В прошлом году в транспортном секторе работа была у всех: в конце года всё чаще можно было услышать разговоры о том, что на некоторых маршрутах не хватает грузовиков, стабилизировались цены на перевозки. Перевозчики снова задумались об обновлении и расширении парка. Профессионалы транспорта 2011 год оценивают очень осторожно, однако осмеливаются прогнозировать, что он не должен быть хуже, чем прошлый, хотя начало года принесло неприятности из-за проблем в России. Конфликты поляков с россиянами не позволили литовцам дремать весь январь, однако позже другой конец палки обернулся против самих литовцев: россияне, увидев, что литовцы перенимают польские грузы, стали строже требовать у перевозчиков Литвы трёхсторонние разрешения.
Несколько лет назад перевозчики одни из первых начали говорить о приближающемся кризисе. Проанализировав еще весной 2008 г. проведённые опросы и высказанные перевозчиками комментарии, сегодня не сложно убедиться в том, что в то время транспортники по-разному воспринимали приближающиеся сложности.
Некоторые перевозчики говорили: „<…> Приходится затягивать ремни и экономить. Уменьшение всех расходов может помочь остаться конкурентоспособными»; «В портах заметно уменьшается количество грузов, мы будем стараться удержать лучших работников и оптимизировать бизнес процессы»; «Стоимость перевозок растёт, а оплаты задерживают, экономим». Те предприниматели, которые в то время так оценивали рынок, выжили, и на сегодняшний день успешно пытаются справиться с ростом рынка.
С началом кризиса немалая часть транспортников и тех, кто пытался ими стать, рынок оценивали немного иначе: «Главное – расширять парк. Это единственная возможность остаться на рынке».
Только немногие из так в то время мыслящих перевозчиков, так называемых «лекарей», сохранили грузовики и саму компанию. Хочется надеется, что это станет хорошим уроком, и транспортный бизнес Литвы в будущем сможет легче приспособиться к резко меняющимся условиям рынка.
Сегодня руководители компаний радуются тому, что оборот растёт, стоимость перевозок возвращается в прежнее русло. Положительных показателей много: в Клайпедском порту количество перегрузок увеличилось на 12,23%, количество железнодорожных перевозок – на 12,97%, а количество перевозок автотранспортом во втором полугодии 2010 г. – более чем на 4%.
Приятно наблюдать за тем, как положительным образом меняется сектор логистики во всей Европе. Транспортники могут легче вздохнуть, но разве на транспортном рынке когда-нибудь было легко? Оживающая экономика так же приносит много вызовов.
Вызов года – нехватка места
«Нехватка грузовиков в 2010 г. стало самым большим вызовом во всей Европе», — так прошлый год оценил вице президент компании “Kuehne+Nagel” Дирк Рейх.
Когда уменьшилась потребность в грузоперевозках, одни перевозчики по собственному желанию, другие – под давлением кредиторов, уменьшали автопарки.
Производители грузовиков так же уменьшили объёмы производства, так как не были уверены в спросе. Неудивительно, что после оживления экономики и увеличения объёма грузоперевозок на рынке стало не хватать компаний, которые могли бы предоставить услуги транспортировки.
Грузопотоки уже набрали ускорение: вернулись на докризисный уровень. И всё-таки перевозчики сейчас более осторожны и перед тем, как расширить деятельность, лучше оценивают обстоятельства. Некоторые перевозчики идею расширения парка отложили из-за проблем с российскими разрешениями, которые возникли на фоне российско-польского конфликта.
«Мы так же хотели обновить парк, договаривались с лизинговыми компаниями, но пока что отложили своё решение, так как неизвестно, как решаться проблемы с разрешениями», — говорит руководитель UAB “Polita” Ренатас Вайнюс.
Предложение не достигнет уровня спроса?
