«Дорожная карта» бита?
Пару лет назад Владимир Путин сделал «разбор полетов» российским таможенникам и потребовал сократить простои внешнеторговых товаров на территории страны в 7 раз. Работа над проектом, названным «Дорожной картой: «Совершенствование таможенного администрирования»», было поручено Агентству стратегических инициатив (АСИ), созданному в конце 2011 при правительстве РФ.
Ее 29 июня 2012 утвердил премьер Д. Медведев. В начале апреля с.г. в Госдуме состоялись парламентские слушания на предмет проверки хода исполнения 40 пунктов этого документа. Выяснилось, что доля простоев сегодня на границе от времени в пути от места отправления до места назначения грузы составляет 30-40%. А из 40 пунктов выполнено только 6. То есть указание не выполняется, и пока дорожная карта бита…
Как говорилось в релизе АСИ, проект этот призван «сделать порядок совершения таможенных операций более простым, быстрым, прозрачным и менее затратным, с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет внедрения новой модели таможенного оформления, предусматривающей расчет и уплату таможенных платежей после выпуска товаров под надежные финансовые гарантии и смещение таможенного контроля на этап посконтроля».
Результат работы должен был вылиться в основные параметры, отраженные в таблицах:
Уменьшение количества документов, необходимых для перевозки товара через границу (ед.): | |||
---|---|---|---|
2012 г. | 2015 г. | 2018 г. | |
Импорт | 10 | 6 | 4 |
Экспорт | 8 | 4 | 4 |
Ускорение процедур подготовки документов и выполнения таможенных процедур (дн.): | |||
Импорт | 36 | 15 | 7 |
Экспорт | 36 | 15 | 15 |
Снижение стоимости таможенных процедур (USD): | |||
Импорт | 1800 | 1300 | 1000 |
Экспорт | 1850 | 1200 | 900 |
Если на эти параметры удастся выйти, то есть надежды попасть в топ-20 рейтинга «Doing-business», заняв в нем к 2018 «почетное» 19 место. По данным Всемирного банка, практически это означало бы перемещение с сегодняшней 160-й позиции из 183 возможных.
Чтобы этой амбициозной цели достигнуть, авторы проекта предложили кардинально изменить саму модель таможенного администрирования. Сейчас груз простаивает на таможне, пока не будут собраны все документы и внесены платежи. На это уходит много времени, а время – деньги, часто – очень большие. Авторы проекта рассудили так: а почему бы не перенести платежи на более поздний срок – на после того, как товар попадает на внутренний рынок, если поставщик предоставит при этом банковскую гарантию, договор поручительства или денежный залог. И предложили тайм-аут отсрочки до 14 дней. Федеральная таможенная служба (ФТС) был против, но Путин встал на сторону бизнеса. И вопрос был решен в пользу предпринимателей и в поддержку АСИ. Пока…
Впрочем, как подчеркнул в начале апреля с.г. на Всероссийском семинаре-совещании руководителей подразделений ФТС заместитель ее руководителя Руслан Давыдов, эта «мягкая» практика в первую очередь коснется добропорядочных участников внешнеэкономической деятельности – т.н. «белых» предприятий. Она призвана позволить избавить их от потерь, связанных с простоями на досмотр, стимулируя тем самым деловую честность и дисциплину. К остальным будут применяться как меры контроля до выпуска товаров, так и после выпуска.
Пробуксовка
Поводом для думских слушаний послужили неутешительные итоги мониторинга по выполнению графика внедрения «дорожной карты»(ДК) в Минэкономразвития. А именно: 15 пунктов из 40, которые требовалось выполнить к марту с.г. По сообщению руководителя рабочей группы АСИ по этому проекту, вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло на поверку оказалось, что выполнены лишь шесть пунктов. А в прошлом году из пяти пунктов – лишь один.
Речь идет при этом об очень важных для бизнес-сообщества мерах. В частности, о предварительном информировании по поводу товарах, ввозимых на территорию России, в рамках системы управления рисками (3-й и 4-й пункты). По словам директора по развитию партнерской сети АСИ Александра Пироженко, оно пока действует только в автомобильных пунктах пропуска.
Не выполнен и 11 пункт «карты», касающийся мер по улучшению транспортной ситуации в морских портах. А причина простая: Минтранс его разработал, но забыл согласовать проект с заинтересованными ведомствами и предпринимательским сообществом. В результате несогласованный проект превратился в бумажку, которая никому не указ.
Среди невыполненных и чрезвычайно важные меры, связанные реорганизацией и ликвидацией региональных таможенных управлений и постов.
