Российские транспортные стратеги разжигают очередной очаг конфликта

shutterstock_288869030

В конце августа в Каунасском клубе перевозчиков состоялась встреча руководства ассоциации «Linava» с министром иностранных дел Литвы Линасом Линкявичюсом. По окончании встречи участники порадовались тому, что общими усилиями удалось решить некоторые актуальные проблемы – в частности, решился вопрос с возвратом конфискованных белорусскими таможенниками литовских полуприцепов и проблемы с пересечением белорусско-российской границы. Однако, если по воли Минска литовская грузовая техника наконец-то вернётся к своим владельцам, то проблемы с поездками вглубь России никуда не исчезли.

В начале этого года литовские перевозчики, следующие через Беларусь в направлении Санкт-Петербурга, столкнулись с очередными препятствиями: вместо обычных проверок документов российские таможенники их «награждали» административными штрафами и указаниями отправляться на «правильный» пункт пограничного контроля. Маршруты поездок через ППК Езерище-Лобок и Юховичи-Долосцы, которые до этого считались наиболее оптимальными, вдруг стали ловушкой для наших перевозчиков. И всё это благодаря незамысловатому трюку (с протекционистским уклоном) российских бюрократов.

Что в точности произошло, выяснилось лишь в конце июля, когда чиновники российского МИД соизволили дать ответ на ноту литовского МИД (кстати, она была направлена ещё в апреле) по поводу проблем, с которыми литовские водители грузового транспорта сталкиваются на российской границе.

Когда в декабре 1999 года Россия и Беларусь подписали договор о создании СНГ, охрана внешней границы союзного государства начала осуществляться «<…> в порядке, установленном государствами-участниками на момент подписания указанного Договора <…>».  Далее в ответе на ноту говорится, что согласно Договору о дружбе, добрососедству и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (21.02.1995), «режим въезда, выезда и пребывания граждан третьих стран на их территориях в полной мере не согласован».

Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров… МИД России в ответе на ноту сообщает, что «на российско-белорусском участке государственной границы Российской Федерации пункты пропуска через государственную границу отсутствуют, в связи с чем пограничный контроль лиц и транспортных средств не осуществляется». Похоже, что граждане и перевозчики третьих стран узнали об этом только сейчас, 20 лет спустя после того, как Россия и Беларусь начали, но так и не довели до конца согласование режима контроля и перехода границы СНГ.

Далее ещё интереснее. «Неконтролируемое пересечение российско-белорусской границы в отсутствие единого визового пространства, де-факто осуществлявшееся на протяжении более двух десятилетий, не отвечает современным условиям растущей террористической угрозы и миграционного кризиса». Вопрос – кто в виноват в этих угрозах? Международные перевозчики?..

В современном русском фольклоре есть такая фраза: «у меня есть конкретное предложение – надо что-то делать».  Примерно так звучит ещё один довод, приводимый в ответе на ноту. Цитируем: «в этой связи Российской Федерацией, в полном соответствии с её международными обязательствами, необходимо принять определённые технические меры, направленные на упорядочение транзита через данный (российско-белорусский – прим.) участок границы».  «Технической мерой» – на фоне растущей угрозы международного терроризма и неконтролируемого потока миграции, как утверждается в ответе на ноту, – стали административные наказания и возврат литовских перевозчиков с привычных ППК.  Хотя и Литва, и Россия признают, что согласно ст. 3 Соглашения между правительством Литовской Республики и правительством Российской Федерации (от 30.12.2002.) граждане государства одной стороны могут въезжать и выезжать с территории другой стороны через пункты пропуска, открытие для международного или двустороннего сообщения.

Российские дипломаты уверяют, что меры, которые в настоящее время применяются в отношении литовских перевозчиков, носят «временный характер», а движение через белорусско-российский участок границы для литовских граждан со временем будет возобновлено.

Те, кто жил в советское время, прекрасно знают, что означают «временные меры». Факт тот, что сейчас для того, чтобы попасть в Россию через Беларусь, перевозчики вынуждены выбирать более длинный маршрут (по подсчётам руководства Литовского союза перевозчиков, поездка в Санкт-Петербург стала длиннее на 500 км), или направляться в Латвию, на ППК Терехово-Бурачки.

Комментируя эту ситуацию, Мечисловас Атрошкявичюс подчеркнул, что она довольно сложная. Если МИД Литвы последует логике своих российских коллег, то напряжение между странами неизбежно вырастет.

Мечисловас Атрошкявичюс

Мечисловас Атрошкявичюс

«Многие российские перевозчики едут в Польшу через Литву, через ППК в Кальварии. Формально этот пункт пропуска тоже не считается „международным“, поэтому литовские пограничники имеют полное право останавливать российских перевозчиков и направлять их в Калининградскую область, на ППК в Кибартай или Советск-Пагегяй. Любой здравомыслящий человек понимает, что это было бы абсурдно, поэтому МИД Литвы старается избегать подобных крайностей. На данный момент литовские дипломаты пытаются найти компромисс и договориться, чтобы в отношении литовских перевозчиков Россия применила исключение, т.е. разрешила им пересекать свою границу на ППК Езерище-Лобок, а на „международные“ ППК направляла бы только частных лиц из третьих стран», – рассуждает М. Атрошкявичюс.

По его словам, в том случае, если апелляция к здравому смыслу не поможет, Литва должна подумать о применении аналогичных санкций в отношении российских перевозчиков, так как эта озабоченность Кремля «миграционным кризисом» и «угрозой международного терроризма» — не что иное, как стремление создать наиболее благоприятные условия для своих перевозчиков.

«Я даже могу сказать, кто из руководителей АМАП был автором этой идеи. Однако, я считаю, что пока не использованы все дипломатические средства, категорических решений следовало бы избегать», — говорит руководитель Союза литовских перевозчиков.

Кстати, ППК в Рудне, следовать через который российские власти литовским перевозчикам не запрещают, тоже не имеет статуса «международного» пункта. Если разразится серьёзный конфликт, что возможностей выбора у наших перевозчиков будет ещё меньше.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0