Информация от перевозчиков: очереди на Российской границе все длиннее, а перевозки – все дороже

time-and-money_resized-199x149

Новые условия транзитного проезда через Россию внесли много путаницы в работу перевозчиков и экспедиторов. Одни работают в прежнем режиме, другие ищут возможность избежать все возрастающих очередей на границе. Новой проблемой может стать повышение себестоимости перевозок.

Представители транспортного бизнеса Литвы положительных изменений в новой системе пока не чувствуют. Себестоимость перевозок возрастает, на таможнях тратится все больше времени. Можно надеяться на то, что все дополнительные расходы покроются за счет заказчиков – но так ли это?…

Изменение себестоимости перевозок

Сказать точно, насколько возросла себестоимость перевозок, довольно сложно. Новый порядок транзитного проезда и связанное с ним приобретение гарантий предусматривает зависимость стоимости гарантий от номенклатуры груза и продолжительности маршрута. Перевозчики могут только предполагать « порядок цифр» и исходить из устной информации друг друга в попытке предварительных расчетов себестоимости. Тем не менее, никто не спорит о том, что себестоимость перевозок возросла.

Говоря о возрастающих издержках, Генеральный директор ЗАО «ABIPA» А. Бердяшюс отмечает, что для каждого перевозчика это возрастание будет сугубо индивидуальным, так как на него влияет много обстоятельств: « Требование России перевозить грузы с гарантом отразится на повышении издержек перевозчиков. Однако неопределенность самой системы пока не позволяет говорить о конкретных суммах. Цену каждой гарантии определяет тип груза, его стоимость, количество и многие другие составляющие».

Президент латвийской ассоциации перевозчиков «Latvijas auto» Валдис Трезинис и руководитель TIR департамента эстонской ассоциации перевозчиков «ERAA» Лаури Лусти также выступили с заявлениями в печати, в которых указывали на увеличивающиеся издержки и пытались как можно точнее их подсчитать.

В. Трезинис говорил, что книжка МДП раньше стоила 40 евро, а средняя цена новых гарантий – 150 евро. Л. Лусти был еще более категоричен. Он привел несколько примеров, когда гарантии на перевозку груза из Эстонии в Санкт-Петербург в некоторых случаях стоили около 400 евро.

Эгидиюс Рамонас, Директор по маркетингу и развитию в ЗАО «Arijus», предполагает, что перевозки грузов в Россию подорожают примерно на 5000 рублей (110 евро).

Очереди на границе все длиннее

Э. Рамонас надеется, что со временем ситуация на границе разрядится, но согласен и с тем, что дополнительных простоев перевозчикам не избежать. « Думаем, что в первое время простоев будет больше, но постепенно все утрясется».

А. Бердяшюс тоже не сомневается, что проблем на границе будет еще больше, и время ожидания в очередях только увеличится: « Без всяких сомнений, новая система транзита через Россию повысит напряженность на границе. Трудно предсказать время простоев, так как оно будет зависеть от многих обстоятельств – например, загруженности конкретного таможенного поста потоком машин, количества служебного штата самой таможни. Припоминая недавние события, когда останавливали и не впускали в Россию литовский транспорт с молочными продуктами, наши перевозчики простаивали в общих очередях вдвое дольше. И тем не менее, не было ни одного случая, чтобы литовский груз вообще не пропустили».

Мечисловас Атрошкявичюс, Вице-президент ассоциации « Linava” и председатель Совета грузового транспорта, беспокоится о наступающем декабре, когда количество перевозок возрастает в связи с праздниками, и тоже согласен с тем, что дополнительных очередей не избежать: « На границе нет таких мощностей, чтобы совладать с потоком транспорта. На границе Латвии и России перевозчики стоят в ожидании оформления документов и не могут въехать в Россию».

М. Атрошкявичюс уже сейчас замечает изрядно снизившуюся пропускную способность автомобилей на российской границе. « Через Себеж в день проезжает 250 грузовиков. Раньше, даже в пиковое время, проезжало 350-400 автомобилей. Поток машин уменьшился, но они не могут въехать, так как не оформляются документы, никто ничего не знает. В декабре и так очереди больше, в этом году они будут еще длиннее».

Кто оплатит простои и возросшие издержки?

Еще до нововведений шли разговоры о том, что издержки должны будут оплатить заказчики. Но представители литовского транспорта сегодня ситуацию видят в несколько ином свете.