По существу, на слушаниях была отмечена лишь одна реально действующая функция: регулярный мониторинг грузового автотранспорта на пограничных переходах, позволяющий оперативно отслеживать основные заторы и помехи на границе и собирать информацию о проблемах транспортной инфраструктуры.
И это при том, что общая ситуация с транзитом выглядит угнетающе. Вот какую картину нарисовал зам. министра транспорта Виктор Олерский. Доля транзитных грузов, т.е. попадающих под око ФТС, занимает всего лишь 2% от общих перевозок. По оценкам экспертов из-за упущенных возможностей ежегодно Россия теряет около полумиллиарда долларов. В российских морских портах контейнер стоит в среднем 6,5 суток. Из них на таможенное оформление и контроль уходит 1,1 дня. Остальное время расходуется на прочие виды контроля, перегрузку-перевалку, ожидание смежного вида транспорта. Это позволило председателю думского комитета по транспорту Евгению Москвичеву мрачно пошутить – объявить бесплатным хранение контейнеров в порту на протяжении 5 суток. Вот тогда порт уж точно постарается выпихнуть груз со своей территории как можно поскорей!
По мнению многих экспертов, одной из главных причин пробуксовки является слабая кооперация и координация при разработке ДК заинтересованных служб. В частности, начальник аналитического управления ФТС Леонид Савицкий считает, что в рабочую группу следовало включить не только представителей ФТС и Минэкономразвития, но и Минфина, а также Росграницы, ФСБ, Минтранса, Минпромторга, Россельхознадзора. Ведь доля таможенных процедур занимает в общих затратах времени только 1/10; остальные резервы в компетенции иных ведомств.
Примечательно, что, будучи на встрече с представителями петербургского транспортно-логистического и таможенного бизнеса, Сурвилло проговорился, почему АСИ проигнорировало согласование своих инициатив с ведомствами. Да потому что, если их одобряет Путин, который лично возглавляет Наблюдательный совет АСИ, то какие уж тут могут быть «особые мнения». Тут возможности оппонирования сужены по умолчанию.
С другой стороны, так и не удалось привлечь к совместной работе представителей отраслевых объединений, отечественных промышленных предприятий, а также представителей союзников по Таможенному союзу. Ведь если не согласовать с ними законодательство, то при наличии общей границы «карта» превращается в пустую декларацию. А разногласия, по которым не найдено общего понимания, по признанию Савицкого, имеются. Например, по поводу по разделению процессов декларирования, выпуска товаров и оплаты таможенных платежей.
Деньги вперед или потом?
Похоже, что с партнерами по ТС могут возникнуть расхождения именно по этому принципиальному вопросу. Ведь предложенный порядок не только содержит определенную угрозу для бюджета, но и противоречит общепринятой практике. Уплаты таможенных платежей до выпуска товара — это общемировая норма. Она заложена в Генеральное приложение (глава 4) Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.), где говорится, что начисление таможенных пошлин, налогов производится в возможно короткие сроки после подачи декларации на товары или возникновения иных обязательств по уплате пошлин и налогов. Плата в рассрочку – на этапе постконтроля, это не правило, а исключение, которым пользуются, но избирательно. Так что, базовый принцип функционирования таможенных систем всех государств в том, что одним из неотъемлемых условий нахождения товаров иностранного происхождения в легальном обороте на таможенной территории данного государства является полная и своевременная уплата таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров. На это заточено и российское законодательство.
Поэтому предложение об «осуществлении расчета и уплаты таможенных платежей в течение 14 дней после выпуска товаров» идет в разрез с ним. И, по мнению критиков новшества, повлечет необоснованное предоставление иностранным товарам дополнительных экономических преимуществ по сравнению с товарами российского производства в виде произвольной беспроцентной отсрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Более того, косвенно это станет способом «кредитования» государством бизнеса за счет бюджетных средств. Так что идея, очень полезная для бизнеса и лоббируемая им, может не понравиться белорусам и казахам, минфину и еще каким-нибудь ведомствам. И тот факт, что положение это уже обвешивается условиями предоставления банковских гарантий, а также ограничивается списками «белых» поставщиков, уже говорит об ужесточении позиции в поиске компромисса.
Кстати, в утвержденном правительством варианте предложения перейти с 2014 г. на уплату платежей после выпуска нет. Минэкономразвития, ФТС и Минфину лишь поручено в 2015 г. представить в доклад с соответствующими предложениями или,«при необходимости», законопроект.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.