Реформаторы системы техосмотра – в ловушке этических норм
В последнее время некоторым предпринимателям, стремящимся развалить действующую в Литве систему техосмотра и практически уничтожить единственный барьер, не позволяющий выехать на дороги различной «рухляди», не везёт. Члены литовского Сейма, представляющие интересы этих предпринимателей, один за другим попадают в скандальные истории, поэтому больше не могут быть знаменосцами революционных идей. Из рядов авторов поправок к Закону о безопасности дорожного движения ушёл бывший министр транспорта и коммуникаций Элигиюс Масюлис – как говорят некоторые острые на язык политические обозреватели, он закончил свою карьеру в бутылке с напитком «Stumbras». Под законопроектом поправок к закону нет больше и фамилии штатного политического скандалиста Пятраса Гражулиса. На сегодняшний день на этом фронте остались лишь Арвидас Моцкус и Пранас Жеймис. Но и им оправдывать надежды авторемонтников удаётся не слишком блестяще.
Безусловно, эти двое политиков не идут в сравнение с коллегой П. Гражулисом, который может как никто другой убедительно заявить, что снег чёрный… Более того – в ходе дискуссии по поводу поправок к Закону о безопасности дорожного движения, поведение А. Моцкуса удостоилось внимания блюстителей нравственных ценностей и профессиональных этических норм.
Дело в том, что до 2012 года А. Моцкус был руководителем собственного автотранспортного предприятия «Arvirida». Когда его избрали членом Сейма, он переписал акции компании своей жене Аурелии. После этой процедуры А. Моцкус формально представляется как бывший транспортник, не имеющий ничего общего с этой сферой деятельности. Однако, при обсуждении вопросов, касающихся условий работы перевозчиков, конфликт личных и общественных интересов бросается в глаза даже первокласснику.
В архиве Главной комиссии по служебной этике найти информацию о том, что господин Моцкус когда-либо публично сообщал депутатам Сейма о своих связях с транспортной гильдией, не удалось. Между тем на сайте «Linava» фотография встречи А. Моцкуса и руководителей ассоциации, а также отчёт о предпринятых усилиях донести проблемы перевозчиков до членов Сейма, размещены, что называется, «крупным планом». В этом-то и заключается вся проблема, потому что А. Моцкус, занимаясь кокетством с транспортниками и лоббистской деятельностью, без зазрений совести обводит вокруг пальца парламентариев, формирующих официальную политику Сейма.
«Литовская система техосмотра устарела, перестала соответствовать современным требованиям. Она не отвечает ни потребностям перевозчиков, ни преобладающим тенденциям в наиболее развитых европейских странах», – говорится в объяснительном письме А. Моцкуса к поправкам к Закону о безопасности дорожного движения.
Подобные заявления, мягко говоря, не соответствуют действительности, так как в последние годы в Литву, чтобы увидеть, как функционирует наша система техосмотра, приезжают специалисты из Финляндии, Швеции, Дании (не говоря уже о представителях бывших советских республик). Специалисты из немецкой TUV, которая функционирует 140 лет, официально заявили, что литовская система техосмотра не только соответствует всем формальным требованиям европейских директив, но и является самой оптимальной: станции техосмотра раскинуты по всей Литве, проверка автомобилей проводится быстро, качественно и недорого (по сравнению с другими европейскими странами).
Проф. Римантас Диджиокас, нынешний президент ассоциации «Transeksta» и бывший министр транспорта и коммуникаций, в своём комментарии к манере поведения некоторых членов Сейма не скрывал удивления по поводу их «информационных манипуляций».
«Литовская система техосмотра идентична бельгийской. В Бельгии государство поручило проведение техосмотров 10-ти частным компаниям, работающим в отдельных регионах. В Бельгии эта система работает примерно 80 лет – но там никому и в голову не приходит поднимать вопрос о том, что она, якобы, устарела, перестала быть эффективной, перестала отвечать запросам перевозчиков и т.д.», – говорит Р. Диджиокас.
Жонглируя фактами о так называемой «монополии» техосмотров, политики почему-то умалчивают тот факт, что именно литовская система оперативно приспосабливается к изменчивой ситуации на транспортном рынке. Например, в период санкционной войны между Россией и странами Западной Европы, когда многие литовские перевозчики были вынуждены изменить свою специализацию и заняться каботажными перевозками вместо транзитных, руководители «Transeksta» сумели договориться с немецкими станциями ТО о том, чтобы литовские автомобили могли проходить техосмотр в Германии. В начале этого года Клайпедский центр техосмотра открыл отдельную линию на территории транспортной компании «Vlantana» и, таким образом, создал максимально удобные для региональных перевозчиков условия.
«К сожалению, в спорах об усовершенствовании системы техосмотра очень часто забывается её основополагающий принцип и предназначение: обязательная проверка технического „здоровья“ автомобилей напрямую связана с безопасностью дорожного движения. Это общественный интерес, который должен превалировать над стремлением предпринимателей получить как можно больше прибыли. Именно поэтому техосмотр считается не государственной услугой, а государственной обязанностью. Эту функцию должны выполнять непредвзятые, независимые организации с так называемым статусом контроля уровня „А“. Иными словами, организации, не имеющие права заниматься никакой коммерческой деятельностью, тем более ремонтом автомобилей», –подчеркнул Р. Диджиокас.
