Будущее ЕС — один аппарат для оплаты дорог. Насколько это рационально?

IMO201001013-03_072dpi-199x143

Европейская Комиссия (ЕК) предупреждает, что страны-члены ЕС должны внедрять единую систему электронной оплаты за использование дорожной инфраструктуры (European Electronic Toll Service (EETS)). Её смысл заключается в том, что в автомобиле должен быть только один электронный прибор и договор с одним поставщиком услуг. Реально ли создание такой системы и будет ли от неё польза?

Данная система призвана значительно уменьшить количество денежных операций и сложных процедур при пересечении государственных границ, уже не говоря о снижении расходов на монтируемые в автомобиле приборы.

Европейская Комиссия призывает страны-члены внедрять данную систему на региональном уровне. Целью этого является выработка плана межгосударственного взаимодействия и обеспечить бесперебойное функционирование систем электронной оплаты проезда, охватывающих некоторое количество стран-членов. ЕК предлагает свою техническую и финансовую помощь для реализации подобных проектов. Первоначальные региональные проекты должны позднее охватить масштабы всего ЕС. На сегодняшний день в Европе уже наблюдаются подобные примеры. «Между Германией и Австрией уже стартовала региональная система „Toll to Go“, которая позволяет платить за проезд по немецким и австрийским дорогам с помощью одного аппарата – немецкого оператора „Toll Collect“. Одним аппаратом также можно пользоваться при оплате французских, испанских дорог, а также бельгийского туннеля Лифкеншок (Liefkenshoek). Тем не менее, единого аппарата для оплаты всех дорог Евросоюза пока что нет», — утверждает руководитель компании „TransPass“ в Литве Сигита Юоде.

Перевозчики и другие пользователи дорог недовольны необходимостью использовать несколько аппаратов. Водителю тягача, едущему из Лиссабона в Братиславу через Лион, Милан, Мюнхен и Вену, придётся воспользоваться услугами 7 различных операторов дорог. В кабине также придётся монтировать несколько приборов для оплаты дорог. На избежание этого и направлены силы Еврокомиссии.

Кратко о новой системе

В принципе её можно охарактеризовать так – одно транспортное средство, один договор, один прибор. Система должна работать при оплате всех объектов дорожной инфраструктуры: дорог, мостов, туннелей, паромов. Это позволит обеспечить взаимодействие всех европейских систем оплаты дорог, избежать операций с наличными деньгами на постах сбора оплаты и сложных процедур, которые приходится выполнять водителям. Это также должно разгрузить автомобильный поток и сделать его более регулируемым. С. Юоде одобряет подобные планы: «принцип оплаты всех дорог с помощью одного прибора значительно уменьшит количество приборов на лобовом стекле тягача. Естественно снизится и административная нагрузка, потому что теперь перевозчик, не имеющий профессионального поставщика услуг оплаты, обязан знать, какой аппарат как работает, как пополнить его счёт, нужно ли его вернуть при продаже тягача, куда его вернуть и т.д.».

Как это будет работать на практике?

Данная система объединит три основные группы лиц: пользователей инфраструктурой, поставщиков электронных услуг и владельцев дорог. Поставщик электронных услуг заключает договор с пользователем и позволяет ему перемещаться по территории всего Европейского союза с одним и тем же аппаратом. Владельцы дорог согласовывают ставки за использование определённых объектов инфраструктуры с поставщиками электронных услуг. Политика в отношении дорожных сборов должна соответствовать правовым актам ЕС.

Новая система должна обеспечить взаимодействие всех электронных систем оплаты дорог в ЕС при использовании определённых технологий (технологии специализированной связи ближнего действия (DSRC) или глобальной навигационной спутниковой системы).

Данные приборы из-за своей универсальности в будущем смогут выполнять и другие функции: звонок спасательным службам в случае ДТП, слежение за режимом работы и отдыха водителя и т.д.

Компании, занимающиеся продажей таких приборов, в будущем должны будут соответствовать выдвигаемым техническим, финансовым и управленческим критериям. Также эти компании должны будут следить за тем, используется ли прибор по назначению и надлежащим образом, а при выявлении нарушений сообщать о них в соответствующие органы.

Владельцы дорог утратят непосредственную связь с клиентами и смогут больше внимания уделять улучшению состояния дорог. Они также смогут избежать ненужных расходов, связанных с вышеупомянутыми процедурами на границах и обслуживанием клиентов.

Не менее важный момент касается согласия между поставщиками электронных услуг оплаты и владельцами дорог по поводу надёжности приборов. Им придётся согласовать стандарты и убедиться, что техника функционирует безупречно.

Почему системы ещё нет?

Подобные требования были выдвинуты Еврокомиссией в 2009 г. Предусматривалось, что до 13 октября 2012 г. система будет предложена к использованию грузовиками и пассажирскими автобусами. К сожалению, этого не было сделано. Новый срок установлен до 13 октября 2014 г., когда, согласно требованиям, система должна охватить все транспортные средства. Сигита Юоде акцентирует внимание на нескольких основных причинах такого опоздания: «каждая страна ЕС, в которой взимается дорожный сбор, имеет свою систему. В одних странах – Австрии, Италии – дорожный сбор взимается с помощью технологии связи ближнего действия; в других – напр., Германии – с помощью обеих вышеупомянутых технологий; а Великобритании и Венгрии вскоре будет введена новая система оплаты дорог. И каждая страна хочет, чтобы её прибор был тем единственным, который будет использоваться во всей Европе».

