Информация от перевозчиков: очереди на Российской границе все длиннее, а перевозки – все дороже

time-and-money_resized-199x149

Новые условия транзитного проезда через Россию внесли много путаницы в работу перевозчиков и экспедиторов. Одни работают в прежнем режиме, другие ищут возможность избежать все возрастающих очередей на границе. Новой проблемой может стать повышение себестоимости перевозок.

Представители транспортного бизнеса Литвы положительных изменений в новой системе пока не чувствуют. Себестоимость перевозок возрастает, на таможнях тратится все больше времени. Можно надеяться на то, что все дополнительные расходы покроются за счет заказчиков – но так ли это?…

Изменение себестоимости перевозок

Сказать точно, насколько возросла себестоимость перевозок, довольно сложно. Новый порядок транзитного проезда и связанное с ним приобретение гарантий предусматривает зависимость стоимости гарантий от номенклатуры груза и продолжительности маршрута. Перевозчики могут только предполагать « порядок цифр» и исходить из устной информации друг друга в попытке предварительных расчетов себестоимости. Тем не менее, никто не спорит о том, что себестоимость перевозок возросла.

Говоря о возрастающих издержках, Генеральный директор ЗАО «ABIPA» А. Бердяшюс отмечает, что для каждого перевозчика это возрастание будет сугубо индивидуальным, так как на него влияет много обстоятельств: « Требование России перевозить грузы с гарантом отразится на повышении издержек перевозчиков. Однако неопределенность самой системы пока не позволяет говорить о конкретных суммах. Цену каждой гарантии определяет тип груза, его стоимость, количество и многие другие составляющие».

Президент латвийской ассоциации перевозчиков «Latvijas auto» Валдис Трезинис и руководитель TIR департамента эстонской ассоциации перевозчиков «ERAA» Лаури Лусти также выступили с заявлениями в печати, в которых указывали на увеличивающиеся издержки и пытались как можно точнее их подсчитать.

В. Трезинис говорил, что книжка МДП раньше стоила 40 евро, а средняя цена новых гарантий – 150 евро. Л. Лусти был еще более категоричен. Он привел несколько примеров, когда гарантии на перевозку груза из Эстонии в Санкт-Петербург в некоторых случаях стоили около 400 евро.

Эгидиюс Рамонас, Директор по маркетингу и развитию в ЗАО «Arijus», предполагает, что перевозки грузов в Россию подорожают примерно на 5000 рублей (110 евро).

Очереди на границе все длиннее

Э. Рамонас надеется, что со временем ситуация на границе разрядится, но согласен и с тем, что дополнительных простоев перевозчикам не избежать. « Думаем, что в первое время простоев будет больше, но постепенно все утрясется».

А. Бердяшюс тоже не сомневается, что проблем на границе будет еще больше, и время ожидания в очередях только увеличится: « Без всяких сомнений, новая система транзита через Россию повысит напряженность на границе. Трудно предсказать время простоев, так как оно будет зависеть от многих обстоятельств – например, загруженности конкретного таможенного поста потоком машин, количества служебного штата самой таможни. Припоминая недавние события, когда останавливали и не впускали в Россию литовский транспорт с молочными продуктами, наши перевозчики простаивали в общих очередях вдвое дольше. И тем не менее, не было ни одного случая, чтобы литовский груз вообще не пропустили».

Мечисловас Атрошкявичюс, Вице-президент ассоциации « Linava” и председатель Совета грузового транспорта, беспокоится о наступающем декабре, когда количество перевозок возрастает в связи с праздниками, и тоже согласен с тем, что дополнительных очередей не избежать: « На границе нет таких мощностей, чтобы совладать с потоком транспорта. На границе Латвии и России перевозчики стоят в ожидании оформления документов и не могут въехать в Россию».

М. Атрошкявичюс уже сейчас замечает изрядно снизившуюся пропускную способность автомобилей на российской границе. « Через Себеж в день проезжает 250 грузовиков. Раньше, даже в пиковое время, проезжало 350-400 автомобилей. Поток машин уменьшился, но они не могут въехать, так как не оформляются документы, никто ничего не знает. В декабре и так очереди больше, в этом году они будут еще длиннее».

Кто оплатит простои и возросшие издержки?

Еще до нововведений шли разговоры о том, что издержки должны будут оплатить заказчики. Но представители литовского транспорта сегодня ситуацию видят в несколько ином свете.

