«Похмелье» контрабандистов, или как (не)потерять грузовой автомобиль?
По подсчётам экономистов, в Литве за последние несколько лет рынок нелегальных табачных изделий резко сократился: если в 2010 году доля «чёрного рынка» продаж составляла 42 проц., то в 2014 г. – примерно 27 проц. Но несмотря на этот прогресс, неизменными остаются две вещи: во-первых, по объёму контрабандной продукции Литва всё ещё состоит в списках «лидеров». Во-вторых – речь идёт о таком объёме, который можно доставить только на грузовых автомобилях. В случае «неудачи» грузовые автомобили с контрабандой задерживают или конфискуют. Редакция CargoNews.lt решила проанализировать, в каких случаях грозят такие строгие санкции, и как между собой делят ответственность водитель и руководство его компании.
Открытые тайны
Как утверждают сотрудники таможенной службы, на протяжении многих лет самым популярным контрабандным товаром являются табачные изделия. В прошлом году стоимость конфискованных табачных изделий составила 13 млн евро. Между тем алкогольные напитки не столь популярны. Как правило, нелегальная алкогольная продукция производится в Литве на «подпольных» заводах – на неё наклеивают российские или белорусские этикетки, а затем пытаются пустить в продажу.
Курящие водители грузовиков в продолжительные рейсы по «дорогим» европейским странам берут запас сигарет – возможно, на продаже нескольких пачек иногда пытаются заработать. Однако разница между несколькими блоками сигарет, лежащими вместе с личными вещами водителя, и куда более впечатляющим их количеством, разложенным в разных местах автомобиля, очень большая. В первом случае можно «откупиться» денежным штрафом, а во втором будет решаться вопрос о конфискации транспортного средства.
Бывают и такие случаи, когда создаётся впечатление, что большое количество сигарет провозится не без ведома владельцев транспортных компаний. Конечно, соблазну заняться незаконным «предпринимательством» чаще всего поддаются водители (для этого им не нужно разрешение руководителей). Но когда такие «деятели» попадают в руки правоохранительных органов, зачастую они не могут внятно объяснить элементарные вещи – где взяли деньги на покупку такого количества сигарет, где их приобрели, когда спрятали, как намеревались сбыть и т.д. Именно такие случаи заставляют сомневаться в том, кто был настоящим организатором правонарушения.
Изменения в Кодексе административных правонарушений не нужны?
Некоторое время тому назад руководители Литовской конфедерации предпринимателей и Ассоциации мелких и средних перевозчиков предложили внести поправки в положения КоАП, касающиеся отношения к контрабандистам. Они предложили «смягчить» наказания за контрабандную деятельность, аргументируя своё предложение тем, что согласно действующему положению КоАП, наказание назначается не водителю, непосредственно совершившему преступление, а компании, в которой он работает. В результате задержания перевозчик ежедневно несёт потери от простоев, ещё более значительные убытки появляются у перевозчика при конфискации транспортного средства. Предприниматели предложили ужесточить наказания водителям, уличённым в контрабанде – на ППК, где водителей задержали, отменять действие рабочих виз без возможности получить новые рабочие визы в ближайшие 5 лет, а транспортные средства, на которых перевозилась контрабанда, задерживать не более, чем на 3-е суток.
Адвокат Реда Алексинайте говорит, что в настоящее время при решении дел о контрабанде сигарет в судах сложилась довольно чёткая практика. Тем не менее, данных о том, что применение той или иной санкции было обусловлено тем, что суду было ясно, кто из нарушителей – водитель или руководство компании – пошёл на преступление, ещё недостаточно, чтобы можно было делать какие-то определённые выводы.
«Все прекрасно понимают, какой ущерб экономике наносит контрабанда, поэтому не надо надеяться, что в законодательстве появятся какие-то „лазейки“. Угроза понести убытки вследствие задержания, а тем более, конфискации транспортного средства – довольно эффективная превентивная мера (если на проблему смотреть в государственном масштабе). Кроме того, конфискация транспортных средств применяется далеко не во всех случаях – это исключительная мера наказания, когда для перевозки контрабандных сигарет транспортное средство оборудуют специальными тайниками, когда сигареты прячут в местах, не приспособленных к перевозке каких-либо предметов (за обшивкой салона, за бамперами, в фильтрах, топливных баках и т.д.), или когда количество контрабанды такое, что переправить его через границу незаметно без транспортного средства было бы невозможно. Большинство дискуссий вызывает именно последнее обстоятельство – как установить, что количество нелегального товара было именно таким, что переправить его через государственную границу иначе, как на транспортном средстве, было невозможно. В законодательных актах не указаны ограничения ёмкости или веса, поэтому этот вопрос судья решает исключительно на основании своего опыта и внутренних убеждений», – говорит Р. Алексинайте.