Представитель “Kuehne+Nagel” Д. Рейх утверждает, что в 2011 г. уровень предложений на рынке не должен сильно увеличиться: «Из-за улучшения важных макроэкономических показателей в этом году увеличиться спрос на перевозки, однако перевозчики получили урок во время резкого упадка рынка и будут более осторожны, приобретая новые грузовики. Не рискну прогнозировать, что в ближайшее время предложение на рынке достигнет уровня спроса».
Если говорить о рынке стран Балтии, перевозчикам здесь пока что не так просто расширять парки. Банки строже оценивают компании и не так просто развязывают денежные мешки.
Подержанных, во время кризиса изъятых грузовиков, не очень много, так как банки уже продали их дороже в Западной Европе. Несмотря на это, продавцы грузовиков уже в прошлом году фиксировали рост рынка в Литве: «В 2010 г. продажи грузовиков общей массой 16 т в Литве, по сравнению с 2009 г., выросли в 3 раза. Вероятно, что из-за общих тенденций на рынке грузоперевозок спрос на грузовики в этом году останется на похожем уровне, как и в прошлом году. Результаты продаж 2010 г. отражают более интенсивное обновление автопарков, увеличение автопарков компаний, занимающих твёрдые позиции ны рынке, более благоприятные условия для финансирования грузовиков. Похожая ситуация останется в 2011 г.», — анализирует представитель UAB “Volvo Lietuva” Лауринас Бричкус.
Рост продаж полуприцепов и тягачей полуприцепов с 2008 по 2011 г.
В 2010 г. в Литве впервые выросло количество зарегистрированных тягачей и полуприцепов. В прошлом году было зарегистрировано 4037 тягачей и 5560 полуприцепов. Эти результаты гораздо лучше, чем в 2008 или 2009 г. Такие рыночные тенденции указывают на то, что спрос на грузоперевозки автотранспортом растёт и в этом году не должен уменьшаться.
Стабилизация и рост
Президент Ассоциации логистики Литвы Витаутас Кудзис, оценивая складской бизнес в Литве, говорит, что прошлый год был достаточно сложный: «Складскому бизнесу в прошлом году еще досталось. Уровень потребления в Литве пока не стал прежним, из-за этого страдает бизнес распределения. Конечно, конец года был лучше, особенно если оценивать объёмы экспорта Литвы.
В бум строительства в Литве, 2007-2008 г., в Литве было построено много складов, а когда в последние годы сильно упали объёмы грузов, центры логистики были вынуждены работать за очень маленькие деньги, чтобы покрыть хотя – бы начальные расходы терминалов. Понадобится время, чтобы эта ветка сферы логистики перешла в стадию роста. «Есть знаки, что сектор оживает, но я бы назвал это стабилизацией. Складской бизнес будет оживать медленно, так как компаниям понадобиться много времени для восстановления рентабельности», — объясняет В. Кудзис.
Организаторы транспорта отмечают, что рынок грузоперевозок растёт, поэтому 2010 г. можно расценивать только положительно, не важно, как это будет называться – ростом или стабилизацией.
Директор UAB “Hellmann Worldwide Logistics“ Томас Зданавичюс утверждает: «Прошлый год можем оценивать только хорошо, он был самым лучшим в истории деятельности фирмы и по количеству прибыли, и по количеству грузов. По сравнению с 2009 г., мы почти вдвое увеличили оборот. Так как такие темпы роста не характерны для компании, которая действует не первый год, одной из основных задач стало управление самим ростом, поскольку важно не только управлять всё более сложными процессами, но и оценить, не является ли рост кратковременным. Я считаю, что в 2010 г. мы можем расчитывать на дальнейший рост сектора, особенно если ВВП Литвы будет продолжать расти так, как прогнозируется».
Прогнозируется, что в этом году рост ВВП составит около 3,6%. Согласно историческим и прогнозируемым МСАТ данным, грузооборот очень зависит от уровня ВВП страны, поэтому можно сказать, что в 2011 г. похожими темпами должны будут расти объёмы грузоперевозок автотранспортом.
Рост ВВП и грузопотоков Литвы
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.