«Brexit» вызвал у литовских перевозчиков чувство неопределённости

atsisiųsti

Решение Великобритании о выходе из состава Европейского Союза шокировало не только политическое, но и деловоe европейское сообщество. Более того – похоже, что вынашивая эту идею, её авторы до конца не осознавали, какими последствиями этот шаг может обернуться для предпринимателей Великобритании и других стран-членов ЕС. Грузоперевозки – это одна из основных сфер литовской экономики, поэтому результаты «развода» Великобритании и ЕС так или иначе отразятся и на работе литовских перевозчиков. Главный вопрос – как именно?

Политический контекст туманный

Для того, чтобы можно было говорить об экономических последствиях этого шага, необходимо разобраться в его политическом контексте.

Сначала многие думали, что «Brexit» удастся отменить. Однако, со временем стало понято, что этот процесс необратим. Аналитики считают, что правительство Великобритании может начать переговоры в Брюсселем уже в марте нынешнего года. Напомним, что переговоры должны закончиться в течение двух лет. На сегодняшний день эти «сухие» факты практически не у кого сомнений не вызывают.

Однако, ясности со сценарием выхода гораздо меньше. Политические и экономические обозреватели выделили три условных сценария – положительный, умеренный и отрицательный. Положительный сценарий означает, что после выхода Великобритании из ЕС, бывшие партнёры по союзу будут продолжать тесное сотрудничество, не отказываясь от принципов либеральной торговли (наподобие нынешних торгово-экономических отношений между ЕС и Норвегией). Отрицательный, так называемый «жёсткий сценарий» означает, что в правовом и институционном смысле Великобритания будет связана с ЕС минимально. Умеренный сценарий, по оценкам политологов, будет, скорее всего, самым тяжёлым, потому что в экономическом плане Великобритания и ЕС между собой очень тесно связаны, и при выходе ни одна из сторон не захочет пойти на уступки, но в то же время не захочет и радикального разрыва отношений.

Позитивно-умеренный выход был бы самым логичным. Однако, в публичном политическом пространстве преобладает дискурс «жёсткого развода». В отношении к вопросам миграции (т.е. к свободному передвижению лиц, которое после выхода Великобритании из ЕС будет зависеть исключительно от воли Лондона) великобританский премьер-министр Тереза Мэй намерена придерживаться жёсткой позиции. Однако, такая позиция никак не приемлема для Брюсселя – Брюссель уже сейчас намекает Лондону на то, что Великобритания может выйти из состава ЕС слишком дорогой для неё ценой. Многие считают, что одновременно с политическим выходом Великобритании также придётся покинуть общеевропейский экономический рынок.

Переговоры о выходе Великобритании из ЕС могут продолжаться два года – это допускает европейское законодательство, так считают и многие экономисты (Министерство финансов Литвы в том числе). Скорее всего, в краткосрочной перспективе экономические отношения между Великобританией и ЕС радикально не изменятся, однако, эти два года для всех предпринимателей, в том числе и для транспортного сообщества, станут годами неопределённости.

Экономический контекст – осторожно-оптимистичный

 Политическая неопределённость усиливает чувство неуверенности в рядах транспортного сообщества – литовских перевозчиков волнуют возможные последствия этого решения на их деятельность. Все согласных в одном – какие-то последствия будут. Министерство финансов Литвы считает, что в макроэкономическом плане решение Великобритании выйти из состава ЕС уже сегодня отрицательно сказывается на настроениях и ожиданиях предпринимателей и потребителей. Неуверенность на рынке ведёт к сокращению торговли (импорта и экспорта) – для перевозчиков подобная ситуация означает то, что у них будет меньше работы и, следовательно, меньше заработков и прибыли.

Ещё хуже может быть в случае, если Великобритания и ЕС откажутся от общего рынка (от мысли о возможном возврате к визовому режиму из-за большого потока легальной и нелегальной иммиграции многие просто содрогаются). Это приведёт к тому, что появится новая таможня (следовательно, дополнительные затраты времени на оформление таможенных процедур), налоги на импорт и дополнительные административные расходы. Конечно, торговля между бывшими партнёрами по союзу не остановится – её масштаб слишком большой, чтобы такое могло случиться. Тем не менее, предприниматели неизбежно столкнутся с дополнительными расходами и неудобствами. В каком масштабе? Этот вопрос интересует всех, но сегодня на него ответить никто не может.