Директор ЗАО „DKV Euro Service Baltikum“ Артурас Мижеенко, говоря о новой системе, подчёркивает, что в принципе ничего нового не появится, и можно утверждать, что альтернатива ей есть уже сейчас: «Мы считаем, что похожая система уже работает. Нашими карточками можно расплатиться за дороги почти по всей Европе. Есть несколько стран, в которых они не действуют, но система охватывает практически большую часть Европы. Правда, необходим не один аппарат. Если говорить об одном аппарате для всех стран и об одном поставщике услуг, то необходимо руководствоваться принципом мобильной связи: имеем одного оператора и ездим по всей Европе».

Недостатки системы

Еврокомиссия также отметила основные барьеры для создания единой системы:

  • недостаточное сотрудничество заинтересованными группами лиц и организаций;
  • отсутствие правовых актов, регламентирующих работу системы, в большинстве стран-членов;
  • отсрочка инвестиций, необходимых для достижения аппаратами выдвигаемым требованиям.

Послушаем, что об этом думают операторы, поставляющие услуги электронной оплаты дорог.

С. Юоде считает, что планы по введению единой системы очень положительны, однако не стоит радоваться раньше времени, так как для этого существует ряд барьеров, которые ещё придётся преодолеть: «В будущем в Европе такую услугу сможет предложить не каждый теперешний поставщик. Количество поставщиков электронных услуг оплаты будет очень ограниченным, т.е. конкуренция будет небольшой, а это может повлиять на увеличение тарифов услуг. Сегодня услуги по оплате предоставляет немалое количество компаний, конкуренция велика, поэтому у перевозчиков есть возможность выбирать поставщика согласно тарифам на услуги. Тем не менее, после старта системы EETS круг поставщиков сузится, конкуренция уменьшится, чем и воспользуются поставщики услуг. Перевозчикам придётся подстраиваться под них».

Другой аспект, отмеченный собеседницей, – возврат НДС. «Часть дорог в ЕС облагаются НДС, часть – нет. Ставка НДС в различается в разных странах ЕС, поэтому можно сделать вывод, что, пока не будет установлен единый тариф НДС или пока не будет введён механизм обратного налогообложения дорог (англ. – reverse charge mechanism), не будет и единого счёта за все европейские дороги».

А. Михеенко также называет подобные недостатки. По его мнению, придётся решать проблему нехватки конкуренции. «Будет очень трудно уравнять условия во всей Европе, если это вообще возможно. Во-первых, принципы работы системы очень различаются. В одном приборе придётся объединить методы всех стран. Каждый будет пытаться доказать, что его аппарат лучший. Во-вторых, проблема может возникнуть, если я пользуюсь услугами одного оператора, а другой мне предлагает лучшие условия в определённом регионе. Если перевозчик вынужден пользоваться услугами одного поставщика, он может потерять определённые скидки».

В качестве примера собеседник назвал уже действующие в некоторых регионах системы, однако он признал, что все они имеют свои ограничения: «Во Франции будет введён налог „ECO Tax“, который должен урегулировать систему оплаты французских дорог. Но он объединит две системы в пределах одной страны. Существуют аппараты, которые обслуживают Францию, Испанию, туннели в Бельгии и Германии. Аппараты работают в 4 странах, но они не охватывают всех систем, используемых в этих странах».

Теперешняя ситуация и перспективы на будущее

С. Юоде утверждает, что система понемногу натирает обороты, правда, литовским перевозчикам она пока невыгодна, но в будущем сможет облегчить их работу. «Только отдельные перевозчики из некоторых стран ЕС уже пользуются системой EETS. Например, голландские или бельгийские перевозчики, которые перевозят грузы из своих стран в Испанию и не заезжают ни в какие другие страны, используют только один прибор для оплаты французских или испанских дорог. Однако литовские перевозчики, мне кажется, ещё долго будут ездить с несколькими приборами на лобовом стекле. Мы считаем, что система EETS не будет запущена в 2014 г., это нереально, однако вполне реально, что региональные системы будут расти. Большинство перевозчиков уже слышали, что в этом году во Франции стартует новый дорожный налог ECO tax, которым будут облагаться некоторые региональные и национальные дороги. Из-за этого будут все теперешние приборы для сбора оплаты заменяться на более «разумные», и планируется, что в течение 2013 года с помощью этого прибора можно будет начать платить не только за французские автострады, региональные и национальные дороги, дороги в Испании, туннель Лифкеншок в Бельгии, но и за дороги в Португалии».

А. Михеенко сомневается в перспективах системы и не думает, что система начнёт действовать в 2014 г.: «Техническое решение этого вопроса очень трудоёмкое. В 2014 г. этого точно не произойдёт». Собеседник обращает внимание на то, что после введения системы в жизни перевозчиков мало что изменится кроме уменьшения количества приборов: «Проблем с возвращением НДС также не должно возникнуть, потому что возвращение налога происходит по счетам. Психологически перевозчикам должно стать легче: вместо нескольких коробочек будет достаточно одной, но смысл останется таким же. Если перевозчик захочет, он сможет работать с одним поставщиком. Мы можем предложить такую же услугу, ничего революционного здесь нет».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0