Экспедиторское страхование: лёд тронулся

10668

Литовские экспедиторы, много лет тихо терпевшие трудности с приобретением страхования своей гражданской ответственности, уже сегодня вслух говорят о том, что их терпение лопнуло. Экспедиторы готовы предпринять слаженные действия – обратиться в страховые компании и бороться за снижение цен и расширение страховой защиты. С этим согласна и Литовская национальная ассоциация экспедиторов и логистов „Lineka“.

 
 Обязательную страховку гражданской ответственности экспедитора предлагает всего несколько зарегистрированных в Литве страховых компаний, однако цена страхового полиса не очень привлекательна для экспедиторов, ведь они вынуждены платить по несколько тысяч литов. Конечно, у экспедиторов есть возможность страховать свою гражданскую ответственность в нелитовской страховой компании. Однако в таком случае экспедитор должен обратить внимание на то, какое право будет применяться к данному договору, так как при возникновении конфликта между страховщиком и экспедитором (зам. авт. – при несогласии насчёт выплаты ущерба) судебный процесс может происходить не в Литве, из-за чего экспедитор понесёт дополнительные убытки.

 

Страхуются те, для кого важна репутация


Крупные литовские экспедиционные компании свою гражданскую ответственность чаще всего страхуют за пределами Литвы. „Мы застраховались через страхового брокера, находящегося в Литве, в страховой компании с нелитовским капиталом. Мы всегда так делаем, пытаясь сберечь свой бизнес от больших проблем. От маленьких бед поможет „жирок“, который нам удалось накопить, однако никогда не знаешь, что может произойти. В год за данную страховку мы платим около 50 литов. Это немаленькая сумма, но наша безопасность нам дороже“, — говорит акционер ЗАО „Axis Transport“ Томас Дягутис.


 
По его словам, фирмы, которые строят долгосрочные планы, обязаны иметь страхование гражданской ответственности экспедитора. „Какую защиту предоставляет эта страховка – это уже другой вопрос, но в случае какого-либо происшествия просто будет легче и морально и финансово. Ведь в страхование входит не только финансовая, но и юридическая помощь. Если бы у нас не было страхования, то ни один крупный клиент отказался с нами работать, так как в условиях многих договора прописана наша обязанность иметь страховку“, — рассказывает Т. Дягутис.


Альгирдас Бярдешюс, акционер ЗАО „Abipa Logistics“, поддерживает позицию своего коллеги: „Каждый уважающий себя экспедитор страхует свою гражданскую ответственность. Существует энное количество факторов, на которые экспедитор не может повлиять, однако обязан отвечать за их последствия. Серьёзные экспедиторы занимаются серьёзными проектами, чья стоимость может достигать нескольких миллионов евро, поэтому это не место для шуток“.

 

Президент и Литовской национальной ассоциации экспедиторов и логистов „Lineka“ Татутгинас Санкаускас отмечает, что заказчики выдвигают более высокие требования к экспедиторам, поэтому страхование – один из способов оставаться конкурентоспособным: „Нужно обязательно страховаться, так как в таком случае ты будешь выглядеть более серьёзно на рынке международных перевозок“.

 

Экспедиторы недовольны продуктом, предлагаемым литовскими страховыми обществами
 

 
 Сигитас Жилюс, менеджер ЗАО „Simatra“, возмущён тем, что на рынке Литвы всё ещё нет приемлемого для экспедитора страхования. „То страхование, которое предлагают литовское страховые компании, не эффективно. Любое происшествие с грузом трактуется как вина перевозчика, а не экспедитора. Я не советую так страховаться. Перед клиентом экспедитор является как будто перевозчиком, поэтому и страхование должно быть всеобъемлющим и более широким, чем страховка самого перевозчика и в географическом смысле, и в смысле охраны груза. Всё, к чему прикасается экспедитор, – становится объектом страхования. Поэтому тип страхования должен быть более широким и надёжным, чем у перевозчика. К сожалению, такой продукт литовские компании не предлагают“, — объясняет С. Жилюс.


С. Жилюс, имеющий многолетний опыт в экспедиционной и перевозческой деятельности, подчёркивает, что, если бы несколько или несколько десятков экспедиций объединились, то у них бы была возможность приобрести экспедиторский страховой полис значительно дешевле, чем предлагают литовские страховые компании. И, безусловно, он бы покрывал значительно больше рисков.


„Фирмы, покупающие такое страхование, были бы более конкурентоспособными, и перевозчикам пришлось бы подтянуться. Например, наша фирма много лет свою ответственность страховала таким страхованием, которое было больше похоже на страхование груза. Сегодня мы пытаемся объединить как можно больше экспедиторов, желающих покупать надёжные полисы по привлекательной цене. Похоже, что перевозчики уснули на своих лаврах. Если экспедиторы станут более привлекательными с плане страхования груза, перевозчикам будет сложно подняться с этих лавр. В экономике, как в природе, действуют те же самые законы и существуют цепочки питания. Чем ближе к „пище“, тем лучше позиция – особенно в кризисный период. Перевозчик в этой цепочке не всегда стоит выше экспедитора. Такое положение перевозчика значительно уменьшает вероятность его „выживания“, ухудшает кредитные рейтинги и влияет на других участников рынка“, — говорит С. Жилюс.