Директор ЗАО «DKV Euro Service Baltikum» Артур Михеенко замечает, что на данный момент ситуация все еще благоприятна для перевозчиков, и они могут просить у заказчиков оплату всех дополнительных расходов. Но такая ситуация не будет длиться вечно: « Перевозчики свои дополнительные расходы планируют перекинуть на плечи клиентов, так как до Нового года востребованность любых товаров возрастает, и клиенты так или иначе будут согласны на дополнительную оплату гаранта. Но после 1-го января ситуация может радикально измениться».

Мнение М. Атрошкявичюса очень схожее: «Кто будет оплачивать гарант – дело согласия сторон. Клиент оплачивает любые расходы, когда не хватает транспорта – лишь бы получить свой товар. Но когда будет нехватка грузов, всегда найдется перевозчик, который повезет груз дешевле и не потребует оплаты гаранта».

По его мнению, перевозчики опять могут остаться ни с чем, и приводит несколько примеров, когда дополнительные расходы перевозчики покрывали со своего кармана: « Когда в Польше и Белоруссии были введены платы за дороги – разве повысились ставки на перевозки? Разве перевозчики возложили эти издержки на плечи заказчиков? Ничего не изменится, просто придется еще и за гарант дополнительно платить».

Отсутствие информации – самая большая проблема

A.Михеенко замечает, что самой большой « головной болью» перевозчиков является отсутствие информации о нововведениях. « Перевозчикам некуда отступать, если уж введена новая система – то будьте добры и разъяснить ее в подробностях. Понятно, что она будет как-то работать, но как именно? Где покупать гаранты? Сколько они стоят? Эта неопределенность очень беспокоит перевозчиков».

М. Атрошкявичюс отсутствие информации связывает с проблемами, возникающими при перевозках сборных грузов. « С книжкой МДП перевозка сборных грузов была предельно ясна, не было никаких препятствий проходить несколько таможен. А по новой системе это намного сложнее и дороже».

Какие альтернативы?

По мнению Э. Рамонаса, пока нет особой надобности в перераспределении автотранспортных грузопотоков на железнодорожный или морской транспорт, однако эти пути остаются в резерве: «Мы пока не ставим своей целью увеличение морских или железнодорожных перевозок, так как на сегодняшний день часть наших грузов уже перевозилась и перевозится этими видами транспорта».

А. Бердяшюс также не подмечает никаких особых перемен в перевозках по железной дороге и морю, но не скрывает, что в перспективах на будущее компания намечает увеличение грузооборота железнодорожного и морского транспорта:«В настоящее время чувствуется небольшое увеличение количества грузов, однако надо иметь ввиду сезонные колебания перевозок и логистики в целом. Целью нашей компании является увеличение железнодорожных перевозок из Китая в Россию и другие страны СНГ».

А. Михеенко предполагает, что поиск иных способов перевозок может возникнуть после Нового года, если Европейский Союз пойдет на ответные меры в отношении принятого Россией решения: «Я думаю, что в начале 2014 года, когда будут отчетливо видны все проблемы автоперевозчиков Европейского Союза, могут быть приняты ответные меры по отношению к российским автоперевозчикам. Возможно, они не смогут свободно въезжать в ЕС и забирать предназначенные для российского рынка грузы».

Обсуждая возможность перевозки грузов через Белоруссию, перевозчики сходятся во мнении о том, что велосипед тут никак не изобрести: «Перевозка и экспедирование грузов через Беларусь для ЗАО « Arijus» не представляет ничего нового, это наша повседневная работа и бизнес» – говорит Э.Рамонас.

А. Бердяшюс отмечает, что через Беларусь все еще возможно перевозить грузы с книжками МДП, однако это не всегда себя оправдывает. « Наша компания перевозит грузы через Белоруссию до таможенного поста в России, однако это отнюдь не более простой способ для перевозки сборных грузов».

Новый порядок транзита в Россию уже вступил в силу, и перевозчики должны сориентироваться в ситуации и приспособиться к новым условиям рынка. Одни ищут альтернативные способы перевозок, другие едут по испытанным тропам. Время покажет, кто из них выиграет в экономическом плане. А пока все с тревогой ждут наступающих праздников в надежде на то, что обстановка на границе России не усугубится.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0