ADR 2015 – перевозчики станут заложниками бюрократов?
Редакция правил Европейского соглашения о международной перевозке опасных (ADR) грузов обновляется каждые два года. Обновления 2015 года занимают примерно 150 страниц. Помочь разобраться в том, какие важные изменения включены в новейшую редакцию правил и в том, как к их выполнению должны подготовиться перевозчики, согласилась Лиана Гечене, эксперт учебного центра «Linava» по перевозкам опасных грузов.
Вариантов ответа на вопрос «сколько времени осталось до 1-го июля?», когда в силу вступят новые правила перевозки ADR грузов, может быть, по крайней мере, два. Деловое сообщество, для которого важно вовремя подготовиться к выполнению новых требований и получить все необходимые сертификаты, безусловно, считает, что оставшихся двух с половиной месяцев катастрофически мало. Между тем сотрудники госучреждений к таким проблемам относятся гораздо проще. Насколько проще, довольно наглядно иллюстрирует тот факт, что до сих пор не исправлены ошибки в редакции правил от 2013 года – несмотря на то, что специалисты обратили на них внимание сразу после того, как только правила были переведены на литовский язык. Конечно, эта «мелочь» ничего не меняет – даже если перевода правил ADR не будет, перевозчикам всё равно придётся их соблюдать.
«Откровенно говоря, отсутствие законодательных актов или их принятие с опозданием считается чуть ли не нормальной практикой. Только европейские государства, располагающие солидными административными ресурсами, успевают заранее подготовиться к изменениям. В данном случае ситуацию усугубляют „двойные“ требования – несмотря на то, что соблюдать новые правила нужно с 1 января 2015 года, до 1 июля перевозчикам придётся руководствоваться старыми правилами. Причём в Литве новые требования обретут силу закона лишь тогда, когда документ будет официально переведён на литовский язык (переводить официальные документы может только одно бюро переводов, действующее при правительстве Литвы) и опубликован в официальном бюллетене „Valstybės žinios“. Пока не сделано ни одно, ни другое, но как я уже говорила, формальное отсутствие официального документа и незнание его содержания не освобождает перевозчиков от ответственности», — отметила Л. Гечене.
Правда, эксперт «Linava» не склонна ситуацию драматизировать, так как в отношении некоторых требований, которые будут обязаны выполнять компании, занимающиеся международными перевозками опасных грузов, предусмотрен переходной период. Кроме того, времени, чтобы в редакции правил 2015 года можно было расставить все точки над «i», достаточно.
На вопрос, появились ли в новых правилах положения, незнание которых может повлечь санкции со стороны контролирующих институций, Л. Гечене ответила, что при работе с сертифицированной техникой такую вероятность можно считать теоретической, а не практической.
«Если говорить о транспортных средствах, то должностные лица, работающие на мобильных постах, проверяют, как правило, факт наличия документов и срок их действия. Если „бумаги“ оформлены в тех учреждениях, которые уполномочены их оформлять, никто не сомневается в компетенции этих учреждений и не тратит время на выяснение подробностей. Экспертизы проводятся в исключительных случаях, когда происходят какие-либо инциденты. В целом, положение не такое уж плохое – нельзя утверждать, что в решении ADR головоломок транспортники сталкиваются только с невнимательностью или некомпетентностью государственных структур. Сотрудники некоторых учреждений работают безупречно, и ко всем относятся очень доброжелательно», – говорит эксперт по перевозкам опасных грузов.
Л. Гечене также отметила, что полный свод правил ADR занимает около 2000 страниц, поэтому выучить его наизусть невозможно. Но очень важно, чтобы перевозчики умели им пользоваться – внимательно вчитывались в формулировки и определения, и избегали собственных интерпретаций.
«В правилах ADR очень много ссылок на различные приложения, другие разделы и подразделы. Почти треть правил занимают различные коды. Тот, кто видит книгу правил впервые, действительно приходит в шок. Если перевозчик вырвет из контекста одно предложение, которое ему кажется понятным и „подходящим“, то недоразумения почти гарантированы. Поэтому не зря обязательные обучения по правилам ADR проводятся, по крайней мере, раз в пять лет. Причём эти обучения обязательны как для водителей, так и для консультантов по перевозкам ADR грузов. Такие консультанты должны работать в любой компании, связанной с перевозками опасных грузов», – говорит Л. Гечене.
