Результаты проверок работы с электронной накладной. Комментарии контролирующих учреждений (I)

Income tax filling

22 – 28 мая совместными усилиями Государственной налоговой инспекции, Департамента полиции, Таможенного департамента, Государственной дорожно-транспортной инспекции и Государственной продовольственно-ветеринарной службы в Литве проводились массовые проверки грузоперевозчиков на дорогах. В ходе проверок сотрудники вышеуказанных учреждений должны были выяснить, как перевозчики выполняют новые требования, предъявляемые к перевозкам, в первую очередь – зарегистрированы ли они в системе электронной накладной (i.VAZ). Редакция CargoNews.lt решила узнать результаты этих проверок.

О системе электронной накладной i.VAZ

i.VAZ – это электронная система регистрации данных, содержащихся в накладной (литовская ссылка на систему здесь). Вносить данные в систему i.VAZ обязано лицо, которое составило накладную. В любом случае это налогоплательщик (грузоотправитель или другое лицо), который заполняет / подаёт накладную. Принять решение, кто будет подавать данные с систему электронной накладной, должны сами участники перевозки.

Подавать информацию в i.VAZ может любой участник грузоперевозки – при условии, что в системе i.MAS (интеллектуальной системе налогового администрирования, литовскую ссылку на которую можно найти здесь, а i.VAZ является её подсистемой) грузоотправитель не ограничил это право в отношении других лиц. Если грузоотправитель желает, чтобы электронную накладную, в которой он указан в качестве грузоотправителя, от его имени подавали определённые лица, он обязан обозначить это в настройках i.MAS и указать этих лиц (т.е. наделить их полномочиями для заполнения электронной накладной). В соответствии с положениями Кодекса дорожного транспорта Литвы, ответственность за точность информации, предоставленной составителю накладной, несёт грузоотправитель.

Тем не менее, у участников перевозок постоянно возникают вопросы. Одни не знают, где можно ознакомиться со всеми требованиями, другие на могут разобраться в процедуре подачи электронной накладной и т.д.  Для таких случаев ГНИ подготовила специальную инструкцию о том, как правильно подготовиться к подаче информации в систему электронной накладной (инструкция на литовском языке находится здесь). На сайте ГНИ также есть раздел под названием «Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы (информация на литовском языке находится здесь). Наконец, кому недостаточно этой информации (или её трудно понять), тот может воспользоваться ссылкой и получить ответ на вопрос «Кто, когда и каким образом должен подавать ГНИ информацию, содержащуюся в накладной».

А совсем недавно в системе электронной накладной (i.VAZ) ГНИ внедрила все предусмотренные электронные услуги. Теперь администрировать перевозку груза и следить за ней можно будет в реальном времени, а его отправители, перевозчики и получатели как налогоплательщики смогут теснее сотрудничать друг с другом. Как отметила представитель ГНИ Эгле Раманаускене: «Новые функции позволяют налогоплательщикам полностью перенести администрирование перевозки груза в электронное пространство. Теперь i.VAZ это не только платформа для предоставления ГНИ данных по накладным, но и электронные услуги, пользуясь которыми участники перевозки – отправитель, перевозчик и получатель – могут теснее сотрудничать. Важно отметить, что пользователем системы i.VAZ могут стать и те налогоплательщики, которые не обязаны предоставлять данные по накладным, но хотят бумажные накладные заменить электронными и воспользоваться возможностями системы».

Замечания ГНИ

Казалось бы, яснее ясного. К тому же, у перевозчиков было достаточно времени для того, чтобы подготовиться к переходу на новую систему. Однако, как показали результаты предыдущих проверок, перевозчики всё ещё допускают ошибки (справедливости ради, следует сказать, что 77 проц. проверенных компаний не услышали от ГНИ никаких замечаний). Основные ошибки – это перевозки грузов по счетам-фактурам, соответствующим накладным, но без подачи информации в систему электронной накладной; неверное толкование перевозки за свой счёт; подача информации лишь на часть перевозимых грузов; неподача информации пользователем системы электронной накладной.

