Уровень алкоголя в крови до 0,1 промилле: установить невозможно, но отвечать придётся

alkoholis (2)

Недавно МВД Литвы объявило о том, что отказывается от планов ввести жёсткое требование о «ноле промилле» в крови всех водителей. Однако, с 2015 года в Литве все водители грузовых автомобилей, автобусов, такси, мотоциклов и квадрациклов, а также водители, не имеющие 2-летнего стажа, должны быть за рулём своих транспортных средств абсолютно трезвыми. В переводе на цифры это означает, что уровень алкоголя в крови должен быть 0,00 промилле. В юридическом отношении любое отклонение от этой цифры означает опьянение. Между тем в Литве, как и во многих других странах, установить количество алкоголя менее 0,1 промилле невозможно.

Как говорится, дракон умер – да здравствует дракон! Когда МВД объявило о том, что «ноля промилле» не будет, многие сразу забыли, что есть некоторые категории водителей, в отношении которых «сухой закон» действует вот уже второй год. Безусловно, это требование нельзя считать нелогичным: водители, которые управляют транспортными средствами, представляющими повышенную опасность, должны быть абсолютно трезвыми.

Между тем в этой ситуации есть некоторые «но»… Во-первых, во всех публично доступных медицинских заключениях говорится, что при уровне алкоголя в крови, не превышающего 0,3 промилле, в поведении лиц не установлены никакие существенные отклонения.

Во-вторых, материалы полицейских сводок свидетельствуют о том, что тяжёлые аварии происходят, как правило, по вине водителей, в крови которых концентрация алкоголя составляет не менее 1 промилле. Это далеко не те «два бокала пива», о которых говорят задержанные вдребезги пьяные водители.

И, скорее всего, самое главное – согласно методике, которая используется в лабораториях судебной экспертизы, установить уровень алкоголя до 0,1 промилле невозможно. В этом случае водители, в крови которых находится менее 0,1 промилле алкоголя, становятся заложниками методики и законов.

Методика не позволяет определить менее 0,1 промилле

Зита Минкувене, заведующая токсикологической лабораторией при Государственной службе судебной медицины, говорит, что используемое в лаборатории оборудование позволяет определить 0,05 и 0,06 промилле, однако, в таких случаях лабораторные данные не считаются надёжными. «Если по результатам лабораторных исследований мы определяем, что в крови находится менее 0,1 промилле алкоголя – например, 0,06 промилле – у нас появляется сомнение, на самом ли деле это этанол. Поэтому наша лаборатория не может дать заключение, что в крови находится 0,06 промилле этилового алкоголя. Такова методика. Мы должны быть уверены в своём заключении», – говорит токсиколог.

По словам З. Минкувене, аналогичная ситуация сложилась и в других странах (в частности, в Германии).

Возникает вопрос – что ожидает водителя, в крови которого обнаружено, например, 0,01 промилле алкоголя? Ведь по закону он не имеет права управлять грузовым автомобилем и другими транспортными средствами, указанными в ст.38 Закона об автомобильном транспорте.

З. Минкувене говорит, что в таких случаях заключение лаборатории звучало бы как «алкоголь в крови не обнаружен». По словам эксперта, в методике лабораторных исследований сказано, какое содержание алкоголя считается «обнаруженным», однако, от комментариев этих медицинских нюансов она отказалась.

Должны ли водители, в отношении которых допустимое содержание алкоголя в крови установлено на ноле, опасаться какого-либо случайного побочного действия? Кроме известных разговоров о том, что какое-то количество алкоголя содержится даже в лекарствах, кефире или лимонаде, сотрудникам редакции было интересно узнать, может ли содержаться хоть какое-то, очень незначительное, количество алкоголя в организме абстинента? З. Минкувене ответила, что с помощью приборов, имеющихся в распоряжении лаборатории, это установить невозможно, так как приборы рассчитаны на определение «степени опьянения». «Наши приборы могут зафиксировать наличие небольшого количества метилового спирта или эфира – это очень редкие, но всё же встречающиеся случаи. Если говорить о, например, кефире, то на уровень алкоголя в крови он никак не влияет», – утверждает заведующая медицинской лабораторией.

