Как выбрать надежного экспедитора (Часть 1)
В транспортном секторе активно действуют посредники между клиентами и перевозчиками — экспедиции. Казалось бы, они выполняют очень полезную посредническую функцию. Однако немало перевозчиков недовольны работой экспедиторов. Некоторым кажется, что их деятельность — «паразитирующая», искажающая рынок. Другие считают, что из-за отсутствия системы лицензирования и контроля экспедиторской деятельности на рынке экспедиторских услуг существует немало недобросовестных и некомпетентных игроков, работающих без надлежащих знаний и опыта, а только имея «стол, стул и компьютер». Другая часть перевозчиков одобряют экспедиторскую деятельность и признают, что посредники помогают найти больше клиентов.
Тем не менее, практически все перевозчики, с которыми мы беседовали, согласны с тем, что в работе с экспедиторами проблем не избежать. Основные проблемы перевозчиков в этой области — ненадежность экспедиторов, их нежелание брать на себя ответственность, задержки и уклонение от оплаты за услуги, зачастую непрофессионализм или некомпетентность. Как перевозчикам избежать потерь, а честным экспедиторам — уберечься от невыполнения своих обязательств?
Способы проверки надежности экспедиторов
Одна из основных проблем, с которой сталкиваются перевозчики в работе с экспедиторами — задержка или уклонение от оплаты за услуги перевозки. Конечно, полностью застраховаться от неплатежеспособности партнеров невозможно. Но есть способы, помогающие, по крайней мере, снизить этот риск, а иногда и избежать его.
Один из наиболее действенных способов проверки новых партнеров, который назвали все наши собеседники-перевозчики — рекомендации. Перед тем, как брать груз у нового экспедитора, необходимо провести опрос знакомых перевозчиков, поинтересоваться репутацией предприятия, а также опытом других участников рынка, работавших с конкретной фирмой.
Другой эффективный способ проверки предприятия — биржа грузов и транспорта Cargo.LT, которая предоставляет несколько возможностей проверки предприятия: рейтинг, обширную базу отзывов о компании; базу данных компаний, связанных через акционеров, по контактным данным и др.; форум участников рынка.
Рейтинг компании создается на основе информации о:
- своевременных платежах;
- стаже работы компании на рынке;
- стаже работы компании на Cargo.LT;
- предоставлении документов на Cargo.LT;
- отзывах партнеров;
- участии в системе заключения и выполнения договоров Cargo.Garant.
Cargo.Garant — инструмент для заключения договоров перевозки через Cargo.LT и их выполнения. За своевременно и надлежаще выполненные обязательства — перевозку с одной стороны и оплату с другой стороны — на Cargo.LTв рейтинг обоих участников сделки начисляются положительные баллы. Соответственно, за нарушение условий договора — отрицательные баллы и другие санкции, влияющие на репутацию компании. Репутация компаний видна всем участникам Cargo.LT.
Помимо описанных выше источников информации, рекомендуется проверить такие доступные данные:
- когда зарегистрирована фирма (проверить в Cargo.LT);
- сколько раз за последнее время менялись акционеры и руководители предприятия (эту информацию вы найдете на странице государственного предприятия (ГП) «Registrų centras» http://www.registrucentras.lt/jar/p/ введя название фирмы и в появившейся таблице нажав красный значек. Полную информацию можно получить, заказав выписку в ГП «Registrų centras». Она стоит 22 Лт.);
- данные последнего опубликованного баланса (эту информацию можно получить в системе самообслуживания ГП «Registrų centras» — https://www.ipasas.lt/index.php?app=savitarna, информация платная, однако предоставление копий баланса и отчета о прибыли и убытках стоит всего 15,5 Лт);
- сколько сотрудников в штате предприятия (информация предоставляется на сайте Фонда социального страхования «Sodra» http://draudejai.sodra.lt/draudeju_viesi_duomenys/,где необходимо ввести код предприятия или код страховщика предприятия);
- история задолженности Фонду социального страхования (информацию можно получить, например, на портале www.rekvizitai.lt, введя код предприятия, затем нажав на появившееся название фирмы и в ее анкете выбрав «карточку» «Задолженности»; или заказать в фирме по изысканию долгов);
- работает ли предприятие по адресу регистрации (желательно съездить и проверить);
- участвует ли фирма в судах в качестве ответчика или должника (http://www.eteismai.lt/);
- также желательно обратить внимание на то, какие цены за перевозку предлагает предприятие (нередко предложение более высокой, чем рыночная, цены означает, что партнер стремится получить услугу быстро, но платить за нее не собирается); и др.
Рекомендуется воспользоваться и услугами компаний по взысканию долгов. Кроме вышеперечисленной информации, они предоставляют информацию об участии предприятия в судах, аукционах по продаже активов предприятия, о безнадежных долгах компании, фактах ненадлежащего выполнения платежных обязательств, данные руководителя, и др.
Еще один способ предотвратить задержку или уклонение от оплаты — договориться об оплате до разгрузки. Предприятия перевозчиков, давно работающие с партнерами-экспедиторами, практикуют такой способ оплаты. Но не все экспедиторы соглашаются с таким условием.
Продолжение статьи – на следующей неделе.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.