Эксперт учебного центра «Linava» также обратила внимание на то, что правила ADR – это не только «Библия для перевозчиков». Правила обязаны знать все, кто работает с опасными материалами и грузами – производители, грузоотправители, упаковщики, грузчики, складские работники и т.д.
«Последнее обновление правил ADR в значительной степени коснулось классификации и идентификации опасных продуктов, поэтому в первую очередь с ними должны ознакомиться производители. Упаковщики также обязаны знать новые требования – для того, чтобы умели правильно обозначать опасные грузы. Перевозчики должны обратить внимание на оформление документов и соответствующее обозначение транспортных средств. Нет сомнений в том, что все звенья логистической схемы – грузоотправитель, грузчик, перевозчик, грузополучатель – обязаны работать слаженно, как швейцарские часы. Если хоть одно звено допустит ошибку – испортится весь механизм», – отметила Л. Гечене.
Всегда ли, в случае возникновения проблем, перевозчик становится «козлом отпущения»? По мнению эксперта, это не так. Водитель обязан присутствовать на погрузке и убедиться в том, что опасный груз упакован правильно, упаковки не повреждены. Если какая-нибудь мелочь вызывает подозрения – её необходимо зафиксировать. В правилах ADR есть отдельный раздел, в котором говорится о рамках ответственности всех участников процесса перевозки опасных грузов.
Основные нововведения в правилах ADR в редакции 2015 года:
В первой части говорится об общих положениях, сферах их применений, исключениях и других подобных моментах. Следует отметить, что, как и прежде, правила перевозки опасных грузов нужно применять в том случае, если общая вместимость топливных баков транспортного средства превышает 1500 литров, и если находящееся в баках топливо (превышающее норму 1500 литров) предназначено для приведения транспортного средства в движение или обеспечения работы оборудования. Но в новой редакции правил появилось положение, согласно которому правила можно не соблюдать при перевозке внедорожной мобильной техники (например, садовых тракторов, газонокосилок, генераторов и т.п.).
*
В предыдущей редакции правил говорилось об исключениях при перевозке литиевых батарей. Согласно новой редакции, исключения распространяются на все предметы похожего происхождения – системы хранения электроэнергии, если они установлены в транспортных средствах или в оборудовании транспортных средств (компьютерах).
*
В новой редакции правил появилось дополнительное исключение. Оно распространяется на перевозку ламп, если в них нет радиоактивных материалов или большого количества ртути, и если лампы упакованы в соответствии с требованиями.
*
В новых правилах приводится более подробное разъяснение оценки количества перевозимых опасных жидкостей или газов – важен объём перевозимых жидкостей, обозначенный в литрах, а не вместимость тары, в которой они перевозятся.
*
В новых правилах появилось новое определение – «большая аварийная упаковка». Под этим определением понимается перевозка повреждённых упаковок. Объём «большой аварийной упаковки» не может превышать 3 м³, а вместимость не может превышать 450 литров или 400 килограмм.
*
В новых правилах отдельно говорится о том, как нужно обходиться с пустой, бракованной, неочищенной тарой, с тарой от опасных грузов (новая позиция).
*
В новых правилах появилось подробное перечисление требований к подключению устройств стационарных и съёмных цистерн (таких, как шланги, насосы, дозаторы, различные соединительные устройства, и т.д.) Если эти устройства разработаны и произведены до 2015 года, и соответствуют национальным стандартам, но не соответствуют нынешним требованиям ADR, они могут продолжать эксплуатироваться до времени ближайшего периодического или промежуточного техосмотра цистерны. Впоследствии их можно будет эксплуатировать только при наличии разрешения «компетентного государственного учреждения». Какое литовское учреждение будет выполнять эту функцию, пока не ясно.
*
В новых правилах приведены уточнения по поводу ограничения проезда по тоннелям. Следует напомнить, что ограничения проезда по тоннелям не применяются при перевозке ADR грузов, которые перевозятся согласно ADR исключениям. Но если в транспортной единице находится более 8 тонн грузов, упакованных в ограниченном количестве, проезд запрещается по тоннелям категории «Е». Также следует отметить, что в редакции правил 2015 г. изменена форма письменной инструкции водителя. Тем не менее, инструкции старого образца могут применяться до 1 января 2017 года.
*
На вопрос водителей, можно ли курить в автомобиле, в котором находится опасный груз, новые правила ADR дают более строгий ответ: не только при перевозке, но и при обработке опасных грузов запрещается курить вблизи или внутри транспортных средств. Более того – запрещается использовать электронные сигареты или подобные приборы.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.