Россия: год под знаком «Платона»

platon_fotoHD

Если говорить об основных факторах, оказавших воздействие на функционирование российской транспортной системы и работу иностранных перевозчиков в России в 2016 году, на первый план выходит система дорожного сбора «Платон», введённая в России в конце 2015 года. Первый год действия этой системы изменил условия работы перевозчиков. Российские перевозчики встретили эту системы в штыки. Ничуть не лучше к ней отнеслись и иностранные перевозчики. Ходят слухи, что в систему будут включены коммерческие транспортные средства общей массой от 3,5 тонн, что система охватит не только дороги федерального значения, но и региональные дороги. Какие изменения ожидают перевозчиков в 2017 году?

С того дня, как был запущен «Платон», прошло чуть больше года (напомним, система заработала 15-го ноября 2015 года). Российские перевозчики встретили эту систему в штыки – массовые протесты и движения за отмену «Платона» продолжались примерно полгода. Противники «Платона» даже пытались объединиться на политическом уровне, провозгласив, что на выборах в Думу поддержат тех кандидатов, которые высказываются против этой системы. Однако, из этого ничего не получилось – на выборах в Думу в очередной раз уверенно победила партия «Единая Россия» (в народе её называют «партией власти», потому что нынешний президент Владимир Путин на выборах 2012 года был кандидатом в президенты от этой партии). В последнее время вновь послышались призывы выходить на протесты, но эта инициатива перевозчиков вряд ли даст ожидаемый результат.

Почему охватывают сомнения? Потому, что те, кто стоят у руля «Платона», заручились твёрдой поддержкой российских властей. Российские СМИ не скрывают, что половина акций компании находится в руках Игоря Ротенберга, сына влиятельного российского миллиардера Аркадия Ротенберга. Остальная часть акций принадлежит Андрею Шипелову, учредителю ООО «Царицын капитал», (кстати, за этой компанией тянется шлейф сомнительных инвестиций, если не сказать махинаций) и государственному предприятию «Ростех» (о том, что «Ростех» является лидером оборонной промышленности России, напоминать, скорее всего, не надо). Эта «святая троица» решила взять в свои руки содержание и развитие инфраструктуры российских федеральных дорог. Способ реализации этого плана не заставил себя ждать – в качестве источника финансирования было решено начать взымать плату за пользование дорогами федерального значения с владельцев автомобилей общей массой более 12-ти тонн.

Влияние системы на российский рынок

Как уже говорилось, система «Платон» распространяется на грузовые автомобили с общей массой более 12 тонн. Со дня запуска системы тариф за проезд автомобилей этого типа по федеральным дорогам России составил 1,53 рубля (0,02 евро) за каждый пройденный километр. Изначально тариф планировался в размере 3,73 рубля (0,05 евро) за километр, однако, под давлением российского транспортного сообщества он был снижен до 1,53 рубля.

Время показало, что информации, публикуемой на сайте российского Министерства транспорта, доверять нельзя. Так, в начале запуска системы на сайте было объявлено, что до мая 2016 года российских водителей-международников, чьи автомобили не зарегистрированы в «Платоне» (если они будут остановлены для проверки за пределами Москвы), наказывать не будут. Позднее эта информация куда-то исчезла. Скорее всего, это был маневр с целью успокоить протестующих местных перевозчиков.

Создаётся впечатление, что «Платон» внёс раскол в российский транспортный рынок. С появлением дорожного сбора некоторые перевозчики просто закрыли свой бизнес, другие повысили стоимость своих услуг (чтобы заработать средства для уплаты налога), а третьи решили рискнуть и работать без регистрации в системе. Если верить статистике, то в России зарегистрировано 1,9 млн транспортных средств с общей массой более 12 тонн. Между тем в «Платоне» зарегистрировано 787,7 тыс., т.е. меньше половины всех официально декларируемых транспортных средств этой категории. Возможно, некоторые из них не ездят по трассам федерального значения (хотя поверить в это очень трудно), или же просто «висят» в регистре транспортных средств.

Так или иначе, но массовая регистрация российских перевозчиков в «Платоне» не произошла. Возможное фиаско российские власти прикрывают лозунгом, якобы, перевозчиков, зарегистрировавшихся в системе, клиенты ценят больше, потому что регистрация, как факт, является подтверждением ответственности и надёжности перевозчика.