Если предложениям А. Моцкуса и его коллеги Ш. Жеймиса – наделить правом проводить техосмотр транспортных средств категорий N3 и O4 всех желающих – дать «зелёный свет», то из бутылки будет выпущен джинн анархии, и возникнет огромный конфликт интересов.
«В первую очередь нужно обратить внимание на то, что авторы этих поправок предлагают дать право выполнять техосмотр не то что обычным автосервисам, а самим транспортным компаниям. Это полнейший нонсенс, за которым может последовать идея создания при каждой транспортной компании собственной налоговой инспекции, собственной полиции, собственной таможни и т.д.», – говорит с иронией директор «Transeksta» Гинтаутас Шледерис. «К нам уже поступают жалобы от профессиональных водителей – они жалуются на то, что в стремлении сэкономить, руководители транспортных компаний заставляют их работать на технике с явными недостатками (например, на грузовых автомобилях с изношенными до критического состояния шинами). Иногда автомобили едут на техосмотр под управлением самих руководителей – не для кого ни секрет, каким волшебным образом в таких случаях технически неисправные автомобили возвращаются с документами технически исправных. Подобные вещи не только создают дополнительную опасность, но и „подводят под монастырь“ ни в чём не виновных водителей – во время проверок им назначают штрафы, которые руководители компаний не возмещают. К нам уже поступали сигналы о таком „сотрудничестве“ предпринимателей и некоторых наших контролёров. Одни лишились техосмотра, другие – работы», – открыто говорит Г. Шледерис.
К чести «Transeksta» нужно сказать, что члены ассоциации ведут постоянную борьбу с недобросовестными коллегами. Если подозрения во взяточничестве подтверждаются – с такими коллегами навеки прощаются. О том, как бороться с теми, кто предлагает взятку, контролёров станций ТО недавно проинструктировали сотрудники Службы специальных расследований.
Р. Диджиокас также обратил внимание на то, что для обеспечения высокого уровня качества техосмотра и обслуживания водителей, необходимы постоянные инвестиции в обновление технологического оборудования и обучение персонала.
«Не для кого ни секрет, что в последнее время, когда участились попытки разрушить существующую систему техосмотра, некоторые члены ассоциации „Transeksta“ начали сомневаться, стоит ли строить новые станции ТО, покупать дорогостоящее оборудование и вкладывать средства в обучение специалистов. К чему это приведёт, если политики не могут определиться, нужна ли вообще одна из основных систем, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Ведь решение предоставить автосервисам так называемый статус контроля уровня „Б“ по сути своей означает, что они смогут сами проводить оценку качества своих услуг, проверять всё что угодно, работать с абы каким оборудованием. Выходит, что чем больше стараешься работать качественно, тем меньше зарабатываешь. В ассоциации этот вопрос обсуждался долго и эмоционально. В конце концов мы решили работать по долгосрочным планам. На сегодняшний день началось строительство новой линии осмотра на станции ТО в Неменчине, новой станции ТО в Шальчининкай, каунасские коллеги приобрели участок под строительство станции ТО в Гарляве. Развитие инфраструктуры планирует и Шяуляйский центр ТО – он думает о строительстве подразделения в Куршенай. Подобные работы намечены и в Кретинге, Юрбаркасе, Утене. В ближайшее время члены нашей ассоциации намерены инвестировать в различные проекты около 7 млн евро», – говорит Р. Диджиокас.
Специалисты «Transeksta» подвергли резкой критике заявления политиков о том, что, якобы, принятие этих поправок «не повлечёт за собой никаких отрицательных последствий». Если внимательно разобраться в опыте соседних стран, станет понятно, что одновременно с передачей функций техосмотра в распоряжение любого автосервиса всем владельцам транспортных средств так или иначе придётся столкнуться с «побочным эффектом».
Первое, что бросается в глаза – это резкий скачок цен. Авторы либеральной панацеи от «плохой» существующей системы техосмотра почему-то умалчивают факт, что в странах, которые пошли по пути либерализации, стоимость техосмотра резко возросла. Если сегодня визит на станцию ТО в Литве стоит 14,5 евро, то в Польше он стоит 24 евро, в Эстонии – 31,9 евро, а в Финляндии, где государство отказалось от регулирования стоимости техосмотра, цены подскочили вдвое – до 70 -120 евро.
Если так называемая «государственная монополия» будет ликвидирована, то с уверенностью можно сказать, что государство потеряет значительную часть доходов от этой деятельности. Если в настоящее время от фиксированной стоимости техосмотра в государственный бюджет поступает НДС, налог на прибыль и другие полагающиеся налоги (в прошлом году в бюджет страны за счёт деятельности компаний по техосмотру поступило 4,98 млн евро), то с передачей функций техосмотра в руки автосервисов или транспортных компаний, средства, которые ранее считались доходом государства, станут операционными затратами этих компаний.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.