Представляет ли российская транспортная политика угрозу литовскому сектору перевозок?
Литовские перевозчики уже на протяжении достаточно долгого периода времени жалуются на то, что действия России в их отношении носят целенаправленно дискриминационный характер с целью их вытеснения с рынка в пользу своих транспортных компаний. В докладе Департамент госбезопасности (ДГБ) Литвы за 2017 г., в котором впервые было уделено отдельное внимание сектору автомобильных грузоперевозок, данное предположение подтверждается. В этой связи возникает резонный вопрос: «Как дальше быть литовским перевозчикам и на что они могут рассчитывать в борьбе за свои права?»
ДГБ Америку не открыл
Как сказано в отчёте ДГБ: «В секторе автомобильных грузоперевозок основной целью России была блокада транзитных грузоперевозок, осуществляемых литовскими транспортными компаниями. В 2016 году литовские перевозчики были вынуждены продолжать конкуренцию с российскими перевозчиками на неравноправных условиях. Россия не только оказывала давление на белорусских таможенников, чтобы они периодически срывали грузоперевозки на литовско-белорусской границе, но и применяла дополнительные административные меры в отношении литовских транспортных компаний и государственных учреждений. Кроме того, в России повысился тариф дорожного сбора. Как утверждают представители российской стороны, это были меры, направленные на устранение пробелов в законодательстве, которые допускали попадание запрещённых к ввозу товаров с территории ЕС».
«Вполне вероятно, что в ближайшей перспективе транспортная политика России по отношению к литовскому транспортному сектору будет оставаться неблагоприятной, так как Россия будет и дальше стремиться сокращать грузопоток через страны Балтии, одновременно пытаясь разжигать конкуренцию между этими странами и поощрять возможные разногласия», — подытожили специалисты ДГБ.
Как расценивать такие замечания литовских спецслужб? С одной стороны, они, уделив особое аналитическое внимание транспортному сектору, как бы подтвердили опасения национальных перевозчиков, окончательно развеяв сомнения относительно дискриминационных намерений России. С другой стороны, возникает подозрение, что весь аналитический вклад ДГБ сводится к тому, что сотрудники департамента попросту обобщили всем давно хорошо известную позицию литовских транспортников, представив её в качестве результата собственной упорной работы.
Таким образом, вопрос относительно того, действительно ли Россия проводит откровенно враждебную политику по отношению к европейским перевозчикам, или это всё их домыслы и необоснованные жалобы, которые объясняются неспособностью конкурировать в сложных экономических условиях, остаётся открытым.
Россия дискриминирует или не дискриминирует?
CargoNews.lt уже не раз знакомил своих читателей с мнением различных транспортных компаний Литвы о том, что Россия относится к ним с излишним пристрастием. Однако, у российской стороны, скорее всего, найдутся формальные объяснения всему происходящему.
Например, история с квотами разрешений на международные автомобильные перевозки в 2017 году. Литовские перевозчики остались недовольны достигнутыми договорённостями. Президент Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков «Linava» Эрландас Микенас охарактеризовал результаты переговоров так: «Россия победила в футбольном матче со счётом 5:0». При этом представители литовского государства (делегацию возглавлял Владислав Кондратович) оценили их положительно. В этой связи возникает вопрос: виновата ли Россия в том, что литовская сторона сама идёт на уступки?
Что касается обвинений Москвы в том, что она «оказывала давление на белорусских таможенников, чтобы они периодически срывали грузоперевозки на литовско-белорусской границе», то такого рода заявления (даже если создаётся устойчивое впечатление, что это правда) требуют серьёзных доказательств, поскольку Белоруссия является суверенной страной.
По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, Россия не видит непреодолимых препятствий для того, чтобы отношения с прибалтийскими государствами развивались в духе добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества во всех отраслях, а Литве различные угрозы со стороны Москвы попросту мерещатся. Посол Российской Федерации в Литовской Республике Александр Удальцов, комментируя отчёт ДГБ, отметил, что литовские спецслужбы всего лишь отрабатывают своё финансирование, «поливая грязью Россию, стращая и запугивая ею».
При этом трудно не согласиться с претензиями к российской стороне касательно, например, дорожных сборов. Как отмечает «Linava»: «В Российской Федерации литовские транспортные компании вынуждены платить неадекватные дорожные сборы. Некоторые компании литовских перевозчиков, выполняющие перевозки в Россию, должны платить два транспортных налога за одно и то же транспортное средство. Один налог нужно платить в качестве покрытия вреда, наносимого иностранным транспортным средством федеральным дорогам России (за каждый пройденный километр), другой налог нужно платить за время пребывания иностранного транспортного средства на территории России (1 сутки, 1 неделю, 1 месяц, 1 год). Между тем российские перевозчики на территории Литвы платят один-единственный налог – налог за пользование литовскими дорогами. Подобная ситуация создаёт условия для неравноправной конкуренции. Кроме того, она противоречит принципам международного права относительно справедливых и пропорциональных платежей».