На каждый яд есть противоядие

Как и следовало ожидать, эффективность «Платона» оценивается неоднозначно. Если власти трубят о пользе и собранных средствах, построенных мостах и отремонтированных дорогах, то найти перевозчика, довольного этой системой, вряд ли удастся. Судя по отзывам, перевозчики считают «Платон» очередной попыткой заштопать дыры в бюджете за счёт предпринимателей.

Поэтому попытки обойти эту систему не должны вызывать удивления. На сайте «Авто Mail.Ru» есть информация о наиболее популярных «рецептах» борьбы с «Платоном». Один из них – массовая (320 тыс. случаев) перерегистрация транспортных средств с юридических лиц на физические. Более того, эта схема развернулась до того, что первое звено физических лиц стало переписывать грузовые автомобили на других физических лиц (ходят слухи, на тех, с которых, как говорится, нечего взять).  Они ежемесячно аккуратно платят штраф в размере 1000 рублей, чтобы грузовики не были арестованы, а настоящие владельцы в это время продолжают работать.

Другой способ несколько проще. Некоторые водители научились включать бортовое устройство «Платона» лишь на подъезде к контрольному устройству или патрульному экипажу (о местонахождении экипажа водители узнают друг у друга по рации). Это довольно эффективное решение, потому что в системе не заложена возможность проверить, каким образом грузовой автомобиль проехал от одного контрольного устройства до другого. А бросить патрулей на проверку всех федеральных трасс, протяжённость которых составляет примерно 51 тыс. километров – непосильная задача даже для могущественных российских властей.

Ещё одно популярное решение – прикрыть бортовое устройство металлической крышкой. Почему металлической? Потому, что металл блокирует спутниковый сигнал. Дёшево и сердито!

Что будет в 2017 году?

Судя по информации в российских СМИ, дальнейшая перспектива «Платона» не ясна. Недавно министр транспорта России Максим Соколов объявил о том, что в 2017 году тариф налога повысится вдвое. Однако, не совсем понятно, когда это произойдёт. По-видимому, министерству придётся поломать голову над тем, как выполнить предписание президента В. Путина – осуществить повышение тарифа таким образом, чтобы были учтены интересы малого и среднего бизнеса.

Изначально повышение тарифа планировалось в феврале 2017 года. Недавно вице-премьер А. Дворкович заявил, что тариф будет повышен уже в январе 2017 года. Ожидается, что в феврале (или в январе) тариф может быть повышен до 2,61 руб. (0,04 евро) за километр, а в июне – до 3,06 руб. за километр.

Следует обратить внимание на одну из деклараций «Платона» – стремление осуществлять автомобильные грузоперевозки только на небольших расстояниях (до нескольких сотен километров), а перевозки на больших расстояниях выполнять по интермодальным схемам. В этом плане Россия уже сделала первые шаги – она довольно значительно увеличила арсенал грузовых железнодорожных составов и намерена продолжать открытие новых железнодорожных маршрутов для контейнерных перевозок. Повышение тарифа «Платона» – одна из мер по осуществлению этого стратегического плана. Дорожающий проезд по дорогам заставит поставить полуприцепы на железнодорожные платформы.

В последние дни декабря была озвучена ещё одна новость: автомобили тех перевозчиков, которые не уплатили дорожный сбор, не будут выпускаться с территории России. Контроль за выполнением этого требования будет осуществлять российская таможня.

Также прошли слухи о том, что в систему «Платон» планируется включить коммерческий транспорт с общим весом от 3,5 тонн. На сегодняшний день слухи нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Летом 2016 года Министерство транспорта России заказало технико-экономическое обоснование такой возможности. Не исключено, что в какой-то момент в «объятия Платона» попадёт и малый коммерческий транспорт.

В последнее время были слышны разговоры о распространении «Платона» на региональные дороги. Руководитель «Росавтодора» Роман Старовойт недавно опроверг эту информацию.

На сегодняшний день точно известно, что сеть контрольного оборудования будет расширяться по всей России, «с центра к окраинам». Если в 2016 году в России действовало более 300 стационарных и мобильных комплексов контроля, то в 2017 году количество этих комплексов будет увеличено до 500.

Перевозчикам важно, знать, что в ближайшее время контроль за участием в системе «Платон» будет осуществлять не дорожная инспекция, как было раньше, а сотрудники «Ространснадзора». Штраф за неуплату налога составит 5 тыс. рублей (73,56 евро), за повторное нарушение – 10 тыс. рублей (147,12 евро).

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0