В природе нет, но есть в юриспруденции

З. Минкувене подчеркнула, что в природе такого количественного результата, как абсолютный ноль, нет и быть не может. Это может подтвердить любой химик, физик и другой представитель естественных наук. Поэтому на фоне этого факта, категорическое требование к «нолю промилле» становится нелогичным. Да, водители обязаны знать, что употребление алкоголя никак не совместимо с управлением транспортного средства. Однако, на практике это категоричное требование провоцирует юридический казус.

«Я поддерживаю так называемый „абсолютный ноль“, но в методике его определения должны быть другие правила, другие предельные значения», – говорит эксперт.

Если поинтересоваться, в каких странах действует закон об «абсолютном ноле», выяснится, что это практически все страны бывшего социалистического блока – Эстония, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния. В 2010 году в этом списке появилась Россия, однако, в России эта мера оказалась слишком беспощадной, поэтому спустя три года «планка» была повышена до 0,3 промилле.

Закон он «ноле промилле» действует также и в Италии – правда, только в отношении водителей, которые не достигли 21-летнего возраста. Как только им исполнится 21 год, в их крови не может быть более 0,5 промилле. Следует отметить, что этот предел соответствует рекомендациям Европейской Комиссии. Несложно заметить, что большинство стран ЕС привели в соответствие с этой рекомендацией своё национальное законодательство. В числе этих стран находятся такие страны со старыми традициями виноделия, как Испания, Италия, Франция, Греция, Португалия, Хорватия. Далее в этом списке – Австрия, Дания, Финляндия, Германия, Ирландия, Латвия, Македония, Нидерланды, Турция.

В Объединённом Королевстве есть отличия: в Шотландии допускается 0,5 промилле, между тем как в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии – 0,8 промилле.

А Кайманские острова, которые находятся посреди Карибского моря, можно считать не только финансовым раем, но и раем для тех, кто любит спиртные напитки – здесь уровень алкоголя в крови может достигать 1 промилле!

Похоже, что с «нолем промилле» для начинающих водителей, водителей двухколёсных моторных транспортных средств, водителей крупногабаритных транспортных средств и водителей, которые возят опасные грузы, Литва тоже поспешила – в рекомендациях ЕС сказано, что содержание алкоголя в крови водителей этих категорий транспортных средств должно не превышать 0,2 промилле. С другой стороны, на сегодняшний день Литва полностью соответствует этим рекомендациям.

С точки зрения превенции дорожно-транспортных происшествий и борьбы с нетрезвыми водителями абсолютный ноль является идеальной цифрой. Однако, требования законодательных актов и методика их реализации должны не создавать неопределённых ситуаций, попав в которые, люди могут столкнуться с трудноопределимой ответственностью и ещё более трудным процессом доказательства своей невиновности. Например, если в крови водителя с помощью алкотестера полиция установит примерно 0,1 промилле, в то время как должно быть 0,0 промилле, водитель будет наказан штрафом в размере 144 -289 евро. Это при условии, что из-за действий водителя никто не пострадал. Во избежание ответственности, некоторые водители отправляются в центры зависимости, сдают анализ крови, и с положительным для них результатом («алкоголь в крови не обнаружен») обращаются в суд с заявлением об отмене санкций.

Но они должны не забывать, что суд может принять любое решение. Даже если лабораторный анализ покажет, что в крови водителя алкоголь не был обнаружен лишь по причине несовершенства методики, радоваться рано – доказательством (не)трезвости водителя могут служить показания алкотестера. Кроме того, следует не забывать, что судьи тоже люди – слишком настоятельные аргументы в пользу свой правоты и манипуляции несовершенством методик могут привести к противоположному результату.

Каков совет? Не пытаться сочетать управление транспортным средством с алкоголем! Как показывает опыт и рассмотренный в этой публикации казус, ни к чему хорошему это не приведёт.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0