 

Опрошенные экспедиторы негативно оценивают то, что часть перевозчиков готовы ограничиться всего лишь страховкой ЦМР. „В то время как прочие факторы (зам. авт. – цена на топливо, зарплата работников и пр.) ставят нас в не самое привлекательное положение по сравнению с иностранными перевозчиками, такой фактор надёжности, как действующее на практике страхование гражданской ответственности экспедитора, может выделить нас из ряда зарубежных экспедиторов-перевозчиков и создать условия для успешной конкуренции“, — считает С. Жилюс.


Представитель Литовской комиссии по наблюдению за страхованием (DPK) Рамунас Баравикас признаётся, что страховой рынок в Литве ещё не является достаточно зрелым, развитым. Он слишком мелкий для оказания такой услуги, как страхование экспедитора. „Страховщик не способен оценить стоимость данной услуги, а представлять иностранный продукт – слишком дорого. Пока не появится большая потребность в таком страховании и не будут оценены возможные риски, ситуация не изменится“, — анализирует Р. Баравикас.
 
 

Проблемы при возмещении ущербов

 
Не пожелавший представиться экспедитор говорит, что большинство страховых обществ в Литве считает экспедитора посредником между клиентом и перевозчиком. „Некоторые ещё декларируют определение, функции экспедитора. Но когда наступает страховой случай, например, в процессе складирования, они отказываются возмещать ущербы. В моей деятельности бывали примеры, когда таможенный посредник при оформлении таможенных процедур выписывал неправильную сумму, из-за чего возникал судебный спор с государством. Когда ты говоришь, что у тебя есть страхование гражданской ответственности, оказывается, что это только бумажка, позволяющая тебе заниматься данной деятельностью, но не документ, согласно которому возмещаются убытки. Из своего опыта мы можем сказать, что практически ни одна литовская страховая компания не продаёт профессионального полиса обязательного страхования гражданской ответственности экспедитора. Его можно купить в иностранных страховых обществах. Услуга такого типа, предоставляемая в Литве, — это лишь формальность“, — рассказывает предприниматель, который 10 лет занимается экспедиционной деятельностью.

 

Страховой брокер Гедрюс Юодвиршис считает, что теоретически каждая литовская страховая компания может предложить экспедитору застраховать свою ответственность, однако из-за убыточности этого страхования оно обычно не предлагается.

 

„Для того чтобы страховые общества не несли убытков при оказании услуг по страхованию ответственности экспедиторов, цены должны быть значительно выше, но экспедиторы пока не готовы столько платить. На теперешнем страховом рынке экспедитору может быть предложено застраховать свою ответственность в случаях убытков, понесённых по вине экспедитора (напр., груз был отправлен не по тому адресу и поэтому заказчик понёс убытки).

 

Такие страховые взносы колеблются в рамках 0,1-1% от прибыли экспедитора. Другое возможное предложение экспедитору — страхование гражданской ответственности экспедитора, действующего в качестве перевозчика. Такой страховой полис предоставляет экспедитору страховую защиту и от своих собственных ошибок, и от убытков, понесённых по вине субподрядчика (например, ДТП, в котором виноватым был признан водитель субподрядчика). За такую страховку экспедиторам пришлось бы платить от 0,2 до 2% от прибыли предприятия“, — говорит Г. Юодвиршис.

 

Кто будет платить тысячи литов за страховку?


Экспедитор из Клайпеды говорит, что недавно в одной из литовских страховых компаний он пытался получить страховой договор о деятельности экспедитора. Однако когда фирма посчитала, во сколько им это обойдётся, то сумма отбила всякое желание страховаться — 27 тыс. литов показались слишком большими деньгами.

 

„Когда ты пытаешься объяснить, что из запрашиваемых 26-27 тыс. литов грузы уже перестрахованы страхованием ЦМР, они всё равно не соглашаются. 7-8 тыс. литов за экспедиторскую страховку можно было бы назвать „разумной“ ценой“, — говорят опрошенные экспедиторы. Во время конгресса ассоциации „Linekos“ экспедиторы говорили, что наиболее привлекательная сумма для них была бы 8 тыс. литов. „С несколькими страховыми компаниями ещё в начале января мы договорились встретиться и обсудить вопросы страхования гражданской ответственности экспедиторов. Это действительно нужное страхование для того, чтобы защитить себя от ошибок и непредвиденных случаев. Наша задача как ассоциации — получить общий полис гражданской ответственности экспедитора, объединив экспедиторов, например, из нашей ассоциации. Это позволило бы удешевить стоимость полиса. Данный страховой полис должен стоить намного меньше, чем теперешние тысячи литов“, — рассуждает Т. Санкаускас.

 

Руководитель ассоциации обращает внимание на то, что перед началом активного преобразования области обязательного страхования экспедиторской ответственности нужно внести изменения в юридическую базу. „В Гражданском кодексе требуется дать более тонкое и полное определение, кто такой экспедитор. Только после этого мы сможем взяться за другие дела“, — уверен Т. Санкаускас.

