Эксперты рисуют мрачные эскизы транспортного будущего
На традиционном «Транспорто-логистическом форуме», который ежегодно проводится по инициативе «Verslo žinios», эксперты в области макроэкономики поделились своими размышлениями насчёт перспектив развития транспортной отрасли в ближайшем будущем. К сожалению, они предупредили о том, что всё, что в 2016 году казалось трудностями – это всего-навсего «цветочки» по сравнению с тем, что ожидает транспортное сообщество в ближайшей перспективе. Екатерина Рояка, главный экономист банка DNB, обратила внимание на усиливающийся протекционизм и политические «палки», вставляемые в «колёса» перевозчиков.
Темпы экономического роста замедляются
Экономист отметила, что в течение нескольких последних лет темпы роста мировой экономики сократились от 4,5 проц. в 2010 году до 2,5 проц. в 2013 году, а опубликованные различными институциями краткосрочные прогнозы были ещё скромнее. Предполагается, что в этом году объём международной торговли не вырастет, как считалось недавно, а сократится, причём довольно значительно (на 17 проц.).
«В последние годы экономисты говорили об экономическом росте „на двух скоростях“ – экономика развитых стран показывала символические признаки жизнеспособности, между тем развивающиеся страны двигались вперёд относительно быстро. Однако, падение мировых цен на нефть привело к тому, что страны, занимающиеся экспортом сырья, тоже перешли в стадию застоя. Все эти причины вызвали социальную нестабильность, для борьбы с которой правительства начали предпринимать ещё более жёсткие протекционистские меры. К сожалению, попытки защитить „своих“ ещё больше обострили и без того напряжённую ситуацию в деловой среде», – говорит эксперт DNB.
Литве, а в особенности литовским перевозчикам (экспорт транспортно-логистических услуг составляет примерно 60 проц.) эти тенденции не сулят ничего хорошего. По мнению Е. Рояки, протекционистские решения других стран будут выражаться в повышении стоимости эксплуатационных расходов, а огромная конкуренция – в понижении стоимости транспортных услуг.
«В Литве затраты на оплату труда растут быстрее, чем в других странах Балтии. Например, в третьем квартале нынешнего года зарплата повысилась более, чем на 8 проц., а в течение двух последних лет затраты на оплату труда в транспортном секторе выросли на 14 проц. По сравнению с другим странами Европейского Союза, это очень большой скачок», – говорит Е. Рояка.
С другой стороны, экономист подсчитала, что на сегодняшний день средняя зарплата в транспортно-логистическом секторе всё ещё на 5 проц. меньше, чем средняя зарплата по стране. В европейском и даже прибалтийском контексте уровень зарплаты работников литовского транспортного сектора по-прежнему остаётся относительно низким. Это означает, что у предпринимателей ещё есть некоторые резервы.
Время ограничений
Главный экономист DNB зафиксировала, сколько решений, принятых за последние годы самыми мощными странами мира (G20), носили протекционистский характер, и сколько решений улучили условия работы предпринимателей. Цифры говорят сами за себя: с результатом 5 560:290 победили законы дискриминационного характера. Абсолютным «лидером» в этой области выступают США – эта страна приняла 1 066 законов, мешающих предпринимателям. На третьем месте Россия с 559 подобного рода законами. Почти все крупные страны Европейского Союза приняли более чем по 200 протекционистских законодательных актов.
«При анализе, на какие отрасли экономики эти моменты окажут наибольшее влияние, выяснилось, что в пятёрку наиболее потерпевших попадут три вида транспорта – наземный (2-е место), воздушный (4-ое место) и водный (5-ое место). По этим причинам акции транспортного рынка в своё время резко упали, и только сейчас постепенно восстанавливаются», – отметила Е. Рояка.
Резервы для оптимизма
Говоря о конкурентоспособности литовской экономики, эксперт обратила внимание на то, что несмотря на упадок общего объёма экспорта в Россию (с 7 проц. в 2014 году до 2,7 проц. в 2015 году), в плане реэкспорта и экспорта услуг эта страна продолжает оставаться нашим основным партнёром.
«Если опираться только на статистику, то США можно считать более привлекательным партнёром, чем Россия. В настоящее время объём экспорта растёт в трансатлантическом направлении, в то время как показатели экспорта в страны СНГ продолжают оставаться на отрицательном уровне. И всё же следует признать, что российская экономика постепенно стабилизируется. Если сбудутся прогнозы насчёт роста цен на нефть, то дела в России начнут улучшаться быстрее», – считает экономист.
Е. Рояка также обратила внимание на то, что в нынешнем году транспортно-логистические компании не только довольно смело вкладывали деньги в приобретение транспортных средств (по сравнению с первым полугодием 2015 года, в этом году объём покупок транспортных средств увеличился на 54 проц.), но и демонстрировали завидный оптимизм.
«Понятно, что инвестиции – это фундамент будущего роста. Если политическое положение будет стабильным , то возможностей к развитию будет много. Однако, нужно приготовиться к тому, что транспортно-логистическому сектору придётся преодолеть множество отрицательных факторов, в этом смысле будет нелегко. Транспортники столкнутся с ростом инфляции, затрат на оплату труда, снижением внутренней потребительской способности и нехваткой рабочей силы. На последнюю проблему указывает тот факт, что в этом году литовские предприниматели приняли на работу 14 600 сотрудников из третьих стран. 12 000 из них устроились на работу в транспортные и логистические компании», – отметила Е. Рояка.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.