Директор ЗАО «DKV Euro Service Baltikum» Артур Михеенко замечает, что на данный момент ситуация все еще благоприятна для перевозчиков, и они могут просить у заказчиков оплату всех дополнительных расходов. Но такая ситуация не будет длиться вечно: « Перевозчики свои дополнительные расходы планируют перекинуть на плечи клиентов, так как до Нового года востребованность любых товаров возрастает, и клиенты так или иначе будут согласны на дополнительную оплату гаранта. Но после 1-го января ситуация может радикально измениться».

Мнение М. Атрошкявичюса очень схожее: «Кто будет оплачивать гарант – дело согласия сторон. Клиент оплачивает любые расходы, когда не хватает транспорта – лишь бы получить свой товар. Но когда будет нехватка грузов, всегда найдется перевозчик, который повезет груз дешевле и не потребует оплаты гаранта».

По его мнению, перевозчики опять могут остаться ни с чем, и приводит несколько примеров, когда дополнительные расходы перевозчики покрывали со своего кармана: « Когда в Польше и Белоруссии были введены платы за дороги – разве повысились ставки на перевозки? Разве перевозчики возложили эти издержки на плечи заказчиков? Ничего не изменится, просто придется еще и за гарант дополнительно платить».

Отсутствие информации – самая большая проблема

A.Михеенко замечает, что самой большой « головной болью» перевозчиков является отсутствие информации о нововведениях. « Перевозчикам некуда отступать, если уж введена новая система – то будьте добры и разъяснить ее в подробностях. Понятно, что она будет как-то работать, но как именно? Где покупать гаранты? Сколько они стоят? Эта неопределенность очень беспокоит перевозчиков».

М. Атрошкявичюс отсутствие информации связывает с проблемами, возникающими при перевозках сборных грузов. « С книжкой МДП перевозка сборных грузов была предельно ясна, не было никаких препятствий проходить несколько таможен. А по новой системе это намного сложнее и дороже».

Какие альтернативы?

По мнению Э. Рамонаса, пока нет особой надобности в перераспределении автотранспортных грузопотоков на железнодорожный или морской транспорт, однако эти пути остаются в резерве: «Мы пока не ставим своей целью увеличение морских или железнодорожных перевозок, так как на сегодняшний день часть наших грузов уже перевозилась и перевозится этими видами транспорта».

А. Бердяшюс также не подмечает никаких особых перемен в перевозках по железной дороге и морю, но не скрывает, что в перспективах на будущее компания намечает увеличение грузооборота железнодорожного и морского транспорта:«В настоящее время чувствуется небольшое увеличение количества грузов, однако надо иметь ввиду сезонные колебания перевозок и логистики в целом. Целью нашей компании является увеличение железнодорожных перевозок из Китая в Россию и другие страны СНГ».

А. Михеенко предполагает, что поиск иных способов перевозок может возникнуть после Нового года, если Европейский Союз пойдет на ответные меры в отношении принятого Россией решения: «Я думаю, что в начале 2014 года, когда будут отчетливо видны все проблемы автоперевозчиков Европейского Союза, могут быть приняты ответные меры по отношению к российским автоперевозчикам. Возможно, они не смогут свободно въезжать в ЕС и забирать предназначенные для российского рынка грузы».

Обсуждая возможность перевозки грузов через Белоруссию, перевозчики сходятся во мнении о том, что велосипед тут никак не изобрести: «Перевозка и экспедирование грузов через Беларусь для ЗАО « Arijus» не представляет ничего нового, это наша повседневная работа и бизнес» – говорит Э.Рамонас.

А. Бердяшюс отмечает, что через Беларусь все еще возможно перевозить грузы с книжками МДП, однако это не всегда себя оправдывает. « Наша компания перевозит грузы через Белоруссию до таможенного поста в России, однако это отнюдь не более простой способ для перевозки сборных грузов».

Новый порядок транзита в Россию уже вступил в силу, и перевозчики должны сориентироваться в ситуации и приспособиться к новым условиям рынка. Одни ищут альтернативные способы перевозок, другие едут по испытанным тропам. Время покажет, кто из них выиграет в экономическом плане. А пока все с тревогой ждут наступающих праздников в надежде на то, что обстановка на границе России не усугубится.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней и штрафы за отсутствие тахографа нового поколения (ДОПОЛНЕНО разъяснениями Еврокомиссии)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2025-02-04 422
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками четвертого квартала 2024 г. от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2025-02-02 1 456
0
8 (1)

Прокурор: случаи трудовой эксплуатации водителей в Литве учащаются

Вильнюсский окружной прокурор Эдита Игнатавичюте обычно расследует преступления, связанные с торговлей людьми и эксплуатацией. В последнее время все больше ее внимание привлекают проблемы мигрантов, которые приехали в Литву и устроились на работу водителями грузовиков.

2025-01-23 57
0
???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 46
0