Действия таможни – как русская рулетка?

Truck-123

Уже больше недели продолжается задержка литовских товаров на внутренних таможнях России. Литовские грузы проходят детальную проверку, которую перевозчики уже стали называть русской рулеткой. Машины отправляются на ужесточённый досмотр без какой-либо чёткой логики: одним грузовым автомобилям удаётся быстро оформить все таможенные процедуры, другие проводят на таможенном посту по несколько дней.

Случайная лотерея

Перевозчики, чьи тягачи прошли российскую границу, рассказали CargoNEWS о том, что таможенники никого не информируют о причинах проведения детальных проверок. Директор транспортной компании, перевозящей грузы на территорию России говорит, что не знает, каким образом отбираются автомобили для проверки: «В общей очереди на границе ожидало около 200 машин, и приблизительно четверть из них была отправлена на проверку. Каким образом выбирались машины – непонятно. На сегодняшний день один из наших автомобилей стоит и ждёт детальной проверки. Стоим уже 3 день. Я слышала, что в сутки могут проверить только 1 автомобиль. Не представляю, как скоро мы освободимся… Думаю, ещё нескоро».

Директор ЗАО „L.Vaičiūno prekybos firma“ Линас Вайчюнас говорит, что ситуацию на российской таможне можно назвать компьютерной лотереей. На мониторе красным цветом обозначаются те грузы, которые нужно отправить на проверку. По словам собеседника, сами таможенники недовольны таким положением вещей: «Они ничего не могут сделать, потому что груз для контроля выбирает система. Если программа указывает на необходимость проверки, то таможенники не могут оформить документы до тех пор, пока не будет проведена проверка. От них этот процесс не зависит».

Л. Вайчюнас говорит, что пока неизвестно, как долго продлится эта ситуация. «Это лишь догадки. Российские таможенники не знают или не говорят. Вчера проверили одну нашу машину. Долго стоять не пришлось. Если всё идёт гладко, то проверка займёт около 2 суток. Специально нанята фирма, которая выгружает, загружает, фотографирует и считает груз. Нам повезло – нас отпустили через день».

Ситуация улучшается?

Президент Литовской ассоциации перевозчиков «Linavа» Альгимантас Клндрусявичюс говорит, что в конце недели ситуация немного смягчилась и проверка тягачей проходит быстрее. Скоропортящиеся продукты вообще проходят границу без проблем. Все остальные грузы проверяются выборочно.

По неофициальным данным, сроки ужесточённого контроля на российских таможнях продлены до 23 сентября. Другие источники утверждают, что проверки могут проводиться до 29 сентября. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс ещё на прошлой неделе проинформировал официальным письмом важнейшие органы ЕС об ужесточении контроля на таможнях России. Во вторник Еврокомиссия призвала Россию немедленно снять ограничения на литовские товары, мотивируя это тем, что действия, мешающие международной торговле, являются необоснованными и дискриминационными. Пока что это не принесло результата. Задержка литовских товаров на таможнях России, начавшаяся 11 сентября, продолжается по сей день.

А. Кондрусявичюс говорит, что государственные органы оперативно отреагировали на сложившуюся ситуацию. В четверг в Правительстве было проведено рабочее совещание по вопросам применения ужесточённого контроля в отношении литовских перевозчиков на российских таможнях. Ещё одно совещание состоится сегодня.

Озвучиваются различные версии

Официального объяснения, почему к литовским грузам применяется особый режим проверки, пока что нет. Озвучиваются различные версии. По словам некоторых экспертов, действия Таможни России связаны с председательством Литвы в совете ЕС, в особенности с инициативой Восточного партнёрства. На сегодняшний день Литва является председателем Совета ЕС, где будет решаться судьба подписания договоров о свободной торговле между странами-участницами Восточного партнёрства и ЕС. Накануне ноябрьской встречи глав стран-участниц Восточного партнёрства в Вильнюсе Россия предприняла ряд негативных мер в отношении Молдовы и Украины.

Ещё одна версия касается того, что действия на границе могли быть спровоцированы несогласием между Еврокомиссией и Россией по поводу системы МДП. Еврокомиссия вместе с международным союзом автомобильного транспорта „IRU“ и национальными ассоциациями перевозчиков добиваются того, чтобы Россия отменила введение дополнительных требований для перевозчиков из Литвы и других стран ЕС.

Как утверждает А. Кондрусявичюс, Россия является одним из важнейших торговых партнёров для ЕС, также, как и ЕС для России. «Эта связь слишком тесная, мы не можем её не замечать при введении тех или иных административных ограничений. Торговля России со странами ЕС составляет около 50% всего торгового оборота этой страны. Также и для Европы Россия является одним из основных экспортных рынков. Любые барьеры значат убытки для обеих сторон», – говорит он.

Исполнительный директор ЗАО «Schenker» Эдмундас Даукантас считает, что действия таможни связаны с политическими решениями. «По правде сказать, я не помню ни одной осени, когда бы подобных проверок не было. Это повторяется из года в год, когда таможня России объявляет, что не все перевозчики работают честно. Литва признаёт, что в этом есть доля правды. Затем всё исправляется», – размышляет собеседник.

Перевозчики несёт убытки

Представители «Linava» CargoNEWS рассказали, что подсчитать убытки, которые несут литовские перевозчики, не так и просто. Считается, что перевозчики каждый день теряют по 2 млн. литов. Однако точную сумму убытков посчитать не так просто.

Тягач не зарабатывает ничего, пока стоит на таможне. А проверка может затянуться на несколько дней. Это значит, что будет проводится полная разгрузка товаров, детальная проверка, исследование проб. За это время автомобиль мог бы вернуться и отправиться в новый рейс. А теперь он просто стоит.

Э. Даукантас считает, что основная проблема кроется в том, что литовские перевозчики ориентированы на транзит. «Клиенты, чьи грузы они перевозят, несомненно, видят и следят за проблемами, поэтому они могут начать искать альтернативы. Перевозчики из других стран будут иметь преимущества. Ни один грузовладелец не хотел бы, чтобы его груз опоздал или с ним возникли другие проблемы. Чувствуется увеличение грузопотока, поэтому такие проверки могут значительно повлиять на финансовое положение наших перевозчиков и перспективы в будущем. Ситуация повторяется, поэтому при подписании договоров на следующий год, возможно, заказчики будут искать альтернативы и выбирать предложения перевозчиков из других стран», – считает он.

Ассоциация «Linava» даёт советы перевозчикам о том, как вести себя, если таможня России потребует представить груз на детальную проверку. Водитель должен потребовать у таможенного работника акт о досмотре товаров. Если работники таможни откажутся представить указанные документы, следует об этом проинформировать юристов, которые представляют членов «Linava» в России.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0