нередко косвенными причинами летального исхода становятся нарушения режима труда и отдыха, поверхностно проведенные медицинские проверки, несчастные случаи. 

Число смертей сокращается

Если говорить о смертях (не несчастных случаях) на работе, то в течение последних трех лет их число сокращается. В 2011 году на транспортно-складских предприятиях умер 31 сотрудник, в 2012 г. – 16, в 2015 г. —15 сотрудников. В 80% случаев причиной смерти были заболевания сердечно-сосудистой системы. А число несчастных случаев остается похожим. За последнее время ежегодное число несчастных случаев на транспортно-складских предприятиях составляет в среднем от 20 до 27 процентов всех зарегистрированных в Литве тяжелых несчастных случаев или случаев со смертельным исходом.

С водителями-«дальнобойщиками» происходит 10% смертельных, около 30% тяжелых и около 25% легких несчастных случаев на работе. Примерно 12% таких случаев происходит по вине самих сотрудников, в основном из-за недостатка внутренней культуры труда. Другие причины — неудовлетворительное обучение, «жесткие» графики работы, безопасное выполнение которых не всегда возможно в установленном рабочем темпе.

Сравнительное число несчастных случаев за последние пять лет:

ГодТяжелые НССмертельные НС
2010 г.2511
2011 г.2715
2012 г.3316
2013 г.3012

Большинство нарушений — на предприятиях грузового транспорта

Большинство нарушений в транспортном секторе устанавливается на предприятиях грузового транспорта. В основном это нарушения режима труда и отдыха. Другая группа нарушений — недостатки в организации оценки профессионального риска, несоблюдение общих требований безопасности и охраны здоровья сотрудников, недостатки во внутреннем контроле предприятия и т.д. В некоторых случаях сотрудникам не был проведен инструктаж по безопасности труда, они не были обучены и аттестованы для работы с потенциально опасным оборудованием, не были обеспечены необходимыми средствами личной безопасности.

Почему в транспорте несчастные случаи неизбежны?

Наиболее частыми обстоятельствами смертельных несчастных случаев на предприятиях транспортно-складской отрасли являются: условия, в которых повреждения сотруднику были нанесены транспортным средством (около 50% случаев); опрокидывание или падение перевозимого груза (около 10% случаев); просто падение или падение сотрудника с высоты (около 9%); жара, огонь (8%); воздействие вредных и опасных химических веществ, в том числе и взрывов (5%).

Основные причины этих несчастных случаев — нарушение правил дорожного движения (около 50%); несоблюдение самими сотрудниками установленных для них правил (около 12%); несоответствие рабочих средств и недостатки в организации выполнения опасных работ (около 9%); недостаток внутреннего контроля над условиями безопасности труда и охране здоровья на предприятии (около 8%).

Водитель, как правило, работает один, самостоятельно. Поэтому от его человеческих свойств и навыков зависит, безопасно ли он ведет машину, соблюдает ли режим труда и отдыха, потому что тут контроль его работодателя меньше, чем в других отраслях экономической деятельности. Человеческий фактор очень важен — внимания таким моментам, как соответствие сотрудника той работе, которую он выполняет, его качественному обучению (с предоставлением четких инструкций, что и как надо выполнить), уделяется еще недостаточно. Работа должна соответствовать физическим и психологическим возможностям сотрудника ее выполнить (нужно определить, как трудовой процесс, обустройство рабочего места, подбор рабочих средств, методы работы, установленный темп работы или производства соответствует человеческим возможностям сотрудника).

Страхование поездки

Обеспечить безопасность и охрану здоровья сотрудника — это обязанность каждого работодателя. С 1 января 2000 года в Литве действует Закон о социальном страховании от несчастных случаев на работе и профессиональных заболеваний, который установил обязательное социальное страхование сотрудников.

Если несчастный случай на работе и профессиональное заболевание признается страховым случаем, расходы, связанные со смертью сотрудника, полностью или частично должно покрыть Управление фонда социального страхования «Sodra». Если сотрудник умер за границей во время работы, и причиной этой смерти не был несчастный случай или профессиональное заболевание, то у родственников умершего есть право требовать, чтобы работодатель покрыл затраты на репатриацию. Но в этом случае на родственников налагается обязанность доказать, что в этой ситуации у работодателя возникаем материальная ответственность.

Имея ввиду то, что водители много времени проводят за границей, мы поинтересовались, какую роль в ситуациях, связанных с несчастными случаями, играют страховые компании. По словам страховщиков, профессия водителя рискованная, поэтому позаботиться о медицинской помощи за рубежом необходимо. Специалисты по страхованию говорят, что в таких случаях почти все предприятия перевозчиков приобретают для своих водителей страхование поездки. Этот вид страхования охватывает предоставление медицинской помощи в случае несчастного происшествия за рубежом, покрывает расходы, связанные с доставкой больного домой. В случае смертельного исхода страховщик принимает меры по репатриации останков на родину, если необходимо, организует кремацию останков, похороны за границей.

Цена такой страховки на год составляет в среднем около 200 литов, а гарантированная страховая сумма — до 100 тыс. евро.

Гитана Бейнорене, руководитель Отдела стандартных рисков «PZU Lietuva», говорит, что водители грузовых автомобилей в происшествиях страдают, может быть, не часто, но серьезно. Они подвергаются инфаркту, инсульту, получают травмы на дорогах, когда проводят ремонт автомобиля (например, их придавливает поднятая кабина), или их сбивает другой автомобиль, когда водители неосторожно выходят на проезжую часть. Затраты на лечение и доставку водителя на родину могут быть от 20-30 тыс.литов до 100 тыс. литов.

«С водителем одного нашего клиента авария произошла в глубине России, в Тюмени. У человека были переломаны ноги, а больницы или аэропорта неподалеку от места происшествия не было. Пришлось приложить немало усилий для того, чтобы ему была оказана неотложная помощь, а потом человек мог вернуться домой. Для этого понадобилось 30 тыс. литов», — рассказывает она.

Арунас Разюнас, руководитель Отдела коммерческого риска страховой компании «Lietuvos draudimas», говорит, что страхование поездки, даже при наличии европейской карты страхования здоровья, может оказаться выгодным потому, что европейская карта не предусматривает покрытия расходов, связанных с репатриацией. В случае смертельного исхода все затраты ложатся на плечи родных или предприятия (если такое условие предусмотрено в трудовом или коллективном договоре).

«Цена репатриации зависит от страны и условий, а также от того, кто репатриируется — пациент в тяжелом состоянии или останки мертвого/погибшего застрахованного человека. В Европе средняя цена перевозки тела с учетом других оказанных услуг (содержания тела в морге и т.д.) стоит 10-15 тыс. литов, доставка авиа путем из дальних стран, например, США — почти 20 тыс. литов. Репатриация тяжелораненых намного дороже: понятно, что и в этом случае многое зависит от страны и расстояния, а также от условий, в которых должен перевозиться раненый или тяжелобольной пациент. В прошлом году у нас был случай, когда репатриация тяжелораненых пациентов обошлась почти в 350 тыс. литов».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0