Европейская Комиссия готовится к решению, которое должно привести к снижению цен на топливо?

gas-pump-1

Взгляд Европейской Комиссии устремился в Австрию и действующую там систему продажи топлива, которую ЕК планирует ввести на территории всего Европейского Союза. В Австрии продавцам топлива разрешается поднимать цены на топливо только один раз в день, цены должны объявляться публично. Исследования показали, что такие меры помогают снижать цены на топливо, вследствие этих мер возрастает конкуренция, а в конечном итоге выигрывает потребитель. Означает ли это, что в Литве и других европейских странах приживется тот порядок, который подходит Австрии?

С 2011 года на всех автозаправочных станциях Австрии цены на топливо можно повышать только один раз в день, и изменение цен должно объявляться публично. Было подсчитано, что с введением таких мер дизельное топливо стало дешевле на 2,5 проц., а бензин — на 3,6 проц. Европейская Комиссия уже рассматривает предложение такую практику применять во всех странах сообщества. Если эта модель будет применена, а полученные результаты будут аналогичны австрийским, то можно надеяться, что на литовских АЗС цены станут ниже на 10 – 16 центов.

Почему замахнулись на продавцов топлива?

На столах Европейской Комиссии лежат результаты исследования, которое показало, что топливный рынок — один из наименее эффективных рынков, потому что выбор потребителя очень ограничивает небольшое число поставщиков.

В некоторых странах цены на топливо меняются несколько раз в день. Они немного ниже в загородных районах, но выше в городах или на АЗС, находящихся рядом с магистралями.

В рамках проведенного исследования потребители очень положительно отозвались об интернет-сайтах, где можно проверить цены на топливо на разных АЗС. Европейская Комиссия рассматривает предложение поощрять такие проекты, и сделать на таких сайтах объявление цен обязательным — так, как это в данное время делается в Австрии.

В Австрии, как правило, цены на топливо на разных АЗС отличаются не более чем на 15 евро центов. Потребитель, зная такую информацию, на «шикарные» АЗС заезжает только в крайнем случае. Таким образом, на тех АЗС, где цены на топливо ниже, поток клиентов больше, а денег на топливо они тратят меньше. Правда, залог успеха такой визии будущего — постоянное обновление информации. В наши дни смартфоны в руках большого числа потребителей могли бы стать серьезным оружием против высоких цен на топливо.

Насколько реально, что такое решение приведет к усилению конкуренции между продавцами топлива и снижением цен на их продукцию в Литве?

Скептицизм против оптимизма

Дайва Йокшене, руководитель литовской ассоциации компаний, занимающихся торговлей нефтепродуктами (ЛАКТНП), в первую очередь предлагает проанализировать факторы, влияющие на цены на топливо. «Розничная цена на топливо (~94-93 проц.) зависит от налогов (акциза, НДС), оптовой цены и рыночной конкуренции. Конкуренция на розничном рынке в Литве уже довольно большая, и любые ограничения цен никак ее не усилят, а просто исказят рынок».

В качестве примера собеседница приводит Данию, где цены на топливо меняются несколько раз в день. Это обусловлено плотной конкуренцией, а потребители в такой ситуации только выигрывают — расходы на топливо в «корзинке потребителя» этой страны одни из самых низких в Европейском Союзе.

Альгимантас Кондрусявичюс, президент литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков «Linava», особой панацеи в таком решении не видит, но согласен, что потребители были бы более уверены в ценах: « Я особого эффекта тут не вижу. Скорее всего, это вопрос баланса между спросом и предложением, а также возможность в экономном режиме сбалансировать финансовые потоки и долгосрочную стратегию розничных торговцев нефтепродуктами. В данное время цены на автозаправочных станциях установились, нет особых колебаний, продавцы друг за другом наблюдают. Конечно, такой ситуации, когда цены на топливо утром, днем и вечером отличаются, не было бы. Потребители были бы более уверены в ценах, которые увидят на АЗС».

Несколько иного мнения придерживается Юргис Разма — член Сейма, который несколько лет тому назад предлагал похожий проект. «Всегда есть предположение — и я на него надеюсь — что изменения будут в положительном направлении. Есть факты, проверенные на практике — у тех, кто выдвигает такое предложение, есть и аргументы, и обоснование. Ведь такое предложение не выдвигается “глядя в потолок“».

Член Сейма также отмечает, что такие инициативы всегда будут наталкиваться на то или иное сопротивление: «Я такую инициативу был бы склонен поддержать, а не отклонить. Всегда найдутся те, кто не захочет ее воплощать в жизнь, и будет свое нежелание обосновывать препятствием условиям нормальной конкуренции, преднамеренной договоренностью о более высоких ценах и т.д. Но вероятность такой позиции меньше, чем возможность знать цены и выбирать АЗС, где топливо дешевле. Это способствовало бы предложению топлива по более низкой цене».

Д. Йокшене, говоря о публично объявляемых ценах на топливо, усматривает и другие нюансы, которые на первый взгляд не видны: «Цены на топливо и в данное время объявляются публично, потребители их четко видят. Только в Литве такая информация рассматривается как наружная реклама, и облагается налогом».

Неиспользованное в борьбе с ценами на топливо оружие

Руководитель ЛАКТНП отмечает, что продавцы топлива в данное время находятся под более пристальным наблюдением, чем представители других отраслей экономики: «Топливо — это такой же товар, как и другие, поэтому и к топливу должны применяться те же правила ценообразования, как и к другим товарам. Отличие топлива от других товаров в том, что это подакцизный товар, следовательно, одна из важных составляющих цену топлива частей уже регулируется».

Д. Йокшене предлагает подключить существующие рычаги, которые помогут уехать с автозаправочной станции с меньшими расходами: «В Литве оптовую цену на топливо можно регулировать путем уплотнения конкурентных условий среди поставщиков (в настоящее время ~ 80 проц. всего потребляемого топлива производит АО «„ORLEN Lietuva»). Нужно изменить Закон о государственном запасе нефти и нефтепродуктов, удалив из него ограничение хранить на территории другого государства до 30 проц. запаса. Отмена этого ограничения способствовала бы не только более высокой конкуренции в поставках топлива, но и снижению цен. На розничные цены сильно влияют налоги (акциз и НДС), их доля в конечной цене составляет примерно 50 проц., поэтому цена на топливо, в сравнении с покупательной способностью, в Литве довольно высокая. Очень важно не повышать акциз на топливо больше, чем на минимум, установленный в ЕС».

А. Кондрусявичюс предлагает Европейской Комиссии рассмотреть другую альтернативу. Правда, она маловероятна.

«В Литве применяется минимальный акциз. Чтобы снизить цены на топливо, Европейский Союз должен принять единое решение временно (или в другой форме) отказаться от этого налога. Но такая мера должна быть предпринята в европейском масштабе. Если такое решение будет принято, его будут приветствовать», — говорил А. Кондрусявичюс.

У перевозчиков и обыкновенных водителей остается надежда на то, что Европейская Комиссия, которая уже обратила внимание на топливный рынок, найдет способы снизить цены на топливо. Цены давно не меняются, но по мнению большинства, они слишком высокие.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0