О том, что с дорог можно и нужно зарабатывать, в мире осознали и стали превращать в практику лет 50 назад. Сегодня в Европе почти не осталось стран, где они бесплатные. Для перевозчиков это, конечно, не сахар. Однако, расходы на них — это еще полбеды: ситуацию сильно осложняет разнобой, как в самих системах налогообложения, так и в техниках сбора дорожной дани. Сегодня мы попытаемся нарисовать общую картинку и выявить тенденции.
По словам генерального секретаря национальной ассоциации перевозчиков “Linava” Альгирдаса Баранаускаса, международный союз перевозчиков (IRU) выступает за то, чтобы налоговые системы были унифицированы в ЕС и чтобы была единая система их сборов. IRU подготовила общую позицию по этому вопросу, где учтены и предложения “Linava”, в ней, в частности, выражен категорический протест против каких-либо повышений дорожных налогов , а также требование, чтобы собранные средства расходовались только на финансирование дорожной инфраструктуры, и никуда больше. Ведь только в этом случае от них получат пользу пользователи дорог.
Единой системы нет
В самом общем виде можно поделить страны по их формам на три группы.
К первой следует отнести государства, в которых существуют только дорожные сборы, проще говоря – платные дороги (также мосты, тоннели). Это Италия, Испания, Португалия, Франция, Великобритания, Греция, Хорватия и Словения.
Вторую категорию составляют страны, где вместо дорожного сбора существует понятие дорожный налог (иначе его именуют налог пользователя дороги, виньеточный налог), который привязан не к отдельной дороге, а представляет собой некую фиксированную сумму, дающую право ездить по всем дорогам страны в течение определенного времени. Либо устанавливается тариф на километр пути, и плата рассчитывается в зависимости от километража.
В остальных странах Европы существуют смешанные формы, то есть и дорожный налог, и сборы на отдельных участках трасс. Это Дания, Австрия, Бельгия, Голландия, Румыния, Белоруссия, Сербия, Черногория, Швейцария, Болгария, Турция, Польша.
В России дорожный налог взимается с февраля 2009 с 29 стран, включая Литву. Однако, вскоре должны появиться и платные дороги.
При этом в разных странах в разных сочетаниях на размер платежей (тарифов) влияют такие параметры, как количество колесных осей, вес автомобиля, а также его экологичность (EURO –категория). Последний фактор приобретает все большее значение, например, с 1 января 2010 как дополнительный критерий его ввела Австрия, дифференцировав тарифы за км в зависимости от EURO класса. Например, для двухосных автомобилей километр на машине класса А(EEV и категории будущего EURO) стоит 0,144 евро, а категории от EURO до EURO III -0,176 евро. Этот же классификатор заложен и в основу ценообразования в Бельгии, Голландии, Германии, Люксембурга, Швеции и Дании, а также в Словакии. В настоящее время в Еврокомиссии идут острые дебаты за то, чтобы с 2012 года ввести дополнительный дорожный сбор на загрязнение и шум, что должно увеличить нынешние размеры тарифов с 0,15-0,25 центов за км на 3-4 цента.
Разнобой: благо или неизбежность?
Разношерстность платы за движение по дорогам в Европе проявляется не только в разнице форм платежей, их размере (например, в Румынии платежи примерно в двое ниже, чем в Дании или Голландии), но и в системах учета и контроля. Иногда они бывают сложными и запутанными, иногда достаточно простыми и удобными.
Вот что говорит владелец индивидуального предприятия Артурас Поцявичюс. «Для меня идеальным вариантом представляется система электронного контроля — такая, как в Австрии, Италии, Словакии, Чехии и некоторых других странах. Например, в Австрии за пять евро продается такая коробочка – Go Box, которая липучкой крепится к переднему стеклу машины. Это своего рода приемник-передатчик, который взаимодействует с системой, когда вы проезжаете дорожные посты. Таким образом, идет учет километража и насчитывается платеж. А потому система просто снимает деньги со счета предприятия-владельца груза, координаты которого фиксируются при продаже этой коробочки. Она удобная – размером с пачку сигарет, и весит грамм сто. В Словакии это делается с помощью бортового прибора OBU. Противный пример – Германия. Там тоже электронная система, но насколько она громоздка и неудобна. Оборудование – два прибора, из которых один величиной как кассовый аппарат. Как было бы хорошо, если бы техника, подобная австрийской, была унифицирована и действовала по всей Европе», — обобщает он.