Транспортные средства литовских перевозчиков, в которых находится груз контрабандных сигарет или других табачных изделий, задерживаются и в других европейских странах. Порядок и практика возврата задержанных машин отличается. Например, в Великобритании вопрос о конфискации транспортного средства решается иначе, чем в Литве – перевозчик может «выкупить» задержанный с контрабандой автомобиль за соответствующую плату. По словам адвоката Р. Алексинайте, если перевозчик попал в такую ситуацию впервые, у него много шансов защитить себя и вернуть транспортное средство без уплаты соответствующей суммы. Для этого нужно подать просьбу о возврате транспортного средства до того, как дело попадёт в суд, и если удастся доказать, что перевозчик не причастен к перевозке контрабанды, и попал в такую ситуацию впервые, транспортное средство ему вернут. Конечно, в данном случае у перевозчика тоже появляются простои и какие-то убытки, но они значительно меньше, по сравнению с конфискацией автомобиля.
Игры с огнём
Адвокат адвокатской конторы «Magnusson» Элигиюс Винцкус в свою очередь отметил, что за перевозку контрабанды предусмотрена и гражданская, и уголовная ответственность. Если стоимость контрабандного товара достигает до 250 прожиточных минимумов (9500 евро) – применяется гражданская ответственность, если стоимость контрабандного товара превышает эту величину – применяется уголовная ответственность. Конфискация транспортного средства, как мера наказания, предусмотрена в обоих случаях.
«Объёмы перевозимой контрабанды или способы её перевозки сами по себе не создают предпосылок делать выводы о том, что такая перевозка осуществлялась по инициативе водителя или с участием работодателя. Это устанавливается на основании собранных по делу доказательств. В Уголовном кодексе говорится, что транспортное средство подлежит конфискации в том случае, если владелец транспортного средства перед тем, как передать его виновнику, знал или мог знать о том, что транспортное средство будет использовано в преступных целях. В Кодексе административных правонарушений условия конфискации транспортного средства не определены, тем не менее, в течение многих лет в судопроизводстве по этому вопросу уже сложилась своя практика», – говорит Э. Винцкус.
Как утверждает адвокат, в процессе судебного разбирательства в первую очередь нужно установить, было ли транспортное средство специально приспособлено для перевозки контрабандных предметов. Если этот факт подтверждается, вопрос о конфискации такого транспортного средства, как правило, не возникает. Если в транспортном средстве тайники для перевозки контрабанды не обнаружены, тогда проводится оценка, могло ли найденное количество контрабандных предметов быть доставлено без транспортного средства. О признании автомобиля средством доставки контрабанды суды решают на основании совокупности всех обстоятельств – количества контрабандных предметов, механизма доставки контрабанды и т.д., указывающих на то, насколько необходимо было использовать автомобиль для доставки контрабанды.
Принцип пропорциональности
В том случае, если специального тайника в автомобиле не было, а владелец автомобиля о перевозке контрабанды не знал, конфискация транспортного средства применяется как исключительная мера наказания. По словам Э. Винцкуса, в таких случаях очень точно должны быть установлены такие моменты, как масштаб контрабанды, способ её доставки, уровень риска, обстоятельства, характеризующие личность виновника и т.д. Особое внимание нужно обратить на то, каким образом владелец транспортного средства, в котором перевозилась контрабанда, передал его нарушителю, или какие другие условия были созданы для того, чтобы нарушитель смог им воспользоваться.
Это означает, что транспортное средство можно конфисковать лишь в том случае, если будет доказано, что его владелец не заботился о своём имуществе как полагается, и, таким образом, создал предпосылки использовать транспортное средство в преступных целях. В судебной практике всё больше внимания уделяется принципу пропорциональности.
Если конфискация автомобиля может стать наказанием для его владельца (когда нет данных о том, что владелец был причастен к преступлению), но не для лица, непосредственно совершившего преступление, у судей возникает вопрос, насколько справедливо применение строжайшей санкции. По словам адвоката, в последнее время конфискация транспортного средства как мера наказания её владельцу, а не непосредственному виновнику – довольно редкое явление.
Более того – в последнее время всё чаще слышатся дискуссии о том, всегда ли задержание транспортного средства является адекватной мерой наказания за перевозку контрабанды. Всем понятно, что компания, чьё транспортное средство задержали, в ожидании решения суда несёт огромные финансовые потери. Решению этой проблемы могло бы способствовать дополнительное правовое регулирование, с чётким указанием условий и порядка задержания транспортного средства.
Защита от водителей-мошенников
Может ли компания-перевозчик требовать у своего водителя подписать договор о полной материальной ответственности? Некоторые юристы говорят, что такой договор – один из наиболее эффективных способов защиты от недобросовестных водителей. Водители в письменном виде должны быть проинформированы о том, какие санкции будут применяться к ним в том случае, если они займутся перевозкой контрабанды или другой противозаконной деятельностью, причиняющей ущерб работодателю.
Тем не менее, отдельный договор о полной материальной ответственности не обязателен – ответственность сотрудника за причинённый ущерб уже определена в Трудовом кодексе. Сотрудник обязан возместить ущерб в том случае, если ущерб причинён преднамеренно или стал следствием преступной деятельности сотрудника (и за такую деятельность он осуждён вступившим в силу решением суда). Работодатель должен лишь не забывать о том, что срок, в течение которого он может обращаться в Комиссию по трудовым спорам с просьбой возместить причинённый ущерб, довольно короткий – 3 месяца. Отсчёт этого срока начинается со дня, когда был причинён ущерб.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.