Также встречаются случаи грубых нарушений, когда подача информации в систему i.VAZ выполняется во время проверок. Следует отметить, что после предыдущих проверок на дорогах 20 компаний удостоились особого внимания ГНИ: подозрения вызвало большое количество аннулированных накладных и соотношение получаемых и отправляемых грузов (получаемых больше, отправляемых меньше).

В этом контексте было интересно узнать о динамике ситуации и об отношении составителей накладных к наложенным на них обязанностям. Редакция CargoNews.lt обратилась с этим вопросом к представителю Департамента контроля ГНИ Эгидиюсу Базарасу. Вот что он ответил: «Нарушения в случаях, кода составитель накладной зарегистрирован в качестве пользователя системы i.VAZ, но не предоставил электронной накладной, составили 32 проц. всех выявленных нарушений. Конечно, характер нарушений бывает разным. Были попытки предъявить электронную накладную во время проверки автомобиля. Были случаи перевозок без других, необходимых в соответствии с транспортным законодательством, сопроводительных документов, или с неправильно заполненными документами. При совместных проверках подобные случаи относятся к компетенции сотрудников Дорожно-транспортной инспекции, Таможенного департамента и Департамента полиции. Сотрудники этих служб проводят оценку ситуации и принимают соответствующие меры. Мы также зафиксировали несколько случаев, когда товары перевозились без всяких сопроводительных документов. В отношении этих налогоплательщиков проверки продолжаются».

В комментарии о наиболее частых оправданиях со стороны нарушителей Э. Базарас отметил: «Когда мы обращаемся с вопросами к нарушителям, они, как правило, говорят, что не успели передать информацию, забыли об этом, „проглядели“ и т.д. Иногда нарушители ссылаются на сбои в работе системы, но хочу заметить, что в таких случаях налогоплательщики могут подавать частичную информацию на запасном ресурсе a.VAZ или отправлять короткое сообщение по номеру 1882».

В принципе Э. Базарас ситуацию не драматизирует. «С помощью этой широкомасштабной проверки нам удалось выявить размах нарушений. Если сравнивать результаты нынешней и предыдущих проверок, то могу сказать, что количество нарушений не сокращается. С другой стороны, не могу утверждать, что ситуация становится хуже. Все проверки дали положительный „профилактический“ эффект. Количество пользователей системы i.VAZ выросло на 12 проц., а количество нарушителей, которые, предположительно, пользовались предусмотренными льготами и не подавали информацию в систему, сократилось на 18 проц. На вопрос, будет ли этот эффект долгосрочным, мы сможем ответить через некоторое время, когда проведём оценку изменений в динамике подачи электронных накладных и ситуации на дорогах».

В целом можно сказать, что ситуация с подачей информации в систему электронной накладной стабилизировалась на удовлетворительном уровне. Положительным моментом можно считать тот факт, что большинство перевозчиков аккуратно пользуется системой i.VAZ. Однако, плохо, что многие их них по разным причинам до сих пор этого не делают. Следовательно, необходимо стремиться к тому, чтобы количество нарушителей сократилось.

Как отметил Э. Базарас: «Стремясь к тому, чтобы требования к подаче электронных накладных выполнялись должным образом, мы используем различные методы, начиная с информирования и консультаций и заканчивая детальным анализом в ходе контрольных действий. В разделе i.VAZ на сайте ГНИ публикуется вся новейшая и полезная информация, постоянно обновляются ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. Специалисты ГНИ, общаясь с налогоплательщиками, призывают к оценке характера перевозки грузов и напоминают об обязанности предоставления электронных накладных. Постоянно оцениваем, как и почему меняются предоставляемые пользователями i.VAZ данные, общаясь по этому поводу с представителями компаний. Разумеется, осуществляем и контрольные действия. Проверки перевозимых грузов проводятся постоянно, и всё же, оценив превенционное воздействие последних широкомасштабных проверочных мероприятий, в будущем планируем проводить их в каждой области по меньшей мере один раз в месяц. Однако проверками на дорогах ГНИ не ограничивается. В поле зрения инспекции оказались более 300 налогоплательщиков, к которым она обратится с дополнительными вопросами. В основном это компании по производству товаров широкого потребления, продовольственные компании, компании, работающие в области оптовой и розничной торговли и другие».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0