Почему подорожали перевозки экспортной продукции?

eurai

Одновременно с уменьшением грузопотока в Россию, цены на перевозку экспортной продукции повысились, а на перевозку импортной продукции – снизились. Какие факторы повлияли на эти изменения в автомобильных грузоперевозках?

«Если говорить о доходах, то в настоящее время сухопутный транспорт переживает не лучшие времена», – говорит генеральный директор «Girteka Logistics» Эдвард Ляхович. Несмотря на то, что цены на топливо немного упали, литовским перевозчикам приходится восстанавливать сократившееся на восточноевропейском рынке количество грузов.

Россия – крупнейший экспортный рынок

По словам Дарюса Пецюкониса, руководителя транспортного отдела компании «Rivona», в начале этого года, по сравнению со вторым полугодием 2014 г., изменения в грузообороте были незначительными. Ещё в конце прошлого года, после того, как Россия ввела эмбарго на импорт продуктов питания, некоторые мелкие перевозчики, работавшие со странами СНГ, переориентировались на запад, и так создали конкуренцию для западных перевозчиков. «В конце года, как правило, перевозки становятся интенсивнее, но в 2014 г., по сравнению с 2013 г., грузопоток резко сократился», – говорит Дарюс Пецюконис.

Старший экономист банка «Swedbank» Нериюс Мачюлис подтвердил, что в январе нынешнего года экспорт в Россию сократился на 38 проц., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а весь объём литовского экспорта в январе 2014 г. был на 8,8 проц. меньше, чем год тому назад.

По словам экономиста, такие тенденции в области экспорта не были неожиданными. Ещё в конце прошлого года экспорт из Литвы в Россию сократился на 17,6 проц. Основной причиной такого упадка послужила девальвация рубля. Именно поэтому продукция, изготовленная в Литве и других странах ЕС, жителям России стала труднодоступной. Нериюс Мачюлис прогнозирует, что в этом году на упадок экспорта повлияет не только обесценившийся рубль, но и глубокая рецессия в этой стране.

В прошлом году Россия всё ещё оставалась крупнейшим экспортным рынком – товаров там было реализовано более чем на 5 млрд евро (20,8 проц. от общего объёма экспорта из Литвы). Тем не менее, товары литовского происхождения составили всего лишь 11,7 проц., остальную часть составил реэкспорт. «Реэкспорт также создаёт добавочную стоимость, но при этом транспортно-логистический сектор несёт потери», – говорит Н. Мачюлис.

Объём экспорта из Литвы на другие рынки растёт

Между тем объём экспорта из Литвы в Эстонию, страны Скандинавии, Францию, Италию, Великобританию и другие страны (не члены ЕС и СНГ) вырос на 13,5 проц. Среди основных экспортёров товаров и услуг литовского происхождения – мебельная, деревообрабатывающая, пищевая и текстильная промышленность. На АЗС в государствах «старой» Европы нередко можно увидеть грузовые автомобили с литовскими номерами.

Цель – выстоять на завоёванных рынках

Дайнюс Абрамавичюс, руководитель UAB «Daimanta», объяснил, что тем компаниям, которые занимаются реэкспортом, переориентироваться на новые рынки не так-то просто, поэтому вполне понятно их стремление удержать свои позиции на тех рынках, где уже есть наработки. «Всем понятно, что объём грузооборота в течение первых двух месяцев этого года намного меньше, чем был в январе – феврале прошлого года. Оплата за перевозки опаздывает, но мы стараемся удержаться на восточном рынке», – говорит он. Этот период предпринимателю напоминает 1994 год, когда экономическая ситуация была очень похожей. Но он надеется, что запреты на торговлю когда-нибудь кончатся. Некоторые мелкие перевозчики, в надежде на лучшие времена, остановили свою технику, но что делать тем, кто должен выполнять финансовые обязательства перед банками или лизинговыми компаниями? Несмотря на то, что транспортников перспективы на рынках стран СНГ не очень радуют, сухопутные перевозки всё же продолжают оставаться одной из самых востребованных услуг. Алдас Мотиеюнас, руководитель UAB «Vantra», порадовался тому, что его компании, занимающей перевозками фруктов в Москву через Беларусь, удалось избежать последствий эмбарго. Кроме того, его радует то, что цена за перевозку повысилась – за перевозку из Польши заказчики сейчас платят столько же, сколько раньше платили за перевозку из Голландии.

Цена экспортных услуг растёт

«Когда грузопоток из Западной Европы на восток был большим, таким же большим было и предложение транспортных услуг. Это обстоятельство ограничивало цены на перевозки. В настоящее время, когда импорта мало, а цены на импорт упали до предела, повысились цены на экспорт», – говорит Дайнюс Абрамавичюс. – «Транспортных средств мало, но экспорт так или иначе надо вывезти, поэтому цена услуги автоматически повышается».

Кроме того, когда прекратились рейсы на восток (а вместе с ними и пропала возможность заправить машины более дешёвым топливом), повысились затраты на топливо.

Эдвард Ляхович объяснил, что на себестоимость услуг основное влияние оказывает изменение цен на топливо, но в плане цены услуг для потребителя это влияние проявляется в долгосрочной перспективе. «Следует не забывать о том, что цена на топливо – только одна из частей себестоимости логистических услуг. Международные перевозки очень зависят от соотношения спроса и предложения. Если на рынке чувствуется переизбыток грузов и нехватка транспортных средств, тогда цена за перевозку растёт даже несмотря на то, что снижается цена на топливо», – говорит он.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0