В Латвии и Эстонии дороги бесплатные
Примечательно, что в списках стран, питающихся от дорог, нет Эстонии и Латвии.
«В Латвии уже два года пытаются ввести дорожный налог, но пока нашими стараниями его так и не приняли. У нас ведь уже есть налог на грузовой транспорт, и поэтому еще один – дорожный сделал бы наших перевозчиков и вовсе неконкурентоспособными. Кроме того, если такой налог будет принят, то его придется платить и россиянам. И тогда они станут в ответ взимать его и с нас, чего они пока не делают. По этой же причине и эстонцы не спешат его вводить.
Я думаю, что дорожные сборы и налоги нужны тем странам, которые находятся в центре грузовых потоков и имеют мощный транзит. Тогда на этом можно хорошо заработать. А страны периферийные – вроде нашей, от него только пострадают. Тем более, что собранные деньги все равно уйдут в бюджет, и никак это на перевозчиках не отразится. Я думаю, что для Латвии целесообразно ограничиться сборами на отдельных участках, да и с этим спешить не стоит. Надо сначала стране подняться, построить хорошие дороги», — так объяснил это обстоятельство президент Латвийской ассоциации перевозчиков “Latvijas Auto“ Вальдис Трезиньш.
В Литве дорожный налог появился в середине 2007 года. По своему размеру (20 литов за день), почти такой же, как в Румынии(4 евро), качество дороги которой явно уступает нашим. Однако есть у него один недостаток, на который указал, в частности, Ремигиюс Мицкунас предсравитель предприятия “A.Mickūno įmonė“: слишком неравные интервалы виньеток ( на день, неделю, месяц – после чего сразу перескакивается на год). «А почему нет пол года, на три месяца. Получается очень негибкая система», — отмечает он.
Единая система – невозможна?
Впрочем, в ЕС уже давно обсуждается возможность введения для грузовиков массой более 3,5 тонн единой на всей его территории системы. Практические шаги в этом направлении уже сделаны: пять стран – Дания, Швеция, Люксембург, Бельгия и Голландия заключили соглашение, согласно которому на все грузовики весом 12 тонн и более действует единый сертификат – «евровиньетка», с едиными тарифами, которые дифференцированы в зависимости от EURO-категории. Большинство водителей сходятся во мнении, что это самая удобная в Европе система. Первоначально к ним примыкала и Германия, однако в начале 2005 она отделилась и ввела новую систему дорожных сборов «Maut», построенной на основе километража.
Литовские автоперевозчики, естественно, приветствовали бы процесс унификации, только не все верят в его реальность.
«Когда вся Европа разбита на удельные княжества, где каждое хочет урвать побольше, а это, конечно, сильно осложняет перевозчикам жизнь. Ведь на каждой границе приходится тратить время, разбираться в премудростях той или иной системы. Я считаю, что ни одна система – ни платных дорог, ни виньеточная – не может быть идеальной: коль мы живем в Евросоюзе, налог должен быть единым. Должна быть единая виньетка, с которой можно ездить всюду. Она может быть дифференцирована по времени, начиная с одного дня и до года. И от этого должна зависеть ее стоимость. То есть фактор времени, а не география ограничивает движение. При этом не должно быть дополнительных сборов за отдельные участки дороги – все должно быть учтено в одном налоге», — считает Алвидас Лукаускас из “A. Lukausko IĮ”.