И хотя литовские перевозчики за редким исключением страдают не больше, чем представители других стран, важен сам факт того, что Россия систематически (формально и неформально) усложняет условия их работы.
Как, комментируя транспортную политику Москвы, подчёркивает та же «Linava»: «Проверки на границе и избыточные требования, разделение грузоперевозок на определённые типы, наконец, законодательная база – всё это ограничивает деятельность иностранных перевозчиков на территории России. С помощью подобных мер создаются различные административные барьеры, которые позволяют российским перевозчикам получить конкурентное преимущество не только перед литовскими перевозчиками, но и перед перевозчиками других стран».
Что делать?
Существует несколько вариантов того, что можно сделать в сложившейся ситуации. Первое решение – постепенно отказаться от российского рынка. Но едва ли такой подход можно считать приемлемым с учётом выгодности транспортного сотрудничества с Россией и элементарного географического (транзитного) положения Литвы. Разумеется, непредсказуемость и порой злонамеренность российской стороны, когда условия бизнеса могут измениться в любой момент, уже заставили многих литовских перевозчиков расширить список партнёров, чтобы хоть как-то обезопасить себя от рисков, связанных с восточным направлением. И тем не менее, оно продолжает оставаться значимым с точки зрения объёмов перевозок и прибыли.
Поэтому более здравым выглядит предложение как-то договариваться, и поскольку речь идёт уже о государственной политике, было бы логично, если бы на помощь литовским транспортникам пришло Министерство транспорта и коммуникаций. Более того – оно могло бы сделать это посредством не только двустороннего диалога с российскими коллегами, но и регионального подхода (т.е. попытаться сформировать общую позицию с поляками, латышами и эстонцами), что, возможно, дало бы более выгодный результат в жёстких конкурентных переговорах с Россией.
Конечно, часто возникает соблазн воспользоваться проблемами ближайшего соседа (замкнуть на себя транспортные цепочки, пока, например, русские с поляками не могут найти общий язык). Но это недальновидная стратегия, так как она ведёт лишь к краткосрочной выгоде, а в долгосрочной перспективе способствует региональной разобщённости, поскольку вносит раздор в ряды предполагаемых союзников и, соответственно, ослабляет их переговорные позиции в отношениях с Россией, которая этого, как справедливо отметили в ДГБ, только и добивается (классический принцип – «разделяй и властвуй»).
Но, оказывается, дело даже не в этом. Как с сожалением констатировала «Linava», у Министерства транспорта и коммуникаций Литвы уже была прекрасная возможность встать на защиту интересов литовских перевозчиков на переговорах с российской стороной в конце прошлого года, однако тогда оно, по непонятным причинам, не только не воспользовалось благоприятной ситуацией, чтобы сделать это, но пошло на всевозможные уступки России, что, по мнению Ассоциации, не должно повториться.
Можно предположить, что перевозчики сгущают краски. Поэтому портал CargoNews.lt обратился за комментарием собственно в Министерство транспорта и коммуникаций, в том числе обозначив позицию ДГБ. Как заявил вице-министр Ричардас Дягутис: «В последнее время на рынке грузоперевозок между Литвой и Россией отмечается стабильность. Объём перевозок в обоих направлениях непрерывно растёт. Литовские перевозчики активно работают как на рынках стран Европейского Союза, так и на российском рынке. С целью поддержать эту тенденцию регулярно проводятся заседание смежной литовско-российской комиссии по транспортным вопросам. Цель этой комиссии – не только оценивать ситуацию на транспортном рынке и проводить обмен разрешениями, но и постоянно искать решение возникающих проблем. В работе комиссии участвуют и представители литовских перевозчиков. Последнее заседание комиссии состоялось 4-го апреля нынешнего года. Одновременно ведётся постоянный диалог со странами Европейского Союза по вопросам транспортной политики, включая сотрудничество с Россией и решение проблем, возникающих на восточных рынках».
Из этого следует, что Министерство транспорта и коммуникаций действительно не видит особых проблем в транспортных отношениях между Литвой и Россией – количество перевозок растёт, интересы перевозчиков учтены, ситуация рабочая (а то, что что-то там написали литовские спецслужбы, так это, как выясняется, особого значения не имеет). Отсюда вывод – похоже, литовским транспортникам как всегда придётся рассчитывать лишь на свои силы, и они, несмотря на разнообразные ограничительные меры, небезуспешно продолжают бороться за российский рынок.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.