Великобританские представители транспортной отрасли видят две возможные перспективы: 38 проц. участников рынка считают, что «Brexit» окажет отрицательное воздействие на дальнейшее развитие их бизнеса; 33 проц. считают, что последствия «Brexit» не будут трагическими. Некоторые транспортные аналитики предполагают, что поток грузов в Великобританию сократится, но не настолько, чтобы можно было говорить о драматических изменениях.

Между тем великобританские юристы, специализирующиеся в области транспортного права, надеются, что выход этой страны из состава ЕС не повлечёт за собой массовых изменений в европейском транспортном законодательстве.

Нериюс Мачюлис, главный экономист банка «Swedbank» считает, что последствия «Brexit» для транспортной сферы будут «слишком незначительными, чтобы быть замеченными».

Некоторые основания для такого предположения есть. Если говорить о торговле между Литвой и Великобританией, следует отметить, что эта страна, как партнёр в сфере импорта и экспорта, в списке партнёров Литвы находится далеко не на первом месте. Однако, перевозчиков волнует другой показатель – объём экспорта услуг (в том числе транспортных услуг) из Литвы в Великобританию. В этом отношении Великобританию также нельзя считать стратегическим партнёром Литвы, так что в общем возможное «закрытие» великобританского рынка не станет поворотным этапом в деятельности литовских перевозчиков. С другой стороны, нельзя забывать о том, что для некоторых перевозчиков это направление является приоритетным.

К чему готовятся литовские перевозчики?

По данным ассоциации «Linava», в прошлом году регулярные перевозки в Великобританию осуществляло примерно 70 компаний-членов ассоциации. Количество грузовых автомобилей, работающих в этом направлении, исчислялось сотнями.

В середине февраля нынешнего года ассоциация провела опрос перевозчиков с целью выяснить, какие возможные последствия «Brexit» они видят для своей деятельности. Выяснилось, что на великобританском рынке работает более четверти (25,8 проц.) состава транспортного парка участвовавших в опросе перевозчиков. Эта цифра говорит о том, что в работе литовских перевозчиков великобританское направление занимает достаточно значительное место.

В контексте «Brexit» перевозчиков беспокоят те моменты, которые могут повлиять на сокращение доли литовских перевозчиков на рынке транспортных услуг Великобритании. Как уже говорилось, к таким моментам относится неопределённый сценарий выхода и неопределённая продолжительность переговоров по поводу заключения соглашения о выходе. Это во-первых. Во-вторых, прекратив членство в Европейском Союзе, Великобритания по отношению к ЕС станет третьей страной с правом в одностороннем порядке регламентировать торговые отношения с зарубежными партнёрами.  Как правило, в подобных случаях «регламентирование» означает определённые ограничения – они могут выразиться в введении пограничного и таможенного контроля, разрешений на перевозки, и т.д. В-третьих, колебания обменного курса евро и фунта стерлингов могут отразиться на обороте двусторонней торговли между Великобританией и ЕС, и это неизбежно повлияет на транспортную сферу.

По данным Департамента статистики, в 2016 г. объём литовского экспорта сократился на 1,3 проц., а объём импорта – на 2,2 проц. Несмотря на этот упадок, некоторые логистические компании считают прошедший год лучшим годом за всю историю их существования.

Арунас Берташюс, руководитель компании «Rhenus Svoris», говорит: «После того, как Великобритания объявила о „Brexit“, курс великобританской валюты резко покатился вниз. Многие предприниматели воспользовались этим благоприятным моментом, и „завалили“  великобританские заводы огромным количеством заказов. Великобританские экспортёры не успевают их выполнять. В прошлом году объём импорта великобританских товаров Литвы вырос на 24 проц. – примерно на столько, на сколько вырос экспорт литовских товаров в Россию. Это был удачный год, но кто может гарантировать, что слабый курс фунта стерлинга продержится долго, и ситуация не изменится после окончательного выхода Великобритании из ЕС?»

Всё же все участники опроса надеются, что ЕС и Великобритания придут к соглашениям, похожим на те, которые ЕС заключил с Норвегией и Швейцарией. Это было бы большим облегчением для транспортных компаний континентальной Европы (в том числе и для литовских транспортных компаний).