Арвидас Черняускас из “A.Cerniausko IĮ” тоже был бы не против унификации, только очень сомневается в ее реальности: «Наши водители ездят в основном по Западной Европе. И условия очень разные. Конечно, ездить в странах Бенилюкса, в Дании и Швеции удобнее не только потому, что там плата умеренная, равносильная нашей — 8 евро в день, но и потому, что она единая. Однако, не думаю, что дорожную политику удастся унифицировать. Слишком разные территории и по площадям, и по рельефу, и по качеству дорог. Разве можно сравнить немецкие дороги с румынскими и латвийскими. Каждая страна хочет покрыть свои расходы и как можно больше заработать. А возможности диктовать свои условия ограничивает ее география. Если она в центре, и ее не объедешь – она и будет диктовать», — рассуждает предприниматель.
На этот счет у А. Мицкунаса еще больше сомнений: «У перевозчиков один критерий — как дешевле. Взять нашу фирму: мы в основном работаем в Литве, Польше и Чехии. Если посчитать грубо, сколько стоит три дня работы, то выходит, что в Литве и Польше примерно одинаково, а в Чехии почти в пять раз дороже. У них внедрена электронная система, наверное она немало стоит, затраты надо окупить. Вот и поляки собираются внедрять нечто подобное, и мы подозреваем, что и они потом цены поднимут. Исходя из логики бизнеса, создать единую систему довольно проблематично. Ведь у одного одна география, одни расстояния, у другого – другие, соответственно, одним удобней система с километражем, другим – с виньеткой, третьим – плата за конкретную дорогу. Нужно чтобы у перевозчика был выбор. Поэтому я за инвариантность».
В возможности унификации сомневается и В. Трезиньш. «Я не думаю, что в Европе возможно ввести полное единообразие в тарифах и системах сборов. Например, в части применения виньеток или установления тарифов на километр. Слишком разные территории и масштабы инвестиций. Например, Германия, которая вкладывает миллиарды в дорожное строительство, не может копировать тарифы, применяемые по соглашению с рядом стран Бенилюкса и Скандинавии. Достаточно того, что ЕС установило максимум платы за однодневную виньетку (11 евро). Другое дело, что надо бы унифицировать технику учета, а то немцы применяют одни приборы, чехи – другие. Водителям в этом трудно разобраться, приходится покупать разные приборы», — говорит он.
Вводят электронные системы сбора налогов
Позицию литовских перевозчиков нам изложил генеральный секретарь национальной ассоциации перевозчиков “Linava” Альгирдас Баранаускас: «К сожалению, сегодня в ЕС действуют различные системы дорожных налогов и сборов. В последнее время его страны стараются ввести электронные системы сбора налогов, используя специальные приборы, которые монтируются в машинах. С 1 июля планируют ее ввести и наши соседи поляки. Литва пока этого не планирует, одна из причин – слишком дорого по сравнению с доходами.
Конечно, э-системы для перевозчиков создают определенные удобства, но проблема в том, что системы эти не согласованы между собой, и перевозчики вынуждены приобретать различные приборы, что и неудобно, и требует больших расходов.
Впрочем, налоговые системы в странах ЕС слишком разнообразны, слишком различны позиции стран по этому вопросу, чтобы можно было надеяться на возможность их унификации в ближайшее время».
К этому можно добавить, что противоречия интересов существуют не только между странами, но и между ведомствами внутри стран. В частности, они противоположны у перевозчиков и дорожников: первым важно, чтобы налоги были пониже, вторым – повыше. Вот и в Литве: министерство сообщений выступает за повышение дорожного налога, который в переводе на километраж сегодня составляет примерно 5 литовских центов на километр, в то время, как в Западной Европе – около 40 центов.
И, тем не менее, дорожники не спешат с повышением тарифов, считаясь с реалиями.
«Конечно, надо бы увеличить плату, потому что больше бы средств поступало в дорожные программы, однако Литва не спешит с новыми тарифами, пока их не введут поляки и другие страны Восточной Европы», — говорит зам. директора Автомобильной дорожной дирекции Донатас Дудонис.
При всем при этом общее резюме выглядит довольно расплывчатым: «процесс пошел». Только как долго и в какую точку он приведет – большой вопрос.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.