 

И всё же не все экспедиторы поддерживают такую позицию. „Я считаю, что все определения уже созданы, и они не требуют изменений ни в Конвенции ЦМР, ни в законе Литвы. То, что согласно законам Литвы экспедитор и перевозчик были поставлены в один ряд ещё 20 лет назад, позволило успешно развиться транспортной сфере. Сегодня не нужно менять законы. Это всего лишь формальность, можно сказать, бюрократический взгляд на нашу деятельность. Менять нужно сознание“, — заключает С. Жилюс.

 

Где страховаться?

 

Дарюс Бивайнис, руководитель Отдела страхования грузов, техники и гарантий страховой компании „Ergo Lietuva“, говорит, что в Литве экспедиторские компании могут без проблем застраховать свою гражданскую ответственность. Например, страховое общество „Ergo Lietuva“ имеет особые правила экспедиторского страхования, предназначенные для различных нужд экспедиторов — клиенты имеют возможность выбрать, какая страховая защита им необходима.

 

„За 11 первых месяцев 2011 г. мы подписали 40 договоров страхования экспедиторской ответственности — это на 67% больше, чем за этот же период в 2010 г. Сумма страховых взносов составила 350 тыс. литов, что на 46% больше, чем за 11 месяцев минувшего года. При таком страховании страховые случаи наступают достаточно часто — статистика свидетельствует, что в 2011 г. страховой случай наступил у каждой застраховавшейся фирмы.


 
В 2011 г. мы возместили убытки согласно 40 договорам страхования экспедиторской ответственности. Это составило почти 100 тыс. литов, а ещё свыше 150 тыс. литов было зарезервировано для будущих оплат по заявленным убыткам. В 2010 г. было зарегистрировано 22 нанесённых ущерба, а сумма выплат составила почти 50 тыс. литов.

 

Наша статистика указывает на то, что страховые выплаты обычно производятся тогда, когда убытки случаются из-за порчи частичных грузов, хищений во время перевозки. Страховые случаи также регистрируются, когда экспедиторы предоставляют перевозчикам неправильные данные, например, указывают неправильный температурный режим или данные грузополучателя. Также среди наиболее часто встречающихся страховых случаев — частичная порча или потеря груза из-за пожара, который возник по причине неосторожности или прочих человеческих факторов“, — сообщает Д. Бивайнис.
 
 

По его мнению, страхование гражданской ответственности экспедитора, предлагаемое страховыми компаниями, полностью соответствует европейским стандартам, выдвигаемым таким продуктам. „Клиенты имеют возможность выбрать объём страховой защиты, понесённые убытки администрируются и возмещаются оперативно, предоставляется полная юридическая помощь, отклоняются необоснованные претензии, страхование является актуальным и полезны для каждой фирмы, предоставляющей услуги экспедиции. Важно помнить, что при страховании особое внимание должно быть обращено на выбор страховых случаев — каждая фирма должна правильно оценить, по каким причинам убытки происходят чаще всего и какие ущербы хуже всего влияют на бизнес. Если вы выбираете слишком малый объём страхования, то он не сможет достаточно минимизировать возможные риски“, — предупреждает Д. Бивайнис.


 
Гинтаутас Исокас, генеральный директор ЗАО „Tarptautinio transporto draudimo agentūrа“, представляющего в Литве международную страховую компанию „TT Club“, советует всегда страховать свою как экспедитора гражданскую ответственность. „В деятельности „TT Club“ выплаты за повреждения перевозимых грузов составляют более 50%. Данная компания отвечает не только за груз, но и за полуприцеп, прицеп, контейнер. Здесь можно даже застраховаться от террористических актов. „В нашей практике был случай, когда контейнер, в котором перевозилось стекло, вместо того, чтобы попасть в Англию, поехал в Новую Зеландию. Это произошло из-за ошибочно заполненных документов. В Новой Зеландии контейнер хранился примерно неделю, пока всё не было выяснено. Затем его переправили в иное место на хранение — за это нужно было платить“, — сообщает Г. Исокас.


 
Вот ещё один случай из практики этой международной компании — полуприцеп, соскользнувший зимой со скользкой дороги, повредил тепловую систему города. Пришлось выплатить 0,5 млн. долларов за то, что производственный процесс был приостановлен. „Нужно также обсудить ответственность перед третьими лицами в случае их смерти: покрытый полуприцеп вёз газопроводные трубы, одна  из которых упала на машину с людьми. Была сделана солидная выплата. Структура полиса „TT Club“ соответствует требованиям большинства стран мира. В прошлом году за понесённые ущербы было выплачено 107 млн., собрано было — 121 млн.“, — сообщает Г. Исокас.


 
Однако пока что между страховщиками и экспедиторами наблюдается отсутствие взаимопонимания. Вероятно, что некоторую ясность должна внести директива „Mokumas2“ (пер. с лит. – „Платёжеспособность2“), которая вступит в силу в конце 2012 года. В таком случае ещё большее внимание станет уделяться рискам страховых компаний, более того, каждый клиент будет вносить плату согласно своей собственной истории. Также после вступления в силу данной директивы все страховые компании раскроют свои резервы.

 

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0