В деятельности компании «Baltic Transline» перевозки в Великобританию составляют почти 40 проц. общего количества перевозок. Адомас Мачинскас, руководитель транспортного отдела, не сомневается, что состоявшийся референдум окажет значительное влияние на дальнейшую деятельность компании, хотя, по его словам, сегодня трудно сказать, в чём это влияние выразится. По мнению А. Мачинскаса, подкорректировать объём перевозок в Великобританию может даже требование осуществлять перевозки по разрешениям. «Тем не менее, мы настроены оптимистично, мы считаем, что всё будет хорошо», – говорит А. Мачинскас. И он не единственный, кто верит, что в нелёгких переговорах победит не политика, а здравая экономическая логика.

С мнением А. Мачинскаса согласен и Дарюс Шеркшнас, руководитель отдела маркетинга и развития в компании «AXIS Transport». «Великобритания будет искать гибкие решения. Я не думаю, что великобританское правительство захочет сокращать торговые потоки – наоборот, для поддержки собственной экономики их придётся увеличивать, поэтому в этом плане сотрудничество с бывшими партнёрами по Союзу будет необходимо. Кроме того, нужно не забывать, что Великобритания – островное государство, все грузы сюда прибывают морским или сухопутным транспортом, поэтому в отношении автомобильного транспорта великобританские власти будут вынуждены принимать очень серьёзные и очень гибкие решения».

Президент «Linava» Эрландас Микенас также считает, что «надо полагать, ЕС и Великобритания договорятся о свободном движении товаров и услуг».

Тем не менее, на фоне этих довольно оптимистичных настроений следует не забывать и том, что «жёсткий» сценарий выхода также возможен. Вернёмся к результатам «Brexit» – кто во время референдума мог предположить, что граждане Великобритании выразят свою волю так, как они её выразили? В то время многим казалось, что принять решение о выходе Великобритании из состава ЕС могут только глупцы, однако, произошло то, что на сегодняшний день является неопровержимым фактом. Или вспомним политический конфликт между ЕС и Россией по поводу Украины – кто мог подумать, что он превратится в войну санкций? Эти и другие примеры лишний раз напоминают о том, что надеяться нужно на лучшее, но готовиться нужно к худшему.

Один из тех, кто готовится худшему – Повилас Монкус. Перевозки в Великобританию – основное направление деятельности его частной компании. Компания осуществляет срочные доставки на микроавтобусах в Англию и Ирландию. Предприниматель уверен, что с выходом Великобритании из ЕС его компания неизбежно столкнётся с трудностями, так как из-за новых правил осуществления перевозок в эту страну он утратит своё основное конкурентное преимущество – скорость доставок.

Что делать тем, для кого «Brexit» – не просто пустое слово?  Стандартный «рецепт» — заблаговременно диверсифицировать деловые отношения. Однако, легко сказать, да трудно сделать. Прогноз Э. Микенаса на ближайшее будущее довольно однозначный. «Давление со стороны старожил Европейского Союза будет только усиливаться. Протекционистские настроения в западных странах набирают обороты. Кроме того, перевозчики будут продолжать чувствовать давление с восточной стороны, так как на сегодняшний день желающих осуществлять перевозки в этом направлении больше, чем грузов».

***

В заключение этой публикации нам хочется сказать нашим читателям несколько утешительных слов. Трагических последствий выхода Великобритании из ЕС для литовских перевозчиков не будет – по меньшей мере потому, что доля экспорта услуг нашей страны в Великобританию очень небольшая. Несмотря на то, что экономическая неуверенность вытекает из политической неопределённости, следует не забывать, что Великобритания – государство с глубокими политическими, общественными и экономическими традициями. Во многих отношениях, в частности, в плане здравой экономической логики, она до сих пор является примером для других стран. Будем надеяться, что Лондон и Брюссель не вступят в бессмысленную войну амбиций. Да, определённые трудности будут, однако, способности выживания в тяжёлых ситуациях литовским перевозчикам не занимать. Тем более, что на их стороне время – время подготовиться к «плавной посадке» в случае «жёсткого» выхода.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

tachograf

Важная информация для перевозчиков в контексте требования к водителю иметь данные за 56 дней (+ штрафы за отсутствие тахографа нового поколения)

Напоминаем о том, что с 31 декабря текущего года вступит в силу требование к водителям грузовиков иметь информацию о 56 днях работы и отдыха (ранее — 28).

2024-12-12 306
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU и ELVIS)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-29 1 419
0
???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 44
0