Российские транспортные стратеги разжигают очередной очаг конфликта
В конце августа в Каунасском клубе перевозчиков состоялась встреча руководства ассоциации «Linava» с министром иностранных дел Литвы Линасом Линкявичюсом. По окончании встречи участники порадовались тому, что общими усилиями удалось решить некоторые актуальные проблемы – в частности, решился вопрос с возвратом конфискованных белорусскими таможенниками литовских полуприцепов и проблемы с пересечением белорусско-российской границы. Однако, если по воли Минска литовская грузовая техника наконец-то вернётся к своим владельцам, то проблемы с поездками вглубь России никуда не исчезли.
В начале этого года литовские перевозчики, следующие через Беларусь в направлении Санкт-Петербурга, столкнулись с очередными препятствиями: вместо обычных проверок документов российские таможенники их «награждали» административными штрафами и указаниями отправляться на «правильный» пункт пограничного контроля. Маршруты поездок через ППК Езерище-Лобок и Юховичи-Долосцы, которые до этого считались наиболее оптимальными, вдруг стали ловушкой для наших перевозчиков. И всё это благодаря незамысловатому трюку (с протекционистским уклоном) российских бюрократов.
Что в точности произошло, выяснилось лишь в конце июля, когда чиновники российского МИД соизволили дать ответ на ноту литовского МИД (кстати, она была направлена ещё в апреле) по поводу проблем, с которыми литовские водители грузового транспорта сталкиваются на российской границе.
Когда в декабре 1999 года Россия и Беларусь подписали договор о создании СНГ, охрана внешней границы союзного государства начала осуществляться «<…> в порядке, установленном государствами-участниками на момент подписания указанного Договора <…>». Далее в ответе на ноту говорится, что согласно Договору о дружбе, добрососедству и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (21.02.1995), «режим въезда, выезда и пребывания граждан третьих стран на их территориях в полной мере не согласован».
Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров… МИД России в ответе на ноту сообщает, что «на российско-белорусском участке государственной границы Российской Федерации пункты пропуска через государственную границу отсутствуют, в связи с чем пограничный контроль лиц и транспортных средств не осуществляется». Похоже, что граждане и перевозчики третьих стран узнали об этом только сейчас, 20 лет спустя после того, как Россия и Беларусь начали, но так и не довели до конца согласование режима контроля и перехода границы СНГ.
Далее ещё интереснее. «Неконтролируемое пересечение российско-белорусской границы в отсутствие единого визового пространства, де-факто осуществлявшееся на протяжении более двух десятилетий, не отвечает современным условиям растущей террористической угрозы и миграционного кризиса». Вопрос – кто в виноват в этих угрозах? Международные перевозчики?..
В современном русском фольклоре есть такая фраза: «у меня есть конкретное предложение – надо что-то делать». Примерно так звучит ещё один довод, приводимый в ответе на ноту. Цитируем: «в этой связи Российской Федерацией, в полном соответствии с её международными обязательствами, необходимо принять определённые технические меры, направленные на упорядочение транзита через данный (российско-белорусский – прим.) участок границы». «Технической мерой» – на фоне растущей угрозы международного терроризма и неконтролируемого потока миграции, как утверждается в ответе на ноту, – стали административные наказания и возврат литовских перевозчиков с привычных ППК. Хотя и Литва, и Россия признают, что согласно ст. 3 Соглашения между правительством Литовской Республики и правительством Российской Федерации (от 30.12.2002.) граждане государства одной стороны могут въезжать и выезжать с территории другой стороны через пункты пропуска, открытие для международного или двустороннего сообщения.
Российские дипломаты уверяют, что меры, которые в настоящее время применяются в отношении литовских перевозчиков, носят «временный характер», а движение через белорусско-российский участок границы для литовских граждан со временем будет возобновлено.
Те, кто жил в советское время, прекрасно знают, что означают «временные меры». Факт тот, что сейчас для того, чтобы попасть в Россию через Беларусь, перевозчики вынуждены выбирать более длинный маршрут (по подсчётам руководства Литовского союза перевозчиков, поездка в Санкт-Петербург стала длиннее на 500 км), или направляться в Латвию, на ППК Терехово-Бурачки.
Комментируя эту ситуацию, Мечисловас Атрошкявичюс подчеркнул, что она довольно сложная. Если МИД Литвы последует логике своих российских коллег, то напряжение между странами неизбежно вырастет.
«Многие российские перевозчики едут в Польшу через Литву, через ППК в Кальварии. Формально этот пункт пропуска тоже не считается „международным“, поэтому литовские пограничники имеют полное право останавливать российских перевозчиков и направлять их в Калининградскую область, на ППК в Кибартай или Советск-Пагегяй. Любой здравомыслящий человек понимает, что это было бы абсурдно, поэтому МИД Литвы старается избегать подобных крайностей. На данный момент литовские дипломаты пытаются найти компромисс и договориться, чтобы в отношении литовских перевозчиков Россия применила исключение, т.е. разрешила им пересекать свою границу на ППК Езерище-Лобок, а на „международные“ ППК направляла бы только частных лиц из третьих стран», – рассуждает М. Атрошкявичюс.
По его словам, в том случае, если апелляция к здравому смыслу не поможет, Литва должна подумать о применении аналогичных санкций в отношении российских перевозчиков, так как эта озабоченность Кремля «миграционным кризисом» и «угрозой международного терроризма» — не что иное, как стремление создать наиболее благоприятные условия для своих перевозчиков.
«Я даже могу сказать, кто из руководителей АМАП был автором этой идеи. Однако, я считаю, что пока не использованы все дипломатические средства, категорических решений следовало бы избегать», — говорит руководитель Союза литовских перевозчиков.
Кстати, ППК в Рудне, следовать через который российские власти литовским перевозчикам не запрещают, тоже не имеет статуса «международного» пункта. Если разразится серьёзный конфликт, что возможностей выбора у наших перевозчиков будет